Пермь. 21 декабря. ИНТЕРФАКС-ПОВОЛЖЬЕ - ОАО "Российские железные дороги" ввело в эксплуатацию 53-километровый участок железной дороги Яйва-Соликамск, построенный в обход шахтных полей калийно-магниевых месторождений в Пермском крае, сообщил корреспондент агентства "Интерфакс-Поволжье", присутствовавший на церемонии открытия.
В воскресенье по новому пути прошел первый грузовой состав, с января следующего года на участке начнется регулярное пассажирское сообщение.
Как отметил на церемонии открытия глава РЖД Владимир Якунин, этот участок дороги является крупнейшим из введенных за последние годы.
"За последние лет 15 магистральная сеть РЖД не расширялась, а если говорить по правде, то она сокращалась. Сам факт, что РЖД начали, наконец, прирастать железнодорожными путями - лучшее свидетельство того, что экономика страны поднимается", - сказал он.
В.Якунин также отметил, что в 2011 году РЖД планируют сдать вторую очередь объекта. На втором этапе планируется примыкание к новой ветке станции Березники-Сортировочные, а также дальнейшее развитие линейных станций. По данным пресс-службы компании, в 2010 году РЖД планируют освоить 1,1 млрд рублей.
Общая стоимость участка оценивается в 12,33 млрд рублей. При этом, по словам В.Якунина, "часть средств еще не покрыта".
"Остались некоторые нерешенные вопросы по финансам, и мы сегодня хотим с представителями грузовладельцев, которые пользуются этим участком, договориться о том, как (они - ИФ) будут покрываться. Мы сейчас ведем переговоры, чтобы за счет доходов, прибыли частично компенсировать (эти расходы - ИФ)", - сказал он. Сумму непокрытых расходов глава РЖД не уточнил.
Ранее сообщалось, что из федерального бюджета планировалось профинансировать расходы на строительство дороги в размере 2,79 млрд рублей, из средств РЖД - 3,54 млрд рублей. ОАО "Уралкалий" и ОАО "Сильвинит" выразили готовность возместить расходы федерального бюджета на строительство ветки в размере 5 млрд и 1 млрд рублей соответственно.
Согласно материалам пресс-службы РЖД, ветка Яйва-Соликамск проложена в обход шахтных полей и участков перспективной подземной разработки, что "делает абсолютно безопасными пассажирские и грузовые перевозки в районе Соликамско-Березниковского промышленного узла".
Как сообщил журналистам заместитель генерального директора "Уралкалия" Сергей Дьяков, дорога огибает все участки, на которых руда уже добывается или будет добываться в будущем. "Она находится между Березниками и Соликамском, где хлористого калия на месторождении нет. На сегодняшний день мы четко понимаем, что угрозы движению нет. Какой-либо угрозы на многие десятилетия и сто лет для грузоотправителей Березников и Соликамска нет", - подчеркнул он.
"Как только начали осваивать Верхнекамское месторождение, то практически на месторождении строили и города, и предприятия, и железную дорогу. В 70-е годы прошлого столетия государство просто решало вопросы расширения производства, безопасность в то время отходила на второй план, а проблема оставалась. Решение по новой ветке назревало давно", - сказал он.
В будущем на этом участке может быть построен второй путь, сказал В.Якунин, отметив, что сроки реализации этого проекта будут зависеть от объема грузоперевозок.
"На сегодняшний день здесь идет 14 пар поездов. Это объем, для которого более чем достаточно существующей инфраструктуры, и когда мы говорим о строительстве вторых путей, то мы говорим об объеме (перевозок - ИФ), который в два раза должен превышать эти (имеющиеся - ИФ) объемы", - заметил он.
Планируется, что участок Яйва-Соликамск в будущем станет частью железнодорожной магистрали "Белкомур".
В результате техногенной аварии на руднике "Уралкалия" осенью 2006 года в зоне оседания почвы оказался участок железнодорожного полотна в районе станции Березники Свердловской железной дороги. В январе 2007 года РЖД уложили временную обходную 850-метровую железнодорожную линию, в январе 2008 года открыли регулярное движение по двупутному 6-километровому обходному пути. Также в январе 2008 года было принято решение о строительстве 53-километрового участка железной дороги за пределами шахтных полей и участков перспективной подземной разработки.
Проект "Белкомур" (Комплексная программа промышленного и инфраструктурного развития Пермского края, республики Коми и Архангельской области) включает строительство железнодорожной магистрали Архангельск-Сыктывкар-Гайны-Соликамск и осуществление ряда сопутствующих проектов.