Казань. 19 марта. ИНТЕРФАКС-ПОВОЛЖЬЕ - Казанский правозащитный центр (КПЦ) сообщает о возобновлении следственным комитетом расследования по факту гибели студента Рената Фалахеева, найденного в луже крови в январе 2008 года в камере для административно задержанных отдела милиции "Азино-2".
"Информацию о возобновлении следствия матери погибшего сообщил в минувшее воскресенье первый заместитель руководителя Следственного управления СКР по Татарстану Марат Зарипов", - сообщили агентству "Интерфакс-Поволжье" в пресс-службе КПЦ в понедельник.
Как сообщалось, 27-летний второкурсник Академии государственной службы при аппарате президента Татарстана Ренат Фалахеев скончался от потери крови в ночь на 28 декабря 2008 года по дороге в больницу из отделения милиции "Азино-2", куда был доставлен накануне вечером из бильярдного клуба.
В клубе он с друзьями отмечал успешную сдачу экзаменов. Около полуночи руководство клуба вызвало милицию, заявив, что Р.Фалахеев отказался оплатить счет на сумму 2,5 тыс. рублей. Молодого человека доставили в отдел милиции, сообщив о правонарушении матери, причем заверили ее, что он "жив и здоров, а утром предстанет перед мировым судьей".
Женщина срочно поехала в клуб, оплатила счет сына, о чем получила расписку, и повезла ее в милицию. В отделении она попросила встречи с сыном, но милиционеры, по ее словам, игнорировали просьбу и лишь спустя какое-то время сообщили, что молодого человека увезли на "скорой" в больницу.
Было установлено, что Р.Фалахеев был помещен в камеру для административно-задержанных, а спустя несколько часов был обнаружен в луже крови, причем на сгибе руки была резаная рана. Кровопотеря, по данным экспертизы, составила около 2-х литров.
Следственные органы пришли к выводу, что это был суицид, и в возбуждении уголовного дело было отказано, как и позже - по факту халатности в отношении сотрудников милиции, на чем настаивали мать и правозащитники.
По данным правозащитников, экспертиза вещественных доказательств показала наличие колото-резаных повреждений на нижнем белье погибшего, причиненные ножницами.
"Можно предположить, что Рената раздевали и пытали, поскольку, согласно результатам посмертной судебно-медицинской экспертизы, выявлены многочисленные телесные повреждения", - цитирует пресс-служба юриста Андрея Сучкова, представляющего интересы матери погибшего.
В марте 2010 года Приволжский районный суд Казани признал незаконным бездействие следователя Ф.Шайхутдинова и руководителя Центрального межрайонного следственного отдела СУ СКР по Татарстану Игоря Гатауллина, которые не приняли никакого решения по подозреваемым в преступлении двоих сотрудников ОП "Азино-2" и ряду других и обязал устранить допущенные нарушения.
Летом 2011 года А.Сучков обратился с жалобой в тот же районный суд и выиграл процесс. Суд повторно признал незаконным постановление о прекращении уголовного дела. Во время заседания следователь Ф.Шайхутдинов согласился, что нарушения не устранялись, "поскольку он не знал о существовании судебного решения от 17 марта 2010 года".
Таким образом, в течение двух лет Следственный комитет не исполнял решения судов, вступивших в законную силу.
Мать погибшего Ильсияр Фалахеева, которая не верит в самоубийство сына, с помощью правозащитников не только обращалась в следственные органы о расследовании дела, но и в суд с требованием выплатить ей около 2 млн рублей в качестве компенсации морального вреда за гибель сына.
Сначала Вахтовский райсуд Казани частично удовлетворил иск матери, обязав Минфин РФ выплатить ей 75 тыс. рублей, а позже Верховный суд Татарстана, где она оспорила сумму, и вовсе отказал ей.