Уфа. 10 апреля. ИНТЕРФАКС-ПОВОЛЖЬЕ - Число поставщиков в Башкирии в 2015 году возрастет, несмотря на кризис, соответственно возрастет конкуренция на торгах, считает председатель республиканского государственного комитета по размещению государственных заказов Сергей Новиков.
"Я склонен прогнозировать увеличение количества поставщиков в кризисный период, также будет увеличена конкуренция на торгах", - сообщил он на пресс-конференции в пятницу в пресс-центре агентства "Интерфакс-Поволжье" в Уфе, уточнив, что уровень конкуренции в 2014 году составил в среднем 2,8 заявки на одну процедуру.
Он пояснил, что в настоящее время госзаказ является для бизнеса "инвестиционным ресурсом". "Когда такой ресурс в целом по стране и по республике в частности сокращается, малый и средний бизнес будет стремиться получить госзаказ: это стабильная оплата, понятные условия, это прозрачная сфера", - сказал С.Новиков.
Председатель комитета сообщил, что в сфере госзаказа реализуется ряд антикризисных мер поддержки поставщиков. Так, в этом году предусмотрена возможность отсрочки оплаты штрафов, неустоек, пеней при исполнении госконтрактов, по согласованию сторон - изменение срока исполнения, цены контракта и объема поставляемой продукции. Также было отменено обязательное требование об обеспечении исполнения контрактов при организации торгов для социально ориентированных некоммерческих организаций и субъектов малого предпринимательства.
"Эти меры пока предусмотрены на период 2015 года, то есть их срок пока ограничивается годом", - пояснил он.
Кроме того, сейчас есть механизмы защиты импортозамещающих товаров, например, закупки товаров машиностроения только российских производителей, предоставление преференций отечественным поставщикам медоборудования.
Комментируя перспективы деятельности ведомства, С.Новиков отметил, что планируется дальнейшее "развитие регионального сегмента контрактной системы, в том числе внедрение региональной информационной системы, тиражирование на муниципальный уровень наработок регионального уровня и разработка вопросов нормирования в сфере закупок".
Ведомство намерено также расширить практику общественного обсуждения закупок и банковского сопровождения контрактов, разработать положение о создании и ведении рейтинга добросовестных поставщиков, способствовать исполнению главными распорядителями средств бюджета дорожных карт по сокращению числа несостоявшихся процедур закупок, проводить информационно-методическую поддержку заказчиков и участников рынка госзакупок.
"Мы будем также развивать механизм централизации закупок, сегодня уровень централизации составляет порядка 80%, с прошлого года под централизацию передали межбюджетные трансферты. Будем прорабатывать вопрос оптимизации процесса закупок жизненно важных, ежедневно необходимых товаров", - добавил С.Новиков.
Отдельным направлением деятельности Госкомитета, по словам его руководителя, станет реализация мероприятий по поддержке малого бизнеса, в том числе посредством проведения кустовых выездных совещаний.
"Если раньше мы делали акцент на разъяснении законодательства для заказчиков, то сейчас мы будем активнее работать и для субъектов малого предпринимательства", - сказал председатель Госкомзаказа.
По его словам, в 2015 году ведомство будет активно противодействовать "серо-черной схеме - сговору". "Это явление будет наблюдаться: все равно есть люди, которые работали недобросовестно, хотели "срубить" легкую копейку, но "срубить" эту копейку им теперь будет тяжелее, потому что никто просто так сегодня не выпустит финансы из рук. Этот кризис позволит добросовестным поставщикам работать более эффективно", - резюмировал С.Новиков.
Объем госзакупок Башкирии в 2014г упал почти в 1,5 раза, до 24,5 млрд руб - Госкомзаказ
Общий объем госзакупок Башкирии в 2014 году снизился в 1,5 раза по сравнению с предыдущим годом и составил 24,5 млрд рублей, сообщил С.Новиков.
"Объем госзаказа в целом по республике в 2014 году составил 24,5 млрд рублей, в 2013 году - 36,3 млрд рублей, произошло почти полуторакратное снижение", - сказал он.
По словам С.Новикова, снижение показателя в прошлом году связано с тем, что заказчики перед вступлением в силу ФЗ 44 (о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд) "не зная, чего ожидать от нового закона", максимально разместили заказы в конце 2013 года.
Экономия бюджетных средств по госзакупкам в регионе составила 2,5 млрд рублей, из них 1,7 млрд рублей обеспечено Госкомзаказом.
Уровень конкуренции по итогам 2014 года на торгах республики составил в среднем 2,5 заявки на одну закупку, по Госкомзаказу - 2,8 заявки. В предыдущем году этот показатель находился на уровне 2,7 и 3,2 заявки, соответственно.
"Определенное снижение конкуренции связано с тем, что появились новые требования, не всем поставщикам и заказчикам удалось сразу адаптироваться к изменениям (законодательства - ИФ). Определенная сумятица, которая происходила в начале 2014 года, повлияла на общий уровень конкуренции по итогам года", - пояснил С.Новиков.
Вместе с тем в 2014 году представленность республиканского бизнеса - поставщиков и производителей - на централизованных аукционах увеличилась почти на 5 процентных пунктов - с 63,1 до 68%. По ряду направлений - в том числе, в строительстве, дорожном хозяйстве, по капремонту - представленность региональных предприятий превышает 90%.
Менее всего - 20% - республиканский бизнес представлен при поставках медикаментов.
С.Новиков отметил, что башкирский Госкомзаказ помимо размещения заказов с 2014 года выполняет и роль регулятора. В рамках регулятивной функции в минувшем году были предприняты шаги по совершенствованию контрактной системы закупок. В частности, ведомством расширен аукционный перечень продукции, внедрены дополнительные случаи обязательного общественного обсуждения закупок, утверждены случаи банковского сопровождения контрактов, утверждена концепция информационной системы в сфере закупок, разработано положение мониторинга закупок, уточнил он.
Так, по новому регламенту, заказчики обязаны проводить общественные слушания заказа на проведение строительно-монтажных работ при сумме от 300 млн рублей, заказа в процедуре конкурса - от 150 млн рублей, заказа на иные закупки - от 100 млн рублей.
"На федеральном уровне эта планка стоит от 1 млрд рублей. То есть, мы с целью прозрачности, с целью того, чтобы попытаться закрутить механизм, эту планку снизили", - пояснил он.