Нижний Новгород. 17 февраля. ИНТЕРФАКС-ПОВОЛЖЬЕ - Нижегородское управление Федеральной антимонопольной службы России (УФАС) отмечает снижение количества возбуждаемых дел по признакам нарушения законодательства при росте числа заявлений в ведомство.
Как сообщил руководитель УФАС Михаил Теодорович на пресс-конференции в четверг в пресс-центре агентства "Интерфакс-Поволжье" в Нижнем Новгороде, в минувшем году в ведомство поступило порядка 1,5 тыс. заявлений, что в 1,6 раза больше, чем годом ранее, при этом количество возбужденных дел снизилось на 20% - до 600, а число предписаний незначительно возросло.
"Это был год укрепления и усиления позиций принципов конкурентного поведения на рынке и в массовом сознании, и в поведении участников рынка. (. . . ) Гораздо больше стало понимания и знаний у юридических служб хозсубъектов. Это означает, что закон реально работает", - сказал М.Теодорович.
По его данным, количество возбужденных УФАС административных дел в 2010 году также возросло на 20% по сравнению с 2009 годом, однако совокупный размер наложенных штрафов снизился в минувшем году в 9,7 раза - до 34,342 млн рублей.
"Мы считаем, что разъяснение так же важно, как наказание. (. . . ) Штрафы - не самоцель. Это плавающая позиция", - сказал руководитель УФАС.
Говоря о контроле в сфере госзаказа, М.Теодорович сообщил, что в 2010 году УФАС выявило 246 нарушений, что меньше, чем 2009, и существенно меньше 2008 года, притом что "обращений меньше не стало".
По мнению руководителя УФАС, это свидетельствует о том, что правовая культура на этом правовом пространстве возрастает, государственные заказчики более профессионально относятся к данной деятельности.
Он также отметил, что по-прежнему основная доля выявляемых нарушений в сфере государственного и муниципального заказа приходится на муниципалитеты, так как "муниципальным заказчикам в меньшей степени свойственна правовая грамотность". При этом М.Теодорович подчеркнул, что ситуация в сфере муниципального заказа год от года улучшается.
Руководитель УФАС также сообщил, что в минувшем году судами не было отменено ни одного предписания УФАС, выданного комиссий ведомства по контролю в сфере размещения заказов, а реестр недобросовестных поставщиков увеличился в 6 раз - с 10 до 60 субъектов.
"Сегодня реестр состоялся как инструмент защиты интересов государства, участников торгов от недобросовестного поведения. Конечно, это не полная альтернатива процессам сговора на торгах, которые имеют место, но, между тем, это - альтернатива, которая сформировалась в этом году", - отметил М.Теодорович.
Он также сообщил, что хотя по-прежнему "основными поставщиками" статистики УФАС являются органы власти и местного самоуправления, количество нарушений с их стороны в 2010 году уменьшилось на 10%.
"Я связываю это с действием областной программы защиты конкуренции, с действием соглашений УФАС с правительством области и с целым рядом федеральных структур", - сказал М.Теодорович.
Также значительный прирост нарушений в 2010 году, по информации главы УФАС, зафиксирован в сфере злоупотребления доминирующим положением.
Так, заявлений по признакам таких нарушений поступило в 2,5 раза больше, чем в 2009 году, количество возбужденных дел и выявленных нарушений возросло вдвое.
По мнению М.Теодоровича это связано с изменением рыночных условий после финансового кризиса. "Люди покупают собственность, которая обременена ограничениями, связанными с законодательством, и совершают ошибки", - сказал М.Теодорович, отметив, что практически не было случаев осознанного нарушения.
Начальник отдела контроля рекламы, финансовых рынков и недобросовестной конкуренции нижегородского УФАС Ольга Швецова в свою очередь сообщила, что в минувшем году возросло количество обращений о признаках нарушений рекламного законодательства, несмотря на прогнозы о снижении активности на рынке рекламы.
УФАС по собственной инициативе рассмотрело 557 фактов, указывающих на нарушение рекламного законодательства, возбудило 103 дела в отношении нарушителей, выдало 138 предписаний, по результатам рассмотрения административных дел было вынесено 94 постановления о штрафах на общую сумму 2,292 млн рублей, сообщила она.
"Цифры с годами "идут" только вверх", - сказала она, отметив, что закон нарушают не только рекламодатели, но и рекламораспространители.
По данным О.Швецовой, наибольшее число нарушений приходится на рекламу финансовых услуг. Также выросло количество фактов sms-рассылки рекламы без согласия ее получателей, ненадлежащей рекламы пива и распространения недостоверной рекламы, сообщила она.