Казань. 14 сентября. ИНТЕРФАКС-ПОВОЛЖЬЕ - Верховный суд Татарстана в пятницу принял решение направить запрос в Конституционный суд РФ о проверке конституционности пункта 1 статьи 24 ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях" от 26 сентября 1997 года.
Таким образом, суд удовлетворил ходатайство представителя парламента Татарстана Эльмиры Мустафиной, передает корреспондент "Интерфакс-Поволжье".
В своем ходатайстве она указала, что согласно пункту 1 статьи 24 ФЗ религиозные объединения вправе заключать или не заключать трудовые договора со своими работниками, что противоречит Конституции РФ.
"Все равны перед законом, и если между работодателем и работником есть какие-либо взаимоотношения, то они должны быть оформлены юридически, то есть, договором. В противном случае могут быть нарушены социальные права граждан", - считает Э.Мустафина.
Она напомнила, что такая норма уже закреплена в аналогичном законе Татарстана, принятом в августе 2012 года, хотя ее сейчас оспаривает казанская мечеть "Нурулла".
Ходатайство Э.Мустафина заявила в ходе судебного разбирательства по обращению руководства и прихожан казанской мечети "Нурулла" о признании незаконными ряд положений закона республики "О внесении в закон Татарстана "О свободе совести и религиозных объединениях".
Представителя Госсовета республики поддержала представитель президента Татарстана Наталья Фомина, которая также считает, что "пункт 1 статьи 24 ФЗ нарушает принципы равенства прав граждан независимо от религиозности".
С ними согласна гособвинитель - сотрудница прокуратуры Татарстана Галина Синякова.
"Мы изучили судебную практику, которая показала, что существует огромное количество обращений священнослужителей в суды о том, что с ними не оформляют трудовых договоров, и это, по их словам, приводит к нарушению их прав и лишает социальных гарантий", - сказала Г.Синякова.
Представитель мечети "Нурулла" Тауфик Василов предложил суду приостановить действие поправок республиканского закона до решения Конституционного суда РФ.
"Это ходатайство запоздалое, но разумное", - сказал он.
Судья Верховного суда Татарстана Роман Гафаров удовлетворил ходатайство представителей власти, представителей парламента и президента Татарстана, постановил приостановить производство по делу по заявлению казанской мечети "Нурулла".
"Решение пока еще не вступило в законную силу, оно может быть обжаловано в течение 15 дней", - сказал Р.Гафаров.
Закон "О внесении в закон Татарстана "О свободе совести и о религиозных объединениях" с рядом поправок и дополнений был разработан и принят после трагических событий 19 июля в Казани, когда на двух мусульманских деятелей были совершены покушения. Тогда муфтий Татарстана Илдус Файзов был ранен, а начальник учебного отдела Валиулла Якупов был убит. Поправки к закону были внесены, как отмечается в документе, "в целях защиты прав и свобод человека, предупреждения религиозного экстремизма, содействия укреплению внутриконфессионального и межконфессионального согласия".
Руководство и прихожане казанской мечети "Нурулла" оспорили в Верховном суде Татарстана п.3 ст.17 и п.1 ст.27 закона. В первом случае (п.3 ст. 17) законом устанавливается, что религиозные организации, зарегистрированные на территории РФ, должны требовать от кандидатов на должность духовного лица (в т.ч. имама мечети - ИФ) наличие религиозного образования, полученного в России или за рубежом, но в последнем случае "диплом должен быть принят в установленном порядке".
При этом порядок признания диплома устанавливает сама религиозная организация, опираясь на основы исповедуемого вероисповедании (в случае мусульманских организаций имеется в виду ханафистское, или традиционное течение ислама - ИФ).
Во втором случае (п.1. ст.27) религиозным организациям предписано заключать трудовые договоры (контракты) с работниками, тогда как ранее это было необязательной нормой.
По мнению заявителей, внесенные поправки являются вмешательством парламента и президента Татарстана во внутренние дела религиозных объединений.
"Имама выбирает приход, а в мечетях многие работают бесплатно, во имя Аллаха", - сказал на заседании представитель мечети Тауфик Василов.
На заседании присутствовала большая группа мусульман - прихожан мечети "Нурулла" и "Аль-Ихлас" - около 50 человек, причем все женщины были в хиджабах (мусульманское одеяние, которое позволяет быть открытыми только лицу и кистям рук). В перерыве представитель мечети "Аль-Ихлас" рассадил, несмотря на протесты журналистов, судебных приставов и гособвинителя, на "женскую" и "мужскую" половину.