Как можно получить лицензию на тушение пожаров, куда нужно сообщать о нарушении пожарной безопасности, кто в России производит средства индивидуальной защиты и кто должен обеспечивать ими население рассказал в ходе интернет-конференции на сайте агентства "Интерфакс-Поволжье" главный госинспектор по пожарному надзору ГУ МЧС по Чувашии Николай Петров.
- Кто может получить лицензию на тушение пожаров в населенных пунктах и как проходит процедура лицензирования? (Надежда Торопова, ИА "Интерфакс-Поволжье")
- В соответствии с ФЗ от 4 мая 2011 года "О лицензировании отдельных видов деятельности" и постановления правительства от 31 января 2012 года "Положение о лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров", лицензию на тушение пожаров может получить физическое или юридическое лицо, отвечающее определенным требованиям. В частности, у него должны быть в наличии здания, помещения и сооружения, принадлежащие ему на праве собственности или ином законном основании.
Также у него должна быть пожарная техника, огнетушащие вещества, средства связи, оборудование, спецодежда, инструмент и техническая документация, соответствующие установленным требованиям.
Кроме того, он должен иметь высшее или среднее профессиональное образование по специальности "пожарная безопасность", либо иное высшее или среднее профессиональное образование и стаж работы в Государственной противопожарной службе на руководящих должностях не менее 3 лет, либо пройти профессиональную подготовку в образовательных учреждениях пожарно-технического профиля.
У работников, участвующих в тушении пожаров, должно быть соответствующее их должностным обязанностям профессиональное образование (профессиональная подготовка). Ну и конечно, не должно быть медицинских противопоказаний для исполнения должностных обязанностей.
Кроме того, не реже 1 раза в 5 лет работники должны проходить повышение квалификации.
Процедура лицензирования включает в себя прием и регистрацию заявления и соответствующих документов, рассмотрение заявления и проверку документов. Затем проводится выездная проверка возможности выполнения соискателем лицензии требований при осуществлении деятельности по тушению пожаров.
И лишь потом принимается решение о предоставлении либо в отказе в предоставлении лицензии, и готовится соответствующий приказ. Сведения о лицензиате включаются в реестр лицензирования, и выдается лицензия, либо направляется уведомление об отказе в выдаче лицензии.
Лицензирующим органом по данному виду деятельности является Приволжский региональный центр МЧС России.
- Что такое независимая оценка пожарных рисков и для чего это необходимо? (Галина Трофимова, г. Новочебоксарск)
- Независимая оценка пожарного риска - это независимое исследование деятельности объекта защиты любой формы собственности в области пожарной безопасности. Это делают для установления размера прямого и (или) косвенного ущерба от пожара на этом объекте для разработки экономически обоснованных мероприятий по защите личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Независимая оценка пожарного риска в соответствии со статьей 144 ФЗ от 22 июля 2009 года "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" является одной из форм оценки соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности.
Целью создания системы независимой оценки рисков является повышение уровня защищенности населения, территорий, имущества юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, снижение административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности в результате их вывода из сферы "обслуживания" государственными надзорными органами, а также освобождение органов пожарного надзора от проведения контроля на малозначительных объектах, сосредоточение его усилий на объектах с массовым пребыванием людей, потенциально опасных и социально-значимых объектах.
Кроме того, результаты оценки рисков учитываются при назначении сумм страховых сборов, и происходит дифференциация в зависимости от уровня защищенности объекта. Также это обеспечивает прозрачность процедур осуществления надзорных функций, предупреждает проявления коррупции в этой сфере деятельности.
Результатом независимой оценки рисков является заключение о соответствии либо несоответствии объекта защиты установленным требованиям в области гражданской обороны. В заключении также обосновывается приемлемый либо неприемлемый уровень риска для жизни, здоровья людей, имущества при эксплуатации объекта защиты вследствие возможного воздействия на них опасных факторов пожаров, чрезвычайных ситуаций.
Мотивацией для ее проведения является получение руководством предприятия полной и объективной картины относительно уровня обеспечения безопасности на объекте и определение приоритетных направлений финансирования создания (реконструкции, совершенствования) систем безопасности при большом количестве недостатков, а также снижение на предприятии финансовых рисков, связанных с возникновением чрезвычайных ситуаций и пожаров.
Немаловажным фактором является особый порядок осуществления государственного пожарного надзора, предусмотренный административным регламентом МЧС России, то есть освобождение от плановых проверок объектов, имеющих положительное заключение независимой оценки рисков в области пожарной безопасности.
Кроме того, это получение дополнительных преимуществ в конкурентной борьбе, экономическое стимулирование органами государственной власти субъектов России и органами местного самоуправления организаций, получивших положительное заключение по результатам оценки рисков, и установление страховых сборов в зависимости от уровня защищенности объектов.
- Какие средства индивидуальной защиты от пожара должны обязательно быть в наличии в соцучреждениях, больницах и школах? (Евгения Балыбердина, ИА "Интерфакс-Поволжье")
- Требования по наличию средств индивидуальной защиты от пожара предъявляются к объектам с ночным пребыванием людей.
В соответствии с постановлением правительства РФ от 25 апреля 2012 года "О противопожарном режиме", на объекте с ночным пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения.
На объектах с ночным пребыванием людей применяются так называемые самоспасательные устройства, предназначенные для защиты органов дыхания, глаз, лица и кожных покровов головы от дыма и токсичных газов, образующихся при пожаре и других чрезвычайных происшествий. Данные устройства также применяются для эвакуации из мест массового пребывания людей: гостиницы, торговые комплексы, детские сады, высотные здания, жилые дома, больницы, интернаты.
- Куда можно сообщать о фактах нарушения пожарной безопасности? (Иван Демидов, г.Канаш)
- Информацию о фактах нарушения пожарной безопасности можно сообщить на "телефон доверия" Главного управления МЧС России по Чувашии (39-99-99), который работает в круглосуточном режиме, на личном приеме у руководства ведомства или начальников отделов (отделений) надзорной деятельности городов и районов республики, а также через официальный сайт управления (21.mchs.gov.ru).
Также граждане имеют право обратиться письменно к руководству ГУ МЧС по Чувашии и в территориальные подразделения надзорной деятельности по месту жительства.
- Кто является основным производителем средств индивидуальной защиты? Отечественный или зарубежный производитель? Кто финансирует их закупку в бюджетные учреждения? (Сергей Иванов, Чебоксары)
- Средство индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД) - это техническое устройство, которое носит человек и которое обеспечивает ему защиту органов дыхания от факторов профессионального риска. Это общее название респираторов и противогазов, используемых при работе в загрязненной атмосфере и (или) в атмосфере с недостатком кислорода. К СИЗОД можно также отнести и используемые в атомной промышленности пневмокуртки и пневмокостюмы. СИЗОД являются самым последним и одновременно самым ненадежным средством защиты.
В соответствии с гособоронзаказом, основными производителями средств индивидуальной защиты являются российские предприятия и организации, расположенные на территории нашей страны. В основном средства индивидуальной защиты отечественные. Ближайшее предприятие, выпускающее средства коллективной и индивидуальной защиты, - ОАО "Тамбовмаш".
В соответствии с приказом МЧС России от 21 декабря 2005 года "Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты", работников федеральных органов исполнительной власти и находящиеся в их ведении бюджетные организации обеспечивают средствами защиты эти органы.
Органы исполнительной власти субъектов России обеспечивают своих работников и бюджетные организации, находящиеся в их ведении, а также детей дошкольного возраста, обучающихся и неработающее население, проживающее на территории соответствующего субъекта.
Органы местного самоуправления обеспечивают своих работников и созданные ими муниципальные предприятия и учреждения.
Организации обеспечивают своих работников и подведомственных им объектов производственного и социального назначения.