Поволжье / Репортажи 20 марта 2014 г. 13:26

Башкирия разрабатывает механизм общественного контроля за госзакупками

Башкирия разрабатывает механизм общественного контроля за госзакупками

Уфа. 20 марта. ИНТЕРФАКС-ПОВОЛЖЬЕ - Государственный комитет Башкирии по размещению государственных заказов приступает к разработке предложений по осуществлению общественного контроля за проведением госзакупок, сообщил председатель комитета Сергей Новиков на пресс-конференции в четверг в пресс-центре агентства "Интерфакс-Поволжье" в Уфе.

"Мы начинаем заниматься вопросами общественного обсуждения (формирования госзаказа - ИФ), начинаем думать, как сформировать этот механизм, кого в него подключать со стороны общества и государства", - сказал С.Новиков.

Он пояснил, что закон N44-ФЗ ("О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд") предусматривает функционирование механизма общественного контроля, который пока не разработан. Планируется, в частности, что заказчики в обязательном порядке будут выносить крупные контракты на 1 млрд рублей и выше на общественные обсуждения. При этом регионы и муниципалитеты для своих закупок могут эту планку снизить.

"На федеральном уровне это задекларировано, но как такового общественного обсуждения не складывается. Поэтому мы думаем, как же нам конструктивно "закрутить" общественное обсуждение - не просто спровоцировать огульную критику, а чтобы обеспечивался надлежащий контроль за тем, что может диссонировать с государственной политикой в части госзаказа", - пояснил С.Новиков.

Глава ведомства сообщил, что в целях исполнения закона о контрактной системе в конце 2013 года в РБ были приняты базовые нормативно-правовые акты. Госкомзаказ был наделен полномочиями по регулированию контрактных отношений, а Минфин определен республиканским органом по контролю в сфере закупок.

"Мы начинаем вести наступательную политику в части регулирования системы госзакупок - смещаем крен в деятельности Госкомзаказа не в сторону сервисоориентированной функции по размещению заказов и рутинной мониторинговой функции, а в сторону регулирования системы", - отметил С.Новиков, пояснив, что речь идет, в том числе, о регулировании процесса нормирования и планирования закупок, внедрения банковского сопровождения.

Вместе с тем, по словам председателя Госкомзаказа, процесс реализации в регионе закона N44-ФЗ идет сложно, "трудности испытывают абсолютно все: и федеральные, и государственные, и муниципальные заказчики, и сам наш уполномоченный орган".

"Это - непростой закон, который принимался очень быстро. Порой плюхаемся в понятийной терминологии, порой затрудняемся в трактовке положений закона", - признал он, уточнив, что пока число размещаемых в рамках контрактной системы заказов "сравнительно невелико".

Основной сложностью в реализации закона, по оценке С.Новикова, является подготовка заказчиками годовых планов-графиков, которую он читает "весьма забюрокраченной процедурой".

"Сегодня в республике через Госкомзаказ проходит порядка 450-500 заказчиков, но пока нам согласованные графики представили лишь 272 из них, от других (заказчиков - ИФ) планов-графиков мы не видели", - признал он.

Комментируя процесс внедрения в Башкирии системы нормирования закупок, С.Новиков отметил, что требования к нормированию касаются не только количества и качества закупаемой продукции, но и предельной цены товаров, что позволяет исключить случаи закупок за счет бюджетных средств продукции с избыточными потребительскими свойствами.

Он напомнил, что отдельные элементы нормирования закупок в регионе апробируются в пилотном режиме - с 2013 года работает система предаукционного согласования госзаказов стоимостью свыше 50 млн рублей с координационной комиссией по размещению заказов при правительстве.

При этом глава комитета подчеркнул, что целесообразно ориентироваться на "нормирование эффективности". "Мы должны иметь четкое понимание того, что нужно республике. Мы должны научиться слушать общественное мнение, людей, адаптировать под их потребности государственный заказ", - сказал глава комитета.

Важным в функционировании контрактной системы С.Новиков назвал механизм банковского сопровождения контрактов. "Мы хотим видеть бенефициаров, кто на наши (государственные - ИФ) деньги приходит на госзаказы. Если строим школу - мы должны видеть, по какой цене покупается песок, прямой ли поставщик его поставляет, сколько стоит цемент и кирпич. Тогда мы будем говорить об эффективности экономики", - пояснил С.Новиков.

В рамках апробации проекта по интеграции контрактной и платежной систем Госкомзаказ Башкирии проработал механизмы взаимодействия с финансово-кредитными учреждениями в части банковского сопровождения исполнения контрактов.

ФЗ N44 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" вступил в силу с 1 января 2014 года и заменил действовавший закон о госзакупках. Основное его отличие в том, что он регулирует не только сам процесс закупок, но и их планирование, мониторинг и аудит, контроль за закупками. Документ содержит антикоррупционные нормы, в частности, регулируются вопросы общественного контроля и общественного обсуждения закупок, напомнил С.Новиков.

Объем госзакупок Башкирии в 2013г вырос в 1,2 раза, превысив 36 млрд руб - глава Госкомзаказа

Общий объем государственных закупок Башкирии увеличился в 2013 году по сравнению с предыдущим годом в 1,2 раза, сообщил руководитель Госкомзаказа республики Сергей Новиков.

"Объем госзаказа республики по итогам прошлого года вырос до 36,3 млрд рублей, 70% из которых сопровождался Госкомзаказом", - сказал С.Новиков.

При этом экономия бюджетных средств, по его словам, составила 3 млрд рублей, из которых около 2,3 млрд рублей обеспечено действиями Госкомзаказа республики. Всего за три года проведения электронных торгов в регионе сэкономлено 10 млрд рублей, из которых 7,5 млрд рублей приходится на Госкомзаказ.

"Мы держим здесь хороший среднероссийский уровень", - заявил С.Новиков.

Уровень конкуренции на торгах, который оказывает значительное влияние на эффективность закупочного процесса, по итогам 2013 года составил 3,2 заявки на одну процедуру и вырос к значению 2012 года в 1,2 раза.

Всего за 2013 год Госкомзаказом РБ было объявлено 14,5 тыс. торгов на 31,1 млрд рублей, что в 1,3 раза превышает количество аукционов, размещенных в 2012 году. Увеличение числа торгов глава ведомства связывает со вступлением в силу постановления правительства РФ, требующее исключения блокирующих позиций из лотов.

Основной тенденцией в сфере госзакупок С.Новиков назвал рост количества поданных в конце 2013 года заявок на текущий год. Данная ситуация, по его мнению, сложилась в связи с тем, что заказчики захотели "закупиться" заранее, до вступления в силу с 1 января 2014 года ФЗ N44 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

"Рост мы отмечали от среднемесячного количества подачи заявок чуть ли не пятикратный. Разумеется, раз мы увеличиваем количество объявленных аукционов, пропорционально растет и количество жалоб на нарушения торгов", - констатировал он.

Среди основных нарушений в системе регионального госзаказа С.Новиков назвал "сговор между заказчиком и поставщиком, "заточенность" технического задания, демпинг". Также за прошедший год в республике было выявлено 2-3 случая схемы с условным названием "таран", представляющей собой сговор между собой нескольких участников.

Глава Госкомзаказа РБ сообщил, что "огромным подспорьем" в работе ведомства является действующая координационная комиссия по размещению заказов при правительстве республики, в состав которой входят высокопоставленные чиновники республиканского правительства, представители региональных Контрольно-счетной палаты и Росифиннадзора.

В 2013 году в ходе работы комиссии Госкомзаказ РБ реализовал пилотные проекты по точечному аудиту исполнения контрактов имеющих важное социально-экономическое значение для республики, и процедура предаукционного согласования капиталоемких закупок.

Также налажено взаимодействие с главой региона, с которым согласуются капиталоемкие заказы и приобретения товаров "премиум класса" на предмет целесообразности их размещения, добавил С.Новиков.