Нижний Новгород. 6 сентября. ИНТЕРФАКС-ПОВОЛЖЬЕ - Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (УФАС) отмечает крайне низкую степень удовлетворенности жителей региона услугами по продаже полисов ОСАГО и считает необходимым менять сложившуюся ситуацию на рынке этих услуг.
Руководитель Нижегородского УФАС Михаил Теодорович сообщил журналистам во вторник, что по итогам опроса, проведенного антимонопольным ведомством на своем сайте, только 2% участников ответили на вопрос о проблемах при заключении договоров ОСАГО положительно - "проблем не было". При этом растет и количество жалоб в УФАС на действия страховых компаний при заключении договоров по приобретению полисов ОСАГО.
"Уровень удовлетворенности потребителей этой (приобретения полисов ОСАГО - ИФ) услуги чрезвычайно низок - 2%. Когда мы делали закрытое исследование удовлетворенности потребителей на иных рынках в рамках "дорожной карты" федерального "Стандарта развития конкуренции", мы увидели некоторые рынки, где недовольных или частично недовольных было до 20%, и мы считали, что это - очень много. Здесь недовольных - 98%, а довольных - 2%. Наша конечная цель - чтобы уровень удовлетворенности был максимально высок", - сказал М.Теодорович.
Он отметил, что УФАС поддерживает любые усилия игроков рынка, которые направлены на "гармонизацию ситуации".
На состоявшемся экспертном совете по финансовым рынкам при УФАС, заседание которого прошло во вторник, участники совета пришли к выводу, что необходимо внесение изменений в федеральное законодательство. Предлагается прописать норму, согласно которой представлять интересы в суде по выплатам при ОСАГО должен либо собственник, либо страхователь.
В настоящее время получили распространения услуги так называемых "автоюристов", что позволяет страхователям не посещать административные и судебные органы для получения выплаты. Однако данные услуги увеличивают нагрузку на страховые компании, которые для сохранения маржинальности предлагают страхователям покупать допуслуги страхования при оформлении полиса ОСАГО.
По мнению участников совета, внесение таких изменений в законодательство позволит снизить в конечном итоге нагрузку на потребителя. С такой законодательной инициативой предполагается обратиться должным образом на федеральный уровень.
Также участники экспертного совета рекомендовали страховым компаниям усовершенствовать свою маркетинговую политику по продвижению дополнительных услуг страхования. Данные услуги могут быть интересны гражданам, однако вызывают отторжения в случае навязывания при покупке ОСАГО.
Кроме того, по словам М.Теодоровича, представители страховых компаний на заседании экспертного совета высказались за создание цивилизованного рынка по оказанию услуг автоюристов в противовес существующему стихийному рынку. По их мнению, необходимо "сконструировать услугу, не наносящую ущерба и не разрушающую рентабельность (предоставления данного вида услуг - ИФ)". В начале декабря экспертный совет при УФАС вновь планирует обсудить тему ОСАГО и заслушать мнение страховщиков, как должен выглядеть рынок юридических услуг для автовладельцев.
По данным УФАС, которые на брифинге привел замруководителя Сергей Смирнов, 64% опрошенных антимонопольным ведомством сообщили о навязывании допуслуг при приобретении полиса ОСАГО, 18% - об отсутствии бланков полисов ОСАГО, 14% - об очередях в офисах или невозможность подать заявлений, 2% - об отказе в приеме диагностических карт и только 2% заявили об отсутствии проблем при оформлении полиса.
По словам С.Смирнова, общая сумма страховых премий по ОСАГО в 2015 году в регионе составила почти 5 млрд рублей, в первом полугодии 2016 года - 2,6 млрд рублей. По сравнению с прошлым годом количество страховых организаций, предоставляющих услуги по оформлению полисов ОСАГО, сократилось в Нижегородской области на 20%. На долю трех крупнейших страховщиков приходится 60% рынка страхования ОСАГО.