Поволжье / Новости 8 июля 2015 г. 18:17

Законопроект о базовом содержании учебных программ может негативно отразиться на национальном образовании - Госсовет Татарстана

Казань. 8 июля. ИНТЕРФАКС-ПОВОЛЖЬЕ - Депутаты Государственного Совета Татарстана не поддержали внесенный в Государственную Думу законопроект о введении базового содержания учебных программ, передал корреспондент агентства "Интерфакс-Поволжье", присутствовавший на заседании.

Председатель комитета по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Госсовета Разиль Валеев сообщил на заседании парламента в среду, что законопроект вызывает серьезные опасения по поводу последствий для сферы образования в случае его принятия, так как предусматривает радикальные изменения уже сложившейся системы.

"Особую обеспокоенность вызывают положения, направленные на минимизацию самостоятельности субъектов РФ в части развития национального (этнокультурного) образования", - отметил Р.Валеев.

По его словам, разработчики законопроекта предлагают включить в текст стандартов "базовое содержание образования". Р.Валеев выразил обеспокоенность, что при отсутствии механизма его формирования не будут учитываться образовательные особенности субъектов РФ. Он напомнил, что сейчас на основе федерального образовательного стандарта с участием регионов разрабатываются примерные основные общеобразовательные программы, которые проходят общественное обсуждение и официальную экспертизу в части учета национальных, региональных и этнокультурных особенностей, затем, на ее основе, образовательные организации принимают свои программы.

"Представленный законопроект предлагает формировать содержание общего образования на федеральном уровне без учета мнения регионов, за исключением дошкольного образования", - пояснил Р.Валеев.

Кроме того, в законопроекте не отражен механизм формирования базового содержания по предметам "родной язык" и "родная литература". Вместе с тем, сегодня в России преподаются 59 родных языков.

"В законопроекте должно быть четко прописано право субъектов РФ разрабатывать базовое содержание образования по родным языкам, литературе, а также механизм их включения в стандарты. (…) Кроме того, будет установлен широкий диапазон сроков обучения по отдельным "приоритетным" предметам, и это, естественно, произойдет за счет сокращения часов на родной язык и литературу. В итоге всех этих нововведений мы не сможем полноценно реализовывать республиканское законодательство о языках и об образовании", - полагает депутат.

Р.Валеев сказал, что сейчас по предметам "родной язык" и "родная литература", как правило, издаются учебные пособия, так как для включения в федеральный перечень учебников издательство должно разработать сразу всю их линейку, методическое пособие для учителя, электронное приложение. Законопроект предусматривает, что учебные пособия должны проходить такую же процедуру включения в федеральный перечень, как и учебники. Председатель комитета сомневается в целесообразности и возможности проведения профессиональной экспертизы нескольких тысяч учебных пособий по каждому предмету.

"Принятие указанного законопроекта является нецелесообразным и может повлечь негативные последствия для всей системы образования и особенно для национального образования", - заключил Р.Валеев.

В свою очередь председатель Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин отметил, что, не поддержав законопроект, парламентарии республики проведут дополнительные переговоры и консультации с разработчиками законопроекта.

Ранее сообщалось, что депутаты Госдумы от "Единой России" Ирина Яровая и Вячеслав Никонов внесли на рассмотрение законопроект, предусматривающий создание на основе федеральных государственных образовательных стандартов базового содержания программ учебных предметов и базовых линеек учебников по математике, русскому языку, литературе и истории России.

Общественный совет Минобрнауки не поддержал этот законопроект и призвал к широкому общественному обсуждению данной инициативы и ее возможных последствий.