Самара. 21 сентября. ИНТЕРФАКС-ПОВОЛЖЬЕ - Ученые Самарского национального исследовательского университета им. С.П. Королёва разрабатывают программный комплекс для расчета влияния различных видов топлива на характеристики авиадвигателей, сообщает пресс-служба вуза в четверг.
С помощью разработки планируется заранее определять и прогнозировать, как изменятся продолжительность, дальность и себестоимость полета, если самолет с определенной компоновкой двигателей заправить не традиционным авиационным керосином, а тем или иным экологически чистым топливом.
"Электронное экотопливное "меню" может пригодиться конструкторам и эксплуатантам авиационной техники при постепенном переходе отечественной авиационной отрасли на экологически чистые виды топлива, в том числе при сертификации отечественной авиационной техники для использования биотоплива", - говорится в сообщении.
Одной из задач этого проекта является комплексная оценка влияния биотоплива на характеристики авиационных двигателей и, соответственно, на их работу в составе летательного аппарата.
Программа сможет показать и экономическую целесообразность использования биотоплива.
"Конечно, сейчас биотопливо еще достаточно дорогое, но с каждым годом его производство дешевеет, и мировая тенденция такова, что экологически чистое топливо в авиации будет постепенно вытеснять традиционный керосин", - приводятся в сообщении слова директора Инжинирингового центра Самарского университета им. Королёва, заведующего молодежной научно-исследовательской лабораторией "Энергетические установки" Ивана Зубрилина.
По словам ученого, в 2027 году Международная организация гражданской авиации (ИКАО) в рамках программы CORSIA введет ряд обязательных мер для стимулирования использования углеродно-нейтральных топлив: авиакомпании должны будут выплачивать специальные компенсационные выплаты за перелеты без использования экологически чистых топлив - SAF (Sustainable Aviation Fuel - ИФ).
"По данным из открытых источников, для российских авиакомпаний объем этих компенсационных платежей может составить в 2027 году порядка 1,5-2 млрд евро. В дальнейшем эти выплаты, если не переходить на SAF, будут только увеличиваться", - говорится в сообщении.
Также Зубрилин отметил, что, согласно статистике, за последние несколько лет объемы производства SAF в мире выросли в 20 раз и прогнозируется, что к 2050 году около половины всего авиационного топлива в мире будет именно в виде SAF, оставляющего минимальный углеродный след.
Разработка программного комплекса ведется учеными на основе созданной ранее в университете автоматизированной системы "АСТРА", предназначенной для концептуального проектирования газотурбинных двигателей.
С помощью нового программного комплекса российские конструкторы смогут оптимизировать параметры проектируемых ими авиационных двигателей с учетом наиболее подходящих по составу перспективных авиационных топлив.
Завершить первый этап разработки программы, в которой в качестве перспективных компонентов рассматриваются топлива из биосырья, планируется в 2024 году. В дальнейшем ученые рассчитывают включить в базу программного комплекса синтетические топлива, топлива из вторичного сырья, а также авиационное сконденсированное топливо.
Самарский национальный исследовательский университет им. С.П. Королева основан в 1942 году как Куйбышевский авиационный институт.