Нижний Новгород. 19 декабря. ИНТЕРФАКС-ПОВОЛЖЬЕ - Доминирующее положение ГП Нижегородской области "Нижегородская областная фармация" (НОФ) как единственного поставщика для нужд облбюджета способствует поддержанию высоких цен на лекарства в сети его аптек, считает руководитель Нижегородского УФАС Михаил Теодорович.
"Мы связываем такой высокий ценовой уровень с антиконкурентным положением НОФ на рынке. И это субъект, чье доминирующее, а в ряде случае и монопольное положение лишь укрепляется в связи с принятыми решениями еще в прошлую губернаторскую каденцию. НОФ - это единственный поставщик лекарств для нужд областного бюджета, и мы с этим связываем и ценовую политику на коммерческой составляющей рынка", - сказал М.Теодорович на пресс-конференции во вторник в пресс-центре агентства "Интерфакс-Поволжье" в Нижнем Новгороде.
В качестве примера руководитель УФАС назвал наценки на ряд лекарств, мониторинг которых ведут специалисты антимонопольного управления. Так, по данным УФАС, в аптеках НОФ 4 из 10 позиций мониторинга "идут по максимальной цене". Наценка по отношению к минимальной цене (тоже рентабельной, которая уже дает возможность зарабатывать) составляет от 20% до 120%.
Он напомнил, что УФАС направляло предупреждение Законодательному собранию Нижегородской области по поводу наделения НОФ полномочиями единственного поставщика лекарств, однако оно было отклонено.
"По нашему представлению, пока мы не располагаем цифрами, доля рынка НОФ увеличивается, если мы говорим о доле рынка, если мы говорим о поставках бюджету как о рынке - то здесь он тотально доминирует. Ну и что происходит дальше - а происходит то, что увеличивается рыночная сила, то, что он может позволять себе играть ценами, объемами и номенклатурой в коммерческой сети. И уже здесь, в этой коммерческой сети он этой своей силой, этим своим поведением дестабилизирует ситуацию, и тем самым косвенно может быть нанесен ущерб независимым игрокам рынка", - сказал М.Теодорович.
Он добавил, что УФАС располагает обращениями субъектов рынка, которые указывают на ущемление своих коммерческих интересов в связи с тем, что конкурентные преимущества НОФ возрастают от действий учредителей - областных властей.
Как сообщалось ранее, Заксобрание Нижегородской области в начале 2016 года приняло закон о полномочиях государственного предприятия Нижегородской области на оказание услуг по обеспечению лекарственными препаратами и медицинскими изделиями медицинских организаций Нижегородской области". Этот закон закрепил за ГП Нижегородской области "Нижегородская областная фармация" полномочия единственного поставщика лекарственных препаратов и медизделий медицинских организаций региона, подведомственных областному Минздраву.
До принятия закона статус единственного поставщика за "Нижегородской облфармацией" был закреплен постановлением правительства Нижегородской области от 17 декабря 2014 года, а не областным законом. Между тем, в федеральном законе о госзакупках содержится норма о том, что правоотношения с единственным поставщиком могут регулироваться законодательным актом субъекта РФ. С учетом этого Нижегородская область изменила форму правового регулирования данных правоотношений.
Нижегородское УФАС анализировало законопроект о единственном поставщике лекарств и дало отрицательное заключение. По мнению руководителя УФАС, при том что федеральное законодательство предусматривает принципиальную возможность законодательного определения единственного поставщика, такая практика может привести к дисбалансу на рынке лекарственных средств.
Нижегородское УФАС России выдавало предупреждение Законодательному собранию области о принятии мер по отмене этого законодательного акта. Однако предупреждение не было исполнено, поэтому УФАС возбудило дело о нарушении антимонопольного законодательства. УФАС в конце 2016 года признало ОЗС нарушившим ч.1 ст.15 закона "О защите конкуренции" и выдало предписание об отмене закона.