На вопросы читателей информационного агентства "Интерфакс-Поволжье" в ходе интернет-конференции ответил начальник отдела Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) Приволжского регионального центра МЧС РФ Андрей Сухов.
- Какие плавсредства подлежат регистрации в ГИМС? Необходимо ли проходить техосмотр каждый год и иметь в судне в обязательном порядке спасательные жилеты, якорь и огнетушитель? (Надежда Торопова, ИА "Интерфакс-Поволжье")
- В соответствии с Федеральным законом от 23.04.2012 N 36-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна", государственный надзор осуществляется за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, подлежащими и не подлежащими регистрационному учету в реестре маломерных судов. Цель использования маломерного судна (коммерческая или некоммерческая эксплуатация) устанавливается по письменному заявлению судовладельца.
Маломерным считается судно, длина которого не должна превышать 20 метров. Общее количество пассажиров на нем не должно превышать 12.
Маломерные суда, используемые в некоммерческих целях, регистрируются в реестре маломерных судов.
Не подлежат государственной регистрации шлюпки и иные плавсредства массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае их установки) до 8 киловатт включительно. Также не нужно регистрировать спортивные парусные суда, длина которых не превышает 9 метров, которые не имеют двигателей и оборудованных мест для отдыха.
Классификации и освидетельствованию подлежат суда, подлежащие государственной регистрации.
В соответствии с административным регламентом по освидетельствованию маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС РФ, маломерные суда подлежат освидетельствованию каждые пять лет с момента государственной регистрации. Выдача талона технического освидетельствования прекращена. При этом государственная пошлина и иная плата за предоставление государственной услуги не взимается.
Управлением ГИМС МЧС России установлены нормы оснащения маломерных судов. В соответствии с ними все суда, кроме гидроциклов, должны быть обеспечены индивидуальными средствами безопасности по числу находящихся на борту людей, а также огнетушителями и якорями. Указанные нормы размещены на Интернет-сайтах и на стендах подразделений ГИМС МЧС России.
- Граждане при регистрации моторных лодок и катеров в ГИМС часто жалуются на долгое оформление и утомительное хождение по инстанциям. Что в ПФО делается для упрощения процедуры регистрации? (Михаил Бильдягин, газета "Проспект")
- Сейчас, в соответствии с правилами регистрации маломерных судов, хождение по инстанциям отсутствует. Процедура государственной регистрации маломерного судна проводится в одном инспекторском подразделении, оказывающем данную государственную услугу при предоставлении судовладельцем полного пакета регистрационных документов. Административный регламент фиксирует по времени всю процедуру регистрационных действий. В настоящее время в территориальных органах ГИМС по субъектам Приволжского федерального округа продолжается работа по оборудованию помещений в соответствии с требованиями административного регламента.
- Мы - любители-байдарочники, собираемся на следующий год купить трехместную байдарку, чтобы путешествовать по малым рекам. Должны ли мы ее регистрировать в установленном порядке? Тот же самый вопрос и про плоскодонку. (Александр Самойлов, Киров)
- Я уже отмечал, что не подлежат государственной регистрации шлюпки и иные плавучие средства (в данном случае - байдарки) массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей до 8 киловатт включительно.
- Сколько происшествий на воде зарегистрировано в течение купального сезона в этом году? Какие основные причины гибели людей в водоемах? Сколько тонущих людей спасли инспекторы ГИМС? (Юлия Бакаева, ИА "Версия-Саратов")
- В результате мероприятий, проводимых в рамках месячника безопасности на водных объектах, снизилось количество происшествий и гибель людей на воде.
За летний период зарегистрировано 894 происшествия, погибли при купании 843 человека, что на 15,1% меньше, чем в 2012 году; в том числе погибли 73 ребенка, что на 25,5% меньше, чем в 2012 году. Государственными инспекторами спасены 51 человек.
Основной причиной гибели людей на воде является купание на необорудованных пляжах и в состоянии алкогольного опьянения. На основании статистических данных можно сделать вывод, что основное количество происшествий на воде (82%) приходится на малые реки, пруды и озера.
За отчетный период территориальными органами МЧС России во взаимодействии с органами исполнительной власти муниципальных образований проводилась работа по обустройству организованных мест купания и отдыха населения на водоемах, обеспечению безопасности в детских оздоровительных учреждениях.
В период купального сезона допущено к эксплуатации 573 пляжа (в том числе подготовлены пляжи в 148 детских оздоровительных учреждениях), 429 баз (сооружений) для стоянок маломерных судов и 38 наплавных мостов.
- В Чувашии в конце мая этого года произошла трагедия на воде - перевернулась лодка с шестью молодыми людьми, в результате чего утонула девушка. При этом владелец лодки был пьян и не имел права на управление маломерными судами. Часто ли в ПФО происходит подобное? Сколько судовладельцев в текущем году были задержаны за управление судами в состоянии опьянения? Что делают инспекторы ГИМС для предотвращения подобных случаев? (Евгения Маслова, Чебоксары)
- 25 мая текущего года на р. Волга Чувашской Республики при совершении маневра перевернулась моторная лодка с 6 пассажирами на борту, в результате происшествия погибла молодая девушка. Причины аварийного происшествия: судоводитель не имел права управления маломерным судном и находился в состоянии алкогольного опьянения, кроме того, были нарушены нормы пассажировместимости и правила маневрирования.
Виновным лицом признан судоводитель, который решением суда приговорен к 9 месяцам лишения свободы условно и выплате материального ущерба родственникам погибшей.
Всего за 9 месяцев текущего года в округе зарегистрировано 8 происшествий с маломерными судами, при которых погибли 8 человек. Количество аварийных происшествий по сравнению с прошлым годом уменьшилось на 11%, а количество людей погибших при этом увеличилось на 14%. Рост происшествий с маломерными судами отмечен в Нижегородской и Самарской областях.
Основными причинами аварий маломерных судов является неумелое маневрирование и слабые практические навыки управления маломерным судном, а также несоблюдение правил плавания по внутренним водным путям РФ.
В рамках мероприятий по осуществлению государственного надзора за маломерными судами организовывались патрулирования и рейды с привлечением подразделений спасательных служб, полиции, дружинников и средств массовой информации. Проводились мероприятия, связанные с оказанием помощи людям, терпящим бедствие на воде, а также профилактикой несчастных случаев на водоемах. Всего проведено 10276 рейдов, из них 2317 - со спасателями.
В процессе проведенных рейдов и патрулирований было выявлено более 7 тыс. нарушений правил пользования маломерными судами, 7300 нарушителей привлечено к административной ответственности.
За управление судном в состоянии опьянения были лишены права управления маломерным судном 4 судоводителя, более 20 человек привлечены к административной ответственности в виде штрафа, 31 маломерное судно помещено на специализированную стоянку.
- Сколько ледовых переправ будет открыто в Нижегородской области этой зимой? Как будут бороться с несанкционированными ледовыми переходами? (Ирина Швецова, информационное агентство "НИА Нижний Новгород")
- Подготовка к проведению контрольно-надзорных мероприятий в зимний период ведется в плановом порядке. Всего по Приволжскому федеральному округу будет организована работа 43 ледовых переправ, в том числе 1 ледовая переправа в Нижегородской области.
Кроме того, в Нижегородской области будет взято на контроль 46 традиционных мест массового выхода людей на лед. Перечень мест массового выхода людей на лед доведен до руководителей органов местного самоуправления.
На заседаниях КЧС рассмотрены вопросы, касающиеся обеспечения безопасности людей на водных объектах в зимний период. Подготовлены планы рейдов государственных инспекторов ГИМС с участием спасателей, представителей ВОСВОД и СМИ по вопросам обеспечения безопасности людей в зимний период, составлены графики взаимодействия с органами МВД.
В местах, не отвечающих требованиям безопасности, планируется размещение предупреждающих аншлагов. Для пресечения выезда автомобильного транспорта на лед в несанкционированных местах планируется оборудовать заградительные барьеры, а также проведение совместных рейдов ГИМС и ДПС с целью привлечения нарушителей к административной ответственности.
- После столкновения прошедшим летом катера и парусно-моторной лодки на Волге в районе Чкаловской лестницы в Нижнем Новгороде градоначальник Олег Кондрашов поручил полиции вмешаться в ситуацию с пьяным вождением маломерных судов. Какое-то взаимодействие ГИМС с органами МВД в этой сфере с тех пор налажено? Проводились ли совместные рейды по выявлению нетрезвых капитанов? Каковы их результаты? (Наталия Егошина, ИА "Интерфакс-Поволжье")
- Следует отметить, что взаимодействие с правоохранительными органами в течение навигации осуществляется на постоянной основе, а не только после аварийных происшествий с маломерными судами.
13 июля 2013 года произошло столкновение катера с парусно-моторным судном за пределами судового хода. Причины происшествия: нарушение правил плавания по внутренним водным путям РФ, в том числе превышение скорости и нарушение правил расхождения судов.
Виновным лицом признан судоводитель катера, который был привлечен к административной ответственности в виде лишения права управления маломерным судном сроком на 4 месяца.
После столкновения было проведено 34 совместных рейда с Нижегородским ЛОВДТ, в результате выявлено более 40 нарушений правил пользования маломерными судами, составлено 32 протокола по фактам нарушений правил плавания и правил эксплуатации маломерных судов.