Поволжье / Репортажи 25 июня 2014 г. 10:57

Главный государственный инспектор Саратовской области по пожарному надзору Р.Ковбасюк: "Одна из основных задач МЧС летом - не допустить распространения пожара из лесного массива в населенный пункт и наоборот"

Главный государственный инспектор Саратовской области по пожарному надзору Р.Ковбасюк: "Одна из основных задач МЧС летом - не допустить распространения пожара из лесного массива в населенный пункт и наоборот"

На вопросы читателей информационного агентства "Интерфакс-Поволжье" в ходе интернет-конференции ответил заместитель начальника ГУ МЧС РФ по Саратовской области - главный государственный инспектор области по пожарному надзору Роман Ковбасюк.

- Несколько лет назад, в засушливое лето, по всей России - Саратовская область не стала исключением - прокатилась волна лесных пожаров. В результате пострадали многие села и деревни страны и нашего региона. На всю страну прозвучала история одного из сел, где не было даже самой обычной рынды. Какие выводы сделали в МЧС? Что изменилось с тех пор? Где гарантия, что те страшные истории не повторятся этим летом?

(Маргарита Староверова, корреспондент ИА "Стройсар")

- Природные пожары, происходившие на территории Российской Федерации в 2010 году, заставили во многом пересмотреть вопросы подготовки к весенне-летнему пожароопасному сезону. Со стороны МЧС поступило несколько законодательных инициатив, регламентирующих порядок подготовки территорий к пожароопасному сезону и предприняты меры по контролю за их соблюдением.

Ежегодно перед началом пожароопасного сезона каждый субъект Российской Федерации проходит процедуру проверки на готовность, в рамках данных проверок проверяется готовность всех сил и средств к предстоящему пожароопасному сезону и по каждому случаю выявления недостатков устанавливается контроль за его неукоснительным выполнением.

Проверка готовности Саратовской области к пожароопасному сезону 2014 года проводилась комиссией Приволжского федерального округа. Есть соответствующее решение, которое реализуется на территории области. А для того, чтобы события 2010 года не повторились, выводы должны сделать все: от рядового жителя до каждого руководителя всех ветвей власти.

- Достаточно ли у саратовского МЧС сил и средств, чтобы при необходимости эффективно бороться с лесными пожарами? Достаточно ли выделено финансовых средств из бюджета-2014 года на противопожарную безопасность? Есть ли необходимая техника для тушения летних пожаров? Ощущается ли кадровый дефицит? И каков прогноз по лесным пожарам на лето 2014 года?

(Татьяна Никитина, ИА "Интерфакс-Поволжье")

- Прежде всего, необходимо понимание полномочий всех сторон, кто привлекается для предупреждения и тушения лесных пожаров. МЧС России полномочиями по тушению лесных пожаров не наделено. Силы и средства подведомственные МЧС привлекаются для тушения лесных пожаров только в чрезвычайной ситуации.

Основная задача подразделений МЧС в летний период - это предупреждение и ликвидация пожаров на территории населенных пунктов и прилегающих территорий, а также недопущение распространения пожара из лесного массива в населенный пункт и наоборот. В этих целях на территории области в 2014 году правительством области и главным управлением МЧС России по Саратовской области разработан и утвержден сводный план тушения лесных пожаров на территории области. В него включена вся необходимая группировка сил и средств пожарной охраны всех видов в количестве около 500 формирований, более 2000 человек и около 300 единиц техники.

Информация о лесных пожарах поступает нам из министерства природных ресурсов и экологии области, прогноз погодных условий ежедневно передает ФГБУ "Саратовский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды". На основании этой информации готовятся и направляются в органы власти, руководителям организаций и учреждений соответствующие предупреждения и рекомендации по организации работы. Работа проводится в ежедневном формате в тесном взаимодействии всех заинтересованных ведомств.

- Я практически все лето живу на даче. К моим соседям часто приезжают друзья. Они разжигают костер, жарят шашлыки. В ветреную погоду искры от костра летят в нашу сторону и к другим соседям. А у нас деревянная баня, хозпостройки. Вот мы и переживаем, вдруг все это загорится. Но соседи только отшучиваются. Есть ли на них какая-то управа?

(НТА-Приволжье)

- Очень злободневный вопрос. Считаю, на него необходимо смотреть с двух сторон. Во-первых, всем необходимо соблюдать элементарные правила "общежития", уважать друг друга и думать о своей безопасности и безопасности окружающих. Во-вторых, это сторона нормативных требований. Сами по себе нормативные документы РФ не содержат запрета на разведение костра, тем более для приготовления шашлыка, но есть места, где это делать не допустимо. Например, в противопожарных разрывах между зданиями или, например, если органами власти введен так называемый "особый противопожарный режим", при котором в качестве дополнительных мер пожарной безопасности разведения костра и использование открытого огня могут быть запрещены.

- Моя дача расположена в районе Шумейки. В выходные молодежь на берегу по вечерам жжет костры рядом с сухим камышом. Председатель СНТ на это не обращает никакого внимания, мол, река рядом, любой пожар потушим. Но рядом-то наши дачи! Загорится сухой камыш, пожарные к нам не скоро приедут! Что нам делать? К кому обращаться?

(М.В.Андреева, жительница Саратовской области)

- Вопрос аналогичный, не буду повторяться, но в дополнение скажу, что категорически нельзя разводить костер в условиях сухой и ветреной погоды. А то, что соседи и председатель СНТ на это не обращают внимания - напрасно, т.к. административную и уголовную ответственность за свои действия или бездействия по вопросам пожарной безопасности несут как физические лица, так и юридические, а также их руководители.

По вопросам несоблюдения правил пожарной безопасности вы можете обращаться на "телефон доверия" главного управления МЧС России по Саратовской области: 62-99-99. Телефон работает круглосуточно, все обращения граждан регистрируются, рассматриваются и своевременно принимаются необходимые меры. Еще хотелось бы всем напомнить, что в случае пожара с мобильного телефона вызвать пожарную охрану можно набрав номер "112".

- Скажите, пожалуйста, разрешено ли устраивать фейерверки и жечь петарды на дачах? А если в ветер горящая петарда упадет на деревянную постройку и начнется пожар? Могут ведь и люди пострадать! Сколько раз мы объяснялись с молодыми соседями по этому поводу, но они говорят, что никакой закон не нарушали! Так ли это?

(Евгения Балыбербина, ИА "Интерфакс-Поволжье")

- Вопрос использования пиротехнических изделий населением регламентируется постановлением правительства РФ от 22 декабря 2009 г. N 1052 "Об утверждении требований пожарной безопасности при распространении и использовании пиротехнических изделий".

Применение пиротехнической продукции должно осуществляться в соответствии с требованиями инструкции (руководства) по эксплуатации завода-изготовителя. При этом инструкция должна содержать требования пожарной безопасности к такому пиротехническому изделию.

Хочу обратить внимание, что применение пиротехнических изделий запрещается в помещениях, зданиях и сооружениях любого функционального назначения, на территориях взрывоопасных и пожароопасных объектов, в полосах отчуждения железных дорог, нефтепроводов, газопроводов и линий высоковольтной электропередачи, на крышах, балконах, на сценических площадках, стадионах и т.д. А также если введен особый противопожарный режим.

- Часто езжу в командировки на поезде и вижу вдоль железнодорожных путей горящую стерню и траву на полях. Не исключено, что травяные палы - дело рукотворное. Несут ли ответственность руководители хозяйств за такое безобразие? Есть ли статистика - сколько серьезных пожаров спровоцировали такие палы?

(Михаил Бильдягин, ИА "Криминальная хроника")

- Пунктом 218 правил противопожарного режима в Российской Федерации запрещается сжигание стерни, пожнивных остатков и разведение костров на полях. В соответствии с пунктом 283 запрещается в полосе отвода железной дороги разводить костры и сжигать хворост, порубочные материалы, а также оставлять сухостойные деревья и кустарники.

Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан от одной тысячи до одной тысячи пятьсот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей. Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима согласно части 2 статьи 20.4 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей, на должностных лиц - от пятнадцати до тридцати тысяч рублей.

К счастью, статистика последних лет по фактам возникновения крупных пожаров, спровоцированных неконтролируемыми палами на территории Саратовской области, свидетельствует об отсутствии таких случаев.

В 2014 году в правила противопожарного режима РФ внесены ряд дополнений, касающиеся выжигания сухой травянистой растительности. Ответственность за нарушения правил противопожарного режима несут именно руководители хозяйств, организаций, собственники земельных участков или арендаторы.