Казань. 22 мая. ИНТЕРФАКС-ПОВОЛЖЬЕ - Реализация крупных инфраструктурных проектов требует непрерывного финансового контроля на всех этапах строительства, считает глава Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Александр Смирнов.
"Чрезвычайно важным является обеспечение государственного финансового контроля, связанного с патронированием крупнейших инфраструктурных объектов и их сооружением в нашей стране. Потому что, во-первых, это - крупные объекты, во-вторых, это - объекты, которые предполагается финансировать из средств Фонда национального благосостояния, а их можно назвать "деньгами будущих поколений", и их трата является весьма принципиальным делом. Мы же должны трижды ответственно подходить к тому, чтобы эти объекты были эффективными, работоспособными, продуктивным и так далее", - сказал А.Смирнов в четверг в Казани на международной научно-практической конференции "Государственный (муниципальный) контроль в Российской Федерации. Теория, практика, перспективы развития".
По его словам, предлагается выстроить модель непрерывного государственного контроля за таким объектами "в период всего их жизненного цикла - с момента проектирования и до момента завершения строительства".
При этом А.Смирнов отметил, что обеспечить контроль только силами службы финансового контроля невозможно. По его словам, служба планирует взаимодействовать с коллегами из федерального казначейства, службы по финансовому мониторингу, а также с нефинансовыми институтами, к примеру, Ростехнадзором.
"Представьте себе, что на каком-то начальном этапе строительства крупного объекта нашими контролерами проведена экспертиза, взяты пробы цемента, и окажется что он не марки М-500, а М-200. Мы как финансисты понимаем, что стоимость этого материала другая, начинаем пересчитывать и говорить, что претензия такая-то, какие-то деньги использованы зря. Но другая тема может быть более важной: технологическое соответствие данной стройки тем задачам, которые должна служить", - пояснил А.Смирнов.
Он также отметил, что уровень и частота нарушений бюджетного законодательства нарастает. "Этому во многом способствует не ослабление контрольной работы, а то, что создается, уже создалось некоторое отношение легкости к возможности нарушить правила бухгалтерского бюджетного учета ввиду невысокой ответственности за такие нарушения", - сказал руководитель Росфиннадзора.
По его словам, главная задача государственного финансового контроля - эффективность использования средств. "Но создало ли само государство правила игры и ответственности в этой сфере? Вы не найдете ни в старой редакции Бюджетного кодекса, ни в новой ответственности за неэффективное использование бюджетных средств. Существует лишь норма, говорящая о том, что это такое. (. . .) Много говоря об эффективности использования бюджетных средств, мы не создали правовую базу для того, чтобы контроль мог кого-то призвать к ответственности в этом плане", - сказал А.Смирнов.
По его словам, зачастую к нарушениям приводит некачественно проработанный документ, регулирующий использование средств бюджета. Он привел в пример проверку в прошлом году Минпромторга РФ, который выделил определенные средства компании, занимающейся самолетостроением, где бюджетные средства "зависли на полгода без дела".
"В течение огромного периода времени крупная сумма государственных средств, казенных, находилась без движения. Их не украли, на них никто не посягал в смысле присвоения, но задумаемся: для того ли бюджет давал эти средства? Почему было возможно длительное и довольно бесполезное отвлечение крупных государственных ресурсов из бюджета, непродуктивное отвлечение? А параллельно в это же время страна изыскивала средства для закрытия финансирования проблем, связанных с наводнением на Дальнем Востоке. Если бы кто-нибудь в государстве попытался свести воедино сумму депозитов, имеющих в своем происхождении федеральные бюджетные средства, мы бы поняли с вами масштаб бедствия", - сказал А.Смирнов.
Он сообщил, что ведомство доложило о необходимости более тщательной проработки распорядительного документа, которым обуславливается выделение средств. "Прошел год. Ровно по тем же основаниям даются снова деньги - и всё в порядке. Опять сталкиваемся с проблемой зависания федеральных денег в депозитных счетах. Мы, конечно, можем сказать, что это - хороший способ для развития банковской системы. Мне почему-то кажется, что мы не зря создавали федеральное казначейство, с его ликвидностью, которое как раз и является тем инструментом наиболее эффективного использования сконцентрированных в кассовом плане финансовых средств страны, для того, чтобы не заниматься подкреплением банков через депозитные схемы бюджетополучателей. Это - абсурд", - считает глава Росфиннадзора.
А.Смирнов также полагает необходимым укрепить работу над бюджетным процессом на стадии, предшествующей формированию бюджета.