Нижний Новгород. 11 октября. ИНТЕРФАКС-ПОВОЛЖЬЕ - Активное внедрение института медиации (альтернативного разрешения споров) позволит снизить количество судебных споров по договорам страхования, считает генеральный директор страховой компании "Северная казна" (Екатеринбург), председатель правления Центра медиации Уральской ТПП Александр Меренков.
"Конфликтность растет как в обществе, так и в сфере взаимоотношений клиентов страховых компаний", - сказал А.Меренков на пресс-конференции в четверг в пресс-центре агентства "Интерфакс-Поволжье".
При этом, по его мнению, значительную часть конфликтов, возникающих из страховых взаимоотношений, возможно урегулировать в досудебном порядке, так как зачастую сама конфликтная ситуация возникает из-за "недопонимания между страховщиком и клиентом".
Так, в частности, сообщил А.Меренков, СК "Северная казна" стала включать в договоры страхования пункт о досудебном урегулировании конфликта посредством процедуры медиации. При этом он отметил некоторую неготовность юридических служб компаний-клиентов к процессу урегулирования споров с привлечением медиаторов.
Третейский судья, медиатор Александр Дубов (Нижний Новгород), говоря о преимуществах урегулирования споров в процедуре медиации, высказал мнение о неэффективности судебной процедуры. "Клиент страховой компании может выиграть процесс, но длительное время судебного рассмотрения дела делает судебную процедуру неэффективной", - пояснил он.
В то же время, по мнению А.Дубова, договоренность о разрешении спора, достигнутая в процедуре медиации, отличается большей надежностью, так как участники конфликта "сами создали свое мировое соглашение".
По его оценке, только порядка 10% соглашений сторон, достигнутых в процедуре медиации, затем оспаривается в суде. При это он подчеркнул, что документы процедуры медиации не подлежат открытому доступу, то есть, "это закрытая процедура в отличие от судебной, где материалы дела без изъятий выложены в открытый доступ".
Директор юридической компании "Аметист" (Нижний Новгород) Вячеслав Квашин, в свою очередь, отметил, что иногда споры по страховым договорам переходят в судебную плоскость из-за недостаточного уровня квалификации сотрудников страховых компаний, не принявших меры по досудебному урегулированию ситуации. "В итоге судебный спор переходит к юристам, и они уже решают спор в суде", - сказал он.
В.Квашин сообщил, что порядка 90% судебных претензий клиентов по страховым договорам приходится на автострахование.
СК "Северная казна" основана в 1993 году. В 2011 году страховые сборы компании (кроме ОМС) составили 1,813 млрд рублей, страховые выплаты - 620 млн рублей.