Агрофраншиза для агроклассницы

Interfax-Russia.ru – Выпускница 9 класса пермской школы приобрела агрофраншизу по кролиководству - 15-летняя девушка стала "первой ласточкой" среди агроклассников, реализующих себя в агробизнесе.

В 2009 году Минсельхоз Пермского края первым в России инициировал создание агроклассов. Поначалу это было частью проекта "Кадры в АПК", направленного на решение кадровой проблемы и обучение профессиональных управленцев для предприятий в сельхозотрасли края. Основы сельского хозяйства как агробизнеса дети должны изучать с ранних лет, посчитали специалисты.

В пилотном проекте, целью которого было показать молодежи, что на селе можно успешно жить и работать, в 2009-2010 учебном году приняли участие 150 старшеклассников сельских школ из трех районов края - Верещагинского, Осинского и Бардымского.

В течение восьми месяцев агроклассникам читали лекции преподаватели из Пермской сельхозакадемии им. Прянишникова и специалисты Минсельхоза, давали мастер-классы руководители сельхозпредприятий и представители малого бизнеса. Старшеклассники неоднократно побывали на самых разнообразных сельхозпроизводствах, пытались оценить менеджмент, маркетинг и опыт ведения хозяйств различного уровня.

"Мы должны показать ребятам, ну, старшеклассникам в данном случае, что агробизнес, я подчеркиваю, именно агробизнес, может быть успешным. Более того, ведь они уезжают в город очень часто просто по той простой причине, что считают, что дома ничего нельзя сделать. А на самом деле ситуация сейчас заключается в том, что сегодня в селе, в сельском хозяйстве, правильнее сказать, есть та ниша, когда карьеру и добиться успеха можно значительно быстрее, чем уехав в город", - заявляла в интервью "Эху Перми" вице-премьер краевого правительства Елена Гилязова.

Итогом учебных и практических занятий стала публичная защита в конце апреля лучших бизнес-идей, оформленных школьниками в собственные бизнес-проекты. Ребята представили их перед главами районов, руководителями сельхозпредприятий и фермерами.

Так, Альбина Максеева из Тюндюковской школы, представляющая свой проект по развитию гусеводства, сумела привязать чисто экономические расчеты к национально-культурным традициям родного Бардымского района. Здесь принято на свадьбу обязательно дарить гуся и пуховые подушки. Таким образом, при правильной организации, производство получается практически безотходным.

Проектом по выращиванию роз Минсылу Кантугановой, ученицы Бардымской гимназии N2, заинтересовался предприниматель Андрей Филоненко, как раз занимающийся разведением цветов. "Понятно, что проекты ребят пока еще не совсем готовы к реализации и нужно еще немало доработать, - цитирует Филоненко пресс-служба регионального Минсельхоза. – Но радует стремление не сидеть, сложа руки, а заниматься реальным делом. По своему опыту знаю, насколько сложная работа в агросекторе и считаю, что эти ребята заслуживают уважения".

В свою очередь вице-премьер краевого правительства Елена Гилязова, обращаясь к агроклассникам, отметила: "Мы с вами делаем общее дело – создаем аграрный бизнес на селе. Вы первые в этом проекте, и уже многие сельхозпредприятия ждут, когда вы получите образование и придете к ним работать".

Как рассказали Interfax-Russia.ru в краевом Минсельхозе, жюри признало лучшим проект "Город зеленого цвета" сестер-близнецов Екатерины и Надежды Тютиковых из Горской школы (Осинский район). План агроклассниц по озеленению Осы вызвал много вопросов со стороны жюри, однако школьницы смогли уверенно ответить на них, используя экономические термины и знания, полученные на уроках. В итоге начальник управления экономического развития Осинского района Елена Мазунина заявила, что район готов разместить школьницам муниципальный заказ на выращивание рассады для озеленения города.

Второе место по итогам голосования разделили ученик агрокласса Верещагинского района Владимир Носков за проект по производству озимого чеснока, а также учащаяся Бардымской гимназии Регина Балтаева за бизнес-план по развитию овощеводства.

Третье место также поделили два проекта: по развитию гусеводства Альбины Максеевой и проект Марины Рожковой - агрофраншиза по разведению кроликов по акселерационной технологии.

В мае ученики агроклассов сдали свои первые экзамены. 80% выпускников написали отличные работы, подтвердив свои теоретические знания об агробизнесе. Сельские школьники уверенно отвечали на вопросы: "Платежеспособная потребность – это…", "Франчайзер – это …", "Как рассчитать валовую прибыль?".

Кстати, агроклассы уже успели подтвердить свою эффективность. На минувшей неделе выпускница аграрного класса Горской средней школы (Осинский район) Марина Рожкова приобрела агрофраншизу по кролиководству. Поставщиком франшизы выступило базовое кролиководческое хозяйство "Осинский кролик" фермеров Мочаловых.

Агрокласснице передали в пользование 12 мини-ферм - поголовье кроликов и технологию их разведения. Уникальность технологии в том, что так называемые кролики-акселераты практически не болеют и очень быстро набирают продажный вес – весь цикл от рождения до взросления занимает четыре месяца. Кролики рождаются и выращиваются на открытом воздухе при температуре до -40 градусов, что немаловажно для Пермского края.

Стоимость агрофраншизы "Разведение кроликов по акселерационной технологии "12 мини-ферм" составляет 300 тыс. рублей. Половину стоимости проекта - 150 тыс. рублей субсидировал краевой Минсельхоз, 60 тыс. рублей Марина получила по программе самозанятости населения, на 90 тыс. рублей оформила банковский кредит. Срок окупаемости проекта – 2 года.

В этом году выпускница агрокласса планирует поступить в Осинский аграрный техникум и параллельно будет заниматься своим бизнесом. Марине всего 15 лет. Ухаживать за кроликами собирается и ее младшая сестра Ирина – на нее будет оформлен трудовой договор, и юный кроликовод будет получать деньги за свою работу.

Пока это первый уже реализованный выпускниками агроклассов бизнес-проект. Однако, как заверили Interfax-Russia.ru в краевом Минсельхозе, все призеры апрельской защиты, да и не только призеры, полны решимости открыть свое собственное дело. Ученики агроклассов в Пермском крае собираются разводить гусей, овец, выращивать вешенки, розы, чеснок. Агроклассники, продолжив образование, смогут прийти работать в сельхозпредприятия края или открыть свое собственное дело.

"Мы не ставим перед собой задачу, чтобы все выпускники агроклассов непременно пошли учиться в Пермскую сельхозакадемию. Пусть наши выпускники идут учиться в Москву и Санкт-Петербург. Главное, чтобы они после обучения вернулись на родную землю", - отметила собеседник Interfax-Russia.ru.

Сейчас краевой Минсельхоз ведет переговоры с руководством Кунгурского, Ильинского, Карагайского, Оханского, Чайковского, Нытвенского районов об открытии в школах классов с преподаванием основ агробизнеса. В июне специалисты Минсельхоза и администраций районов приступили к разработке программы нового учебного года для агроклассников. До сентября преподаватели средних общеобразовательных и сельских учебных заведений будут перенимать опыт работы с агроклассами, накопленный специалистами Пермской сельхозакадемии.

По расчетам Минсельхоза, в 2010 году агроклассы появятся в каждой третьей школе Пермского края. Не исключено также, что в этом году появится еще одна форма обучения в агроклассах – дистанционная. Школьники смогут постигать азы агробизнеса, общаясь с преподавателями через интернет.

Теперь агроклассы – это часть нового краевого проекта "Пермский край. Найди себя здесь". Его главная цель - увлечь живущих на селе детей работой, показать им, что для того, чтобы стать успешными, не нужно уезжать из родных мест, а можно заниматься предпринимательством на селе.

Обозреватель Анастасия Николаева