Заместитель начальника Управления на транспорте МВД России по Приволжскому федеральному округу Виктор Охрименко отвечает на вопросы журналистов об обеспечении безопасности на объектах железнодорожного, водного и воздушного транспорта в ПФО.
Дмитрий Колпаков, "Московский комсомолец в Уфе":
- Чем занимается после реформирования МВД транспортная полиция? Как изменились ее функции и численность?
- В настоящее время Управление на транспорте (УТ) осуществляет активные мероприятия, направленные на предупреждение преступлений в целях защиты личности, общества и государства от преступных посягательств, при этом деятельность служб органов внутренних дел, осуществляемых в пределах компетенции, направляется на недопущение преступлений путем выявления, устранения или нейтрализации причин или условий, им способствующих.
Штатная численность подразделений ППС, несущих службу по охране общественного порядка на территории оперативного обслуживания УТ МВД России по ПФО, на момент слияния трех УВДТ - в прошлом Волго-Вятского, Средне-Волжского и Приволжского - составляла более 2000 единиц. В первом полугодии 2011 года принято решение о сокращении ряда подразделений аппарата управления, т.е. управленческого звена, и перераспределении высвободившейся штатной численности, в том числе имеющейся штатной численности линейных подразделений, в службы досмотра, а также строевые подразделения линейных органов, т.е. для увеличения именно низовых звеньев - ППС и службы досмотра. В результате организационно-штатных мероприятий штатная численность подразделений ППС была увеличена на 261 единицу, что позволит нам дополнительно выставлять 36 парных нарядов, в том числе нарядов сопровождения, и позволило стабилизировать оперативную обстановку на обслуживаемых объектах транспорта. По итогам уже 7 месяцев 2011 года на 12,6% (с 783 до 684) снизилось число совершаемых преступлений в общественных местах. На 65% снизилось количество тяжких и особо тяжких преступлений, совершаемых в общественных местах, на 60% - количество грабежей. Мы полагаем, что дополнительно выставленные наряды в первую очередь несут профилактическую функцию, и именно увеличение их количества повлияло на снижение этих показателей.
- В связи с этим как обеспечивается безопасность в поездах и электричках, следующих через несколько регионов?
- В поездах дальнего и пригородного сообщения в текущем году проводились разного рода оперативно-профилактические мероприятия: "Поезд", "Пригородный поезд", "Пассажир", "Каникулы-2011". Данные мероприятия включали в себя эстафетное сопровождение поездов, а также отработку пассажиропотока на посадочных платформах. По территории обслуживания УТ ежесуточно курсируют 1150 пассажирских поездов, из них 334 - дальнего следования и 816 - электропоезда и иные поезда пригородного сообщения. На основе анализа оперативной обстановки, проводимого УТ и подчиненными подразделениями, с учетом численности сотрудников ППС берутся под сопровождение наиболее криминогенные пассажирские поезда. В цифрах это будет выглядеть следующим образом: ежесуточно сопровождается нарядами полиции 371 поезд, в том числе 138 дальнего следования и 231 электропоезд. На сопровождение ежесуточно выставляется 280 сотрудников: 68 на сопровождение поездов дальнего следования и 112 - пригородного. В целях предотвращения противоправных актов и преступлений при стоянках на станциях, где дислоцируются подразделения транспортной полиции, пассажирские поезда отрабатываются сотрудниками ППС полиции, а также сотрудниками из числа следственно-оперативных групп линейных подразделений.
- Часто ли встречаются в поездах и электричках Башкирии хулиганы и вандалы? Растет или сокращается число происшествий по их вине?
- За 7 месяцев мы ни одного факта вандализма на территории обслуживания в Башкирии не зарегистрировано. В Башкирии этого нет, но на самом деле поднята очень острая проблема. Если говорить в целом по округу, то мы сталкиваемся со следующими, совсем не утешительными статистическими данными: за 7 месяцев текущего года сотрудниками Казанского линейного управления на транспорте выявлено 26 фактов. Зачастую это разукрашивание подвижного состава или порча оборудования в вагонах. Сотрудниками Нижегородского линейного управления также выявлен 31 факт. Часть вандалов уже привлечена к ответственности. По некоторым правонарушениям лица, к сожалению, пока не установлены, поскольку иногда мы получаем извещения либо информацию от транспортных организаций с большим опозданием.
Денис Кузнецов, НИА "Нижний Новгород":
- Какие спецсредства используются в работе сотрудниками органов внутренних дел на транспорте в Нижегородской области?
- С целью повышения уровня безопасности авиарейсов линейным отделением полиции в аэропорту установлен программно-технический комплекс "Кейс-КПМ", предназначенный для организации поточной автоматизированной проверки документов, удостоверяющих личность, по контрольно-пропускным спискам с ведением архивов проверенных лиц. Для выявления в багаже пассажиров предметов, запрещенных к обороту, приобретен переносной прибор "Шафран", который предназначен для обнаружения паров ядовитых, взрывчатых и наркотических веществ. В марте 2011 года на входе в здание железнодорожного вокзала "Нижний Новгород Московский" установлены четыре стационарных металлодетектора.
С целью противодействия террористическим проявлениям и профилактики тяжких преступлений против личности и других преступлений, а также задержания по "горячим следам" лиц, причастных к совершению преступлений на объектах нашей инфраструктуры, устанавливается система видеонаблюдения. На вокзале "Нижний Новгород Московский" установлены 63 видеокамеры, в речном порту "Нижний Новгород" - 72 единицы видеонаблюдения и в аэропорту - 63. Все они выведены либо закольцованы на дежурную часть наших подразделений, которые обслуживают эти объекты.
- Какие новшества будет внедрять нижегородская транспортная полиция в ближайшее время?
- В данный момент на испытаниях находится прибор корпорации российских высоких технологий "Заслон". Данный прибор может обнаружить неметаллические предметы весом более 70 г, эффективность обнаружения таких предметов составляет более 97%. Для оснащения сотрудников ППС Нижегородского линейного управления планируется приобрести специализированный программный комплекс "Терминал-ТМ", предназначенный для установления факта нахождения лица в местном или федеральном розыске. Кроме того, в центральном зале железнодорожного вокзала "Нижний Новгород Московский" планируется установить рентгено-телевизионную установку "Интроскоп".
В связи с изменением технического оснащения в обязательном порядке изменяется и методология, и организация работы - в первую очередь поискового и оперативно-розыскного характера. Но, чтобы говорить об изменениях в способах работы, необходимо сначала посмотреть, как будут работать технические устройства, чтобы определить направления, в которых нам надо изменять наши подходы.
Наталья Егошина, ИА "Интерфакс-Поволжье", Нижний Новгород:
- Все ли наиболее важные объекты железнодорожного, воздушного и водного транспорта в ПФО обеспечены спецсредствами для недопущения террористических актов?
- Обеспечены все, однозначно. В полной мере или нет - другой вопрос. Сейчас же, помимо прочего, идет и паспортизация объектов транспорта, категорирование, и уже в зависимости от того, к какой категории будет отнесен объект по закону "О транспортной безопасности", такими техническими средствами и новшествами его должен обеспечить владелец. Паспортизация началась в этом году, проводится во всех регионах. На сегодняшний день категорирование еще не проведено. Но те силы и средства, те технические мероприятия и те технические приспособления, которые имеются на сегодняшний день, позволяют нам в полной мере говорить о том, что объекты транспорта у нас находятся под охраной, защитой и своевременным контролем.
- В марте текущего года президент России Дмитрий Медведев поручил руководству ФСБ, МВД, Минобороны, Минтранса и МЧС разработать планы учений по обеспечению антитеррористической защищенности людей на транспорте. Проводились ли уже в субъектах ПФО такие учения? Какова оценка органам транспортной полиции, участвовавшим в них?
- С целью организации взаимодействия силовых ведомств по обеспечению антитеррористической защищенности граждан на объектах транспорта, а также для проверки реагирования подразделений транспортной полиции в течение 2011 года по субъектам на территории обслуживания УТ были проведены совместные с территориальными органами УВД, ГУВД и УФСБ тактико-специальные учения. В целом по всем этим учениям оценка нашим органам, которые участвуют во взаимодействии с другими правоохранительными органами, была удовлетворительной. Всего за 1 полугодие текущего года проведено командно-штабных учений - одно, штабных тренировок - две, тренировок в группах - 102, совместных тактико-специальных учений, командно-штабных учений - 11, принято участие в 32.
Газета "Воздушный мост", Уфа:
- В уфимском аэропорту летом было отмечено уже два случая лазерного хулиганства, в обоих случаях хулиганами были школьники. Какие меры безопасности планируется принимать в связи с участившимися случаями использования лазера для ослепления пилотов?
- В аэропорту города Уфа летом 2011 года было зарегистрировано два случая лазерного хулиганства, оба случая раскрыты: их совершили несовершеннолетние.
В целях своевременного предотвращения подобных случаев и выявления лиц, занимающихся лазерным хулиганством, разработана система реагирования, согласно которой пилот по диспетчерской связи немедленно сообщает о случившемся диспетчеру подразделения, обеспечивающего контроль за перевозками в аэропорту. Последний, в свою очередь, незамедлительно уведомляет сотрудников полиции, после чего данная информация доводится до сотрудников управления движением полетов, вычисляются координаты места, откуда исходил лазерный луч.
Этот негативный опыт Уфы принят во внимание в других субъектах, где имеются аэропорты, в том числе международные. В частности, по Самаре совместно с территориальными органами также составлены такие планы, когда все звенья данного механизма работают в едином алгоритме действий: передача информации, вычисление координат, выделение сил и средств для оцепления этого района и установления лица, которое совершило противоправные действия.
- В международном аэропорту Уфа аэродром огорожен колючей проволокой. На Ваш взгляд, это отвечает безопасности полетов?
- Территория международного аэропорта города Уфа имеет сплошное ограждение сеткой рабица по всему периметру с предупредительными аншлагами, запрещающими проникновение в патрулируемую зону. Поверх ограждения установлена металлическая конструкция с несколькими рядами колючей проволоки. Данное сооружение установлено в соответствии с разработанными правилами и инструкциями. По заявлению руководства транспортного предприятия ОАО "Международный аэропорт Уфа", они не требуют дополнительных доработок, но впоследствии, я думаю, когда пройдет категорирование, будет установлено, необходимо ли проводить дополнительную работу по бетонированию ограждения вокруг аэропорта, введению каких-либо технических усовершенствований и т.д. На сегодняшний день замечаний к этому сооружению нет. Возможно, они появятся после проведения категорирования.
Эльза Хорева, ИА "Интерфакс-Поволжье", Уфа:
- Власти Башкирии считают, что для повышения безопасности на пригородном железнодорожном транспорте необходимо в электропоездах установить систему ГЛОНАСС и альтернативных видов связи. Насколько это реально сейчас и за чей счет должны устанавливаться такие системы?
- В части касающейся использования системы ГЛОНАСС в пригородных электропоездах считаю, что использование данной системы нецелесообразно в связи с тем, что при передвижении вышеуказанных объектов используются информационные системы "ГИД" ("график исполненного движения"), и движение электропоездов отслеживается по всему маршруту следования. Поезда сопровождаются нарядами полиции, также в электропоездах действует внутренняя связь "пассажир-машинист", а поездная бригада всегда находится на радиосвязи с дежурными по станциям и диспетчерами, посредством чего информация может передаваться своевременно в заинтересованные органы.
Алена Селезнева, информационный портал "UDM-INFO", Удмуртия:
- Практика неформальных договоренностей с проводниками по пересылке различных посылок и бандеролей пассажирским железнодорожным транспортом продолжает, пусть и не в столь значительных масштабах, как прежде, существовать. Это может представлять угрозу, в том числе и террористическую. Какие меры принимает полиция для пресечения подобной практики?
- Еженедельно в резервах проводников проводятся рабочие совещания с участием сотрудников линейных управлений и отделов, где поездные бригады инструктируются на предмет недопустимости провоза посылок и бандеролей. Также при сопровождении пассажирских поездов сотрудниками полиции предпринимаются все меры для недопущения приема, передачи посылок, бандеролей, конвертов, пакетов от граждан проводникам. Сотрудниками аппаратов управления проводятся совместные рейды с ревизорами ОАО "РЖД" с целью выявления и пресечения фактов провоза и передачи нелегальных отправок. При получении информации о провозе посылок сотрудниками полиции проводятся рейдовые мероприятия по выявлению и пресечению данных фактов с привлечением виновных лиц к ответственности, в первую очередь, дисциплинарного характера. Если имеются признаки правонарушения, мы рассматриваем его в разрезе КоАП либо УК РФ, но таких случаев на сегодняшний день пока у нас не выявлено. За период с 1 января фактов передачи посылок не установлено. Проблема действительно имеет место быть (конверты, посылки, продукты передают), но на сегодняшний день, я полагаю, она сдвинута с мертвой точки. Уверен, ни один проводник, ни один бригадир, если вы обратитесь сегодня на вокзал, даже за вознаграждение не примет у вас посылку для отправки куда-либо.
Марина Порфирьева, ИА "Интерфакс-Поволжье", Чебоксары:
- Когда железнодорожные вокзалы Чувашии станут территорией, свободной для фотографии?
- На основании распоряжения ОАО "РЖД" от 18 июля 2008 года N1513 об утверждении Положений о проведении теле-, видео-, кино- и фотосъемок на объектах инфраструктуры общего пользования, принадлежащих ОАО "РЖД", не только в Чувашии, но и на всех российских железнодорожных вокзалах фотосъемка на вокзалах разрешена только для личного пользования, в остальных случаях необходимо официальное разрешение службы корпоративных коммуникаций филиалов ОАО "РЖД". Более подробную информацию Вы можете получить в службе корпоративных коммуникаций Горьковской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" по телефонам (831) 248-69-00, 410-12-31.
- Расскажите, пожалуйста, об итогах проверки водного транспорта в Чувашии после затопления в июле этого года теплохода "Булгария".
- По состоянию на 17 июля, сотрудниками Чебоксарского линейного отдела Волжского управления Госморречнадзора (обслуживает судоходный участок по Волге от населенного пункта Сомовка Нижегородской области до населенного пункта Звенигов (республика Марий Эл), а также реки Сура и Ветлуга) проверено 159 судов, в отношении 10 судов выявлены нарушения, по которым 14 должностных лиц привлечены к административной ответственности. В 8 случаях были выявлены нарушения, непосредственно влияющие на безопасность судоходства, эксплуатация их запрещена. Общий простой этого флота составил 17 суток. Пассажирских судов проверено 42, выявлено одно нарушение в городе Козьмодемьянск (Марий Эл): капитан судна на воздушной подушке "Белек" управлял судном, не прошедшим техническое освидетельствование. Капитан привлечен к административной ответственности и оштрафован на 500 рублей. За эксплуатацию судна был наложен штраф в размере 2 тыс. рублей.