Нижний Новгород. 10 июля. ИНТЕРФАКС-ПОВОЛЖЬЕ - Временной лаг между изменениями оптовой и розничной цены на топливо составляет около 1,5-2 месяцев, сообщил руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (УФАС) Михаил Теодорович на пресс-конференции во вторник.
"Что касается рынка топлива, то есть (существует - ИФ) естественный временной лаг между переменами на оптовом рынке и переменами на рынке розничном. Понятно, что если топливо куплено на опте по дорогой цене, по той же самой цене оно и продается. Продавать его дешевле - это, во-первых, не выгодно, во-вторых - это вызывает вопросы, например, у налоговых органов (...) Само же топливо достигает пистолета заправки по новой цене в среднем через 1,5-2 месяца", - сказал руководитель УФАС.
По словам М.Теодоровича, с марта 2018 года наблюдался "резкий рост цен на топливо на оптовом рынке и мелком опте". В результате к концу апреля маржинальность по всем трем видам топлива (Аи-92, Аи-95 и дизтопливо), которые мониторит УФАС, пришла к 5%. При этом руководитель управления пояснил, что 5%-ая маржинальность в длительном периоде не обеспечивает устойчивое существование рынка, так как не дает участникам вкладывать средства в модернизацию и развитие.
"Рынок начинает стрессироваться, более всего к этому чувствительны мелкие продавцы, поскольку запаса прочности у них нет, большинство из них работает на кредитных ресурсах", - сказал М.Теодорович.
В результате принятых правительством РФ мер, в регионе, по данным УФАС, наблюдается снижение цен на оптовом рынке, которое в средине июня составило 3-4 рубля за литр. "Это уже 10% (достигло снижения - ИФ), это означает, что продавцы в рознице начинают заниматься бизнесом , а не благотворительностью", - сказал он, отметив, что на сегодняшний день эта разница больше.
"Таким образом мы входим в полосу, когда маржинальность увеличивается, и цена стабилизирована. Что она (розничная цена на топливо - ИФ) будет делать дальше, будет зависеть от многих факторов", - сказал руководитель УФАС, добавив, что через какое-то время "дешевое топливо должно достигнуть пистолета заправки".
Отвечая на вопрос о количестве независимых игроков на нижегородском рынке розничной продажи топлива, М.Теодорович сообщил, что по оценкам УФАС, их доля составляет около 10-15%. При этом в регионе есть территории, где не работают крупные игроки, "там игра цены гораздо более чувствительна для кошельков граждан". Он уточнил, что независимые игроки быстрее чувствуют снижение оптовых цен, однако, не торопятся снизить розничные цены, пока эти цены продолжают держать крупные игроки рынка. В тот период, пока крупные игроки реализуют в рознице топливо, приобретенное на оптовом рынке по высоким ценам, мелкие независимые игроки получают возможность "отыграть низкую маржинальность" предыдущего периода.
При этом М.Теодорович напомнил, что Нижегородское УФАС в течение ряда лет предлагало областным властям разработать меры поддержки независимых игроков, чтобы они не ушли с рынка и тех территорий, где нет альтернативных поставщиков. "Мы долгое время работали в пустоту, сейчас у нас есть диалог с губернией. Мы представили конкретные предложения, как это можно было бы сделать", - добавил он.
В материалах Нижегородского УФАС сообщается, что средние розничные цены на бензин и дизельное топливо в Нижнем Новгороде по состоянию на 2 июля на Аи-92 составили 41,11 рубля за литр, на Аи-95 - 43,94 руб/л, на дизтопливо - 43,51 рубля. За месяц со 2 июня цены не изменились.
Наибольший рост цен в текущем году наблюдался в мае: бензин марки Аи-92 со 2 мая по 2 июня подорожал на 2,6 рубля за литр, Аи-95 - на 2,63 рубля, дизтопливо - на 2,93 рубля. За апрель рост цен составлял 65-95 копеек.