Interfax-Russia.ru – "АвтоВАЗ", несмотря на падение продаж, снова повышает цены на автомобили. Эксперты утверждают, что это не отразится на объемах продаж.
ОАО "АвтоВАЗ" с понедельника повышает цены на автомобили Lada на 1-3% в зависимости от комплектации, сообщил агентству "Интерфакс-Поволжье" источник в отрасли. Вместе с тем вице-президент по продажам и маркетингу "АвтоВАЗа" Максим Нагайцев, слова которого приведены в сообщении компании, заявил, что "никакого единого общего повышения цен нет - есть модели, на которые цены изменились на доли процента".
"АвтоВАЗ" в течение последнего года активно занимался изменением и улучшением машин - соответственно, менялись и затраты на производство. В частности, мы ранее сообщали, что стали использовать металлизированные краски для классических моделей Lada. Другие семейства теперь производятся с использованием большего количества импортных комплектующих; на моделях Lada Priorа и Lada Kalinа модернизирована коробка передач", - поясняет Нагайцев.
Кстати, в январе 2010 года "АвтоВАЗ" уже объявлял о повышении цен на модели автомобилей Lada 2105/2107 (так называемая "классика") в среднем на 1,5% из-за применения новой технологии окраски. В частности, рекомендованная "АвтоВАЗом" розничная цена на Lada 2105 составляла 163 тыс. 936 рублей, Lada 2107 - 174 тыс. 168 рублей. Таким образом, подчеркивалось в сообщении компании, "перевод окраски кузовов "классики" на современные технологические линии несущественно повлиял на цену машин: подорожание составило всего 2 тыс. 500 рублей".
Вместе с тем в январе продажи Lada продолжали демонстрировать устойчивое падение. Так, по данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи лидера спроса среди всего модельного ряда Lada - автомобиля Lada Priora - снизились по сравнению с показателями января 2009 года на 34% - с 8 тыс. 57 проданных автомобилей до 5 тыс. 319 автомобилей. Продажи автомобилей семейства Lada Samara сократились на 42% - с 7 тыс. 911 автомобилей до 4 тыс. 625 автомобилей. Реализация автомобилей семейства "классика" - Lada 2105/2107 - упала с 6 тыс. 283 автомобилей в январе 2009 года до 2 тыс. 441 автомобиля в январе 2010 года (падение на 61%). При этом продажи автомобилей Lada 4х4 выросли на 47% - до 2 тыс. 206 автомобилей.
В целом, согласно данным комитета, "АвтоВАЗ" в январе уменьшил продажи автомобилей на 41% по сравнению с январем 2009 года - до 17,3 тыс. машин.
Вице-президент по маркетингу и продажам компании Максим Нагайцев связал это с "обыкновенным сезонным явлением". По его словам, в последние три недели января в сутки продавалось 830-850 автомобилей. "Это хороший уровень", - подчеркнул Нагайцев.
Между тем, предварительно утвержденный план выпуска "АвтоВАЗа" на 2010 год составляет около 446 тыс. автомобилей, в том числе около 40 тыс. машин на экспорт. Таким образом, в 2010 году "АвтоВАЗ" намерен увеличить производство автомобилей на 51%.
Большой вопрос – удастся ли "АвтоВАЗу" реализовать такой объем продукции на фоне повышения цен? По мнению аналитиков агентства "Автостат", вряд ли повышение цен отпугнет покупателей. "В среднем цены на Lada повысились на 2%, то есть даже если брать дорогие комплектации, то повышение составит 6-7 тыс. рублей", - пояснил Interfax-Russia.ru начальник отдела аналитики "Автостат" Андрей Топтун. Вряд ли это повлияет на решение о покупке, считает он: "Вазовские машины по-прежнему остаются самыми доступными, поэтому повышение едва ли отразится на продажах".
По его мнению, на продажи "АвтоВАЗа" может повлиять и госпрограмма льготного автокредитования. Напомним, что в феврале премьер-министр РФ Владимир Путин подписал постановление о продлении срока действия программы льготного автокредитования для физических лиц на 2010 год. Согласно постановлению, в этом году на компенсацию части ставок по кредитам российским банкам будет выделен 1 млрд рублей.
По данным Минпромторга, с момента запуска программы льготного кредитования в августе 2009 года до 2010 года была продана 71 тыс. автомобилей, и как указывает начальник отдела аналитики "Автостат", более 33,5 тыс. проданных по этой программе машин пришлись на марку Lada.
Однако, как подчеркивает Топтун, в этом году основные надежды "АвтоВАЗа" связаны с реализацией программы утилизации. "От того, насколько четко сработает цепочка "дилер-утилизатор-Минпромторг" будет зависеть объем продажных автомобилей", - считает собеседник Interfax-Russia.ru.
Сам "АвтоВАЗ" рассчитывает за счет программы утилизации автомобилей продать около 100 тыс. машин из 200 тыс., заложенных в программу. "Мы планируем очень амбициозно по программе взять половину от возможных продаж", - заявлял журналистам вице-президент по маркетингу и продажам ОАО "АвтоВАЗ" Максим Нагайцев. Между тем, по его мнению, спрогнозировать точный объем продаж сейчас нельзя. "Мы стараемся сделать прогноз допустимый, реализовав систему предварительных заявок", - сказал вице-президент компании. Пока, по предварительным заявкам, "потребители склоняются в сторону вазовских моделей "классики" и "Самары", то есть более дешевых", отметил Нагайцев.
Между тем, в результате того, что первая линия конвейера в настоящее время закрыта на реконструкцию под совместный проект Renault-Nissan и "АвтоВАЗа" на платформе B0, возможности по производству "классики" и "Самары" оказались ограничены. "Поэтому мы сейчас формируем специальное предложение по "Калине", чтобы она стала привлекательной в такой же степени, как "Самара" и "классика". Это стратегический вопрос для завода", - сказал Нагайцев.
Впрочем, как ранее сообщал Interfax-Russia.ru, ряд экспертов не советует возлагать особые надежды на программу утилизации автомобилей. В частности, президент компании экспертного консультирования "Неокон" Михаил Хазин считает, что если программа субсидирования процентных ставок по автокредитам "с грехом пополам работает", то перспективы программы утилизации "вызывают сомнение".
"Сдавать старые иномарки в России практически не будут, так как их розничная цена в большинстве своем выше 50 тыс. рублей, а для владельцев отжившей свое автовазовской "классики" доплата в 2/3 стоимости нового автомобиля - все та же вазовская "классика" за 130-170 тыс. рублей, скорее всего, станет неподъемной", - пояснил Interfax-Russia.ru свою точку зрения Хазин. Поэтому, по его мнению, реализация программы в лучшем случае притормозит спад продаж автомобилей, но едва ли позволит рынку выйти на тренд роста.
Собеседник Interfax-Russia.ru, ссылаясь на январские данные Ассоциации европейского бизнеса, и в частности, на новый провал продаж, превысивший прогнозы дилеров (-30% к январю 2009 года) на 7%, считает что "пока нет никаких оснований ждать существенного отскока в течение всего 2010 года".
Между тем, прогноз развития российского автомобильного рынка, сделанный специалистами аналитического агентства "Автостат", предполагает три сценария развития. При этом все они базируются на ожидании роста автомобильного рынка.
Так, первый - оптимистичный – исходит из того, что дно кризиса уже пройдено и после сезонного снижения продаж в январе-феврале начнется медленный рост рынка, который оживится во втором полугодии текущего года.
Второй - пессимистичный - сценарий предполагает, что рынок будет находиться на дне в течение первого полугодия, что представляется возможным в случае негативных трендов мировой экономики, снижения цен на энергоресурсы, затягивания сроков предоставления реальных мер правительственной поддержки, буксования утилизационной программы и т.п. Однако и в этом случае во втором полугодии начнется рост рынка, считают аналитики. При таком сценарии до конца 2010 года будет продано порядка 1 млн 550 тыс. новых автомобилей, а уровень 2008 года не будет достигнут даже через 5 лет.
По усредненному сценарию развития рынка, который экспертам кажется наиболее вероятным, в 2010 году на российском рынке будет продано 1,6 млн авто.
В Минпромторге также придерживаются мнения, что российский авторынок начнет восстанавливаться уже во второй половине текущего года. "Мы уверены, что легковой сегмент крепко встанет на ноги уже к 2015 году, объем продаж увеличится до 3,2-3,4 млн авто. А к 2020 году устойчиво выйдем на 3,6 млн проданных машин, может, даже больше", - заявил министр промышленности и торговли Виктор Христенко в интервью "Российской газете". Кстати, в комитете автопроизводителей АЕБ, рассчитывают, что оживление на рынке наступит уже в феврале.
Обозреватель Анастасия Николаева