Поволжье / Новости 19 мая 2010 г. 18:45

Обнаруженного с ножницами в груди солдата из Татарстана признали самоубийцей

***Родственники и правозащитники настаивают на возбуждения уголовного дела

Казань. 19 мая. ИНТЕРФАКС-ПОВОЛЖЬЕ - Правозащитники Казани добились признания незаконным отказа следственных органов возбудить уголовное дело по факту смерти в воинской части Оренбургской области 21-летнего солдата-срочника из Татарстана, санинструктора Ильшата Усманова.

Как сообщалось, солдата нашли мертвым 1 февраля 2010 года с ножницами в груди в медицинском кабинете войсковой части, расположенной в поселке Сакмара Оренбургской области. Специалисты установили, что причиной смерти стали 8 колотых слепых ранений груди с повреждением сердца и массивная кровопотеря.

"Согласно заключению судебно-психиатрической экспертизы, до момента гибели военнослужащий хроническим психическим расстройством не страдал, в состоянии аффекта также не находился. По словам сослуживцев, Ильшат со всеми поддерживал ровные отношения и никаких конфликтов у него не было", - сообщили агентству "Интерфакс-Поволжье" в пресс-службе Казанского правозащитного центра (КПЦ), куда за юридической помощью обратились родственники погибшего.

На основании заключения, замруководителя военно-следственного отдела по Оренбургскому гарнизону Илья Володин вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по статьям 105 (убийство) и 110 (доведение до самоубийства) УК РФ "за отсутствием события преступления".

Родственники и юристы КПЦ не согласились с решением следственных органов, и решение И.Володина было обжаловано в Оренбургском гарнизонном военном суде.

Судья согласился с рядом нестыковок следственной проверки, на которые указали правозащитники. В частности, была проведена экспертиза, хотя ее можно было проводить только в рамках уголовного дела, а его не завели. Правозащитники также отмечали, что показания сослуживцев подозрительно однотипны, что не учтены показания некоторых из них, рассказавших о негативном психическое состояние И.Усманова и о вымогательстве у него денег. Непонятно, каким образом и когда к командиру части попал мобильный телефон погибшего, отмечали правозащитники.

Между тем, как отметили в пресс-службе КПЦ, зампредседателя Оренбургского гарнизонного военного суда, подполковник юстиции Роман Демченко не удовлетворил требование правозащитников дать оценку действиям следователя, по их мнению, неоднократно нарушившего законодательство.

Недоумение у правозащитников вызвал и отказ судьи на их требование обязать прокурора Оренбургского гарнизона принять меры к полному и всестороннему исследованию всех обстоятельств дела, поскольку "для этого нет законных оснований".

"Мы направили кассационную жалобу на постановление Оренбургского суда в Приволжский окружной военный суд", - сообщили в пресс-службе.

Как стало известно в КПЦ, в настоящее время началась повторная доследственная проверка по факту смерти И.Усманова.

"В соответствии с приказом Главного военного прокурора РФ (с поправками 2007 года) в каждом случае самоубийства, гибели либо причинения тяжких телесных повреждений военнослужащему военным прокурорам предписано возбуждать уголовные дела и проводить предварительное следствие, - отмечает юрист Казанского правозащитного центра Андрей Сучков. - В данном случае этого сделано не было".

Как сообщалось, 21-летний житель села Мокрые Курнали Алексеевского района Татарстана И.Усманов летом 2009 года окончил Казанский медицинский колледж, в ноябре был призван в армию и направлен для прохождения службы в войсковую часть в Оренбургскую область, где как медицинский работник исполнял обязанности внештатного санинструктора.

По словам родителей, Ильшат регулярно, по воскресеньям, звонил домой, причем ни разу не пожаловался на притеснения со стороны сослуживцев.

В очередное воскресенье, 31 января родители не дождались звонка от сына. Тогда они позвонили сами, но телефон солдата оказался выключенным, чуть позже руководство части известило их о "скоропостижной смерти сына" телеграммой.