Пермь. 22 апреля. ИНТЕРФАКС-ПОВОЛЖЬЕ - Уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае Павел Миков заявляет о массовых нарушениях, допускаемых при выделении жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
"По результатам проверки генеральной прокуратуры РФ, в 2009 году в Пермском крае ситуация по проблемам предоставления жилья детям-сиротам была названа как критическая. Каждый второй ребенок-сирота не имеет закрепленного жилья и нуждается в его получении", - сообщил П.Миков на пресс-конференции в пермском пресс-центре агентства "Интерфакс-Поволжье" в четверг.
По его словам, в 2009 году число детей-сирот, стоящих в краевой очереди на внеочередное получение жилья, превысило 9 тыс. человек.
Среди нарушений, выявленных аппаратом детского омбудсмена, - несвоевременная приватизация жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, несвоевременная постановка или незаконное снятие с учета детей-сирот; закрепление жилья, принадлежащего на праве собственности другим лицам или закрепление ветхого и аварийного жилья.
П.Миков также отметил, что расходы бюджета Пермского края на решение вопросов с жильем детей-сирот сокращаются.
"В 2009 году на эти цели расходные обязательства Пермского края были сокращены на 20% и составили 91 млн рублей. Это снизило возможности обеспечения жильем детей-сирот", - подчеркнул он.
Детский омбудсмен также возмутился фактами заселения детей-сирот в "коммуналки".
"Необходимо прекратить практику устройства новых коммуналок и заселения детей-сирот из одного казенного дома и в другой. Хотя формально это жилье, но все равно практика совместного барачного проживания по сути сохраняется", - отметил он.
Адвокат адвокатской палаты Пермского края Станислав Шестаков, также участвовавший в пресс-конференции, пояснил, что в 2009 году власти Перми закупили несколько десятков многокомнатных квартир и предоставили там жилплощадь сразу нескольким детям-сиротам.
"Органы местного самоуправления пытаются сэкономить. А дети-сироты, говорят, что там их жизнь превращается в ад", - сказал он.
По мнению адвоката, такое предоставление жилья незаконно.
"По жилищному кодексу, комната по договору социального найма может предоставляться только в случае, предусмотренном ч. 4 ст. 59 жилищного кодекса. Там говорится, что комната в коммуналке может быть предоставлена только тогда, когда квартира уже была коммунальной. Причем при соблюдении определенного порядка освобождения комнаты. К примеру, если комнату уже предлагали малоимущему, кто проживает в этой коммуналке. Смысл нормы в том, чтобы коммуналки ликвидировать как класс", - рассказал он.
С.Шестаков сообщил, что неправомерность заселения детей-сирот в подобного рода квартиры подтверждена недавним решением пермского краевого суда.
"В решении краевого суда указано, что комната в коммунальной квартире может быть предоставлена ребенку-сироте только тогда, если соблюден порядок предоставления освободившейся комнаты прописанной в ст. 59 Жилищного кодекса", - отметил он.
Адвокат обратился к прокуратуре с просьбой отслеживать вопросы предоставления жилья детям-сиротам.
"По тем детям, которым комнаты в коммуналке уже предоставлены, прокуратура может выходить с исками в суд о признании недействительными распоряжения управления имущественных отношений о предоставлении таких комнат, признании недействительными договоров социального найма на эти комнаты, и возложении обязанности по предоставлению жилого помещения", - подчеркнул С.Шестаков.
Уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае предлагает привлечь федеральное финансирование для обеспечения жильем детей-сирот
Уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае Павел Миков предлагает ряд мер, направленных на решение вопроса с предоставлением жилья детям-сиротам, и детям, оставшимся без попечения родителей.
"Требуется федеральная программа, так как мы понимаем, что только бюджет субъекта не выполнит обязательства, которые в целом государство взяло на себя по обеспечению жильем детей-сирот", - заявил П.Миков.
Детский омбудсмен вместе с тем предлагает и краевому бюджету увеличить расходные обязательства на эти цели.
"Без увеличения расходных обязательств субъекта нам эту проблему не решить. Те 91 млн руб., которые выделяются, позволяют обеспечить потребность только 10% нуждающихся детей-сирот ежегодно. Проблема отодвигается примерно на 30 лет, если брать существующее финансирование. Если порядка 2 млрд рублей будут заложены на ближайшие три года, то мы обеспечим жильем более 2 тыс. детей-сирот", - подчеркнул он.
П.Миков также предложил внести изменения в два краевых закона: "О мерах по поддержке детей-сирот" и "О предоставлении жилых помещений по договорам социального найма".
"Необходимо внести изменения в части, закрепляющей гарантии по предоставлению детям-сиротам отдельных благоустроенных жилых помещений не менее 33 кв. м. Федерация эти полномочия передала на уровень субъекта. Поэтому своими законами Пермский край может установить эти допгарантии. Тем самым прекратив практику заселения детей-сирот в "в коммуналки", - прокомментировал он.
По словам П.Микова, самая длинная очередь на внеочередное получение жилья детьми-сиротами - в краевом центре - Перми и в Березниках.
"Там (в Березниках - ИФ) построен новый микрорайон, есть свободные квартиры. Но жилье таким детям там не предоставляется. Аргумент администрации - появится новые криминогенный район, если там будут поселены 200 выпускников детских домов или приемных семей. Может, такое опасение имеет место быть, но не надо забывать, что обязательства по обеспечению детей-сирот жильем должно быть исполнено", - отметил он.
Заместитель руководителя управления федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю Юлия Демочкина в свою очередь сообщила на пресс-конференции, что исполнять имеющиеся судебные решения о предоставлении жилья очень сложно. "Должниками являются муниципальные органы власти, а в бюджете, как правило, средств не эти цели не предусмотрены или не хватает", - отметила она.
Еще одной проблемой при исполнении судебных решений Ю.Демочкина назвала двоякое решение суда.
"Иногда судебные решения гласят, что нужно выделить благоустроенное помещение в виде отдельной квартиры, либо в виде жилого помещения, состоящего из комнаты по договору соцнайма не менее 10 кв. метров. Как это решение исполнять?" - сказала она.
"Мне кажется, что суд должен более четко формулировать решении - либо комната, либо отдельное помещение в виде квартиры", - отметила она.
По данным Ю.Демочкиной, в 2009 году на исполнении в структурных подразделениях управления федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю находилось 68 исполнительных производств о предоставлении жилых помещений детям, оставшимся без попечения родителей.
"Из них 42 исполнительных производства окончены фактически, по двум исполнительным производствам взыскатели отозвали исполнительные документы", - отметила она.