Interfax-Russia.ru – Падение российского авторынка в марте замедлилось. Эксперты связывают это с программой утилизации, однако правительство РФ пока не готово расширить данную программу.
Отчет комитета продаж автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), опубликованный 8 апреля, свидетельствует о том, что падение продаж новых легковых и коммерческих автомобилей в России по итогам марта значительно снизилось. Сокращение продаж новых машин в первый весенний месяц года было минимальным за год и составило всего 7% по сравнению с мартом 2009 года.
Председатель комитета автопроизводителей АЕБ Дэвид Томас назвал результат марта "обнадеживающим" и заявил, что его "можно считать явным признаком постепенного восстановления автомобильной отрасли в стране". Так, по данным АЕБ, в России в марте был продан 126 тыс. 701 автомобиль, а всего в первом квартале 2010 года – 293 тыс. 30 тыс. машин, что на 25% меньше, чем в первом квартале прошлого года. Впрочем, указывает Томас, "необходимо учитывать тот факт, что первый квартал 2009 года был достаточно нестандартным - многие марки распродавали остатки 2008 года".
При этом, по его словам, в целом, "наблюдается положительная динамика от месяца к месяцу". Эксперт связывает это с программой утилизации автомобилей.
"Программа по утилизации стартовала только в марте и уже показала положительный результат, однако даже у тех марок, на которых не распространяется действие программы, наблюдается последовательное укрепление позиций", - отмечает эксперт.
В свою очередь значительное оживление авторынка в марте вице-председатель комитета автопроизводителей АЕБ Мартин Ян связывает не только с началом работы программы по утилизации автомобилей, но и возвращением кредитных ставок к докризисным значениям, стабилизацией курса рубля, продлением программы субсидирования кредитов, а также с улучшением общего экономического климата и ростом потребительского оптимизма.
Судя по данным АЕБ, самой продаваемой автомобильной маркой в России в первом квартале уже традиционно стала Lada. Так, в январе-марте было продано 20 тыс. 829 автомобилей Lada Priora, 17 тыс. 847 машин Lada Samara, 12 тыс. 189 автомобилей Lada Kalina, 12 тыс. 21 авто Lada 2105/2107 и 8 тыс. 602 машины Lada 4x4. И если в целом снижение по отношению к первому кварталу 2009 года составило 19%, то в марте был зафиксирован рост продаж на 13%.
Всего за первый месяц весны "АвтоВАЗ" продал 34 тыс. автомобилей (против 20 тыс. в феврале), в том числе более 8 тыс. машин по программе утилизации. "Первый раз за полтора года объем продаж за месяц превышает показатель за аналогичный период прошлого года. Так не было со второй половины 2008 года", - заявил глава компании Игорь Комаров.
По его словам, объем заявок в рамках программы утилизации в настоящее время составляет около 80 тыс. автомобилей, и в течение 3-4 месяцев все лимиты по программе (200 тыс. машин) будут выбраны.
О росте продаж автомобилей UAZ в рамках госпрограммы утилизации объявила и компания Sollers. Так, по данным пресс-службы компании, за первый месяц работы программы более 6,2 тыс. россиян обратились в дилерские центры UAZ, FIAT и SsangYong. И дилерские центры этих марок уже выписали 1 тыс. 571 свидетельство в рамках программы утилизации старых автомобилей.
По словам гендиректора Sollers Вадима Швецова, итоги первого месяца работы программы утилизации позволяют сделать вывод о ее успехе. "На этапе, когда вся автомобильная промышленность России пытается минимизировать негативное влияние и потери от кризиса, государственные меры стимулирования продаж становятся крайне востребованными как самими производителями, так и покупателями. Это свидетельствует о том, что российский автомобильный рынок начинает восстанавливаться после спада и выходит на новый виток своего развития по общемировым стандартам", - заявил Швецов.
Стоит отметить, что росту обращений в значительной степени способствовала программа дополнительной стимуляции покупателей, которая была запущена для жителей Ульяновской области. Напомним, что в рамках этой программы ОАО "УАЗ" и правительство Ульяновской области предоставляют жителям региона дополнительную скидку в 70 тыс. рублей. Таким образом, начальная стоимость автомобилей в рамках программы утилизации снизилась на 120 тыс. рублей.
Удвоила компенсацию по региональной программе утилизации старых автомобилей и Нижегородская область. В конце марта региональное правительство одобрило увеличение размера компенсации, предоставляемой при покупке автомобилей, с 50 до 100 тыс. рублей. Таким образом, покупатель автомобиля, произведенного в Нижегородской области, может рассчитывать на компенсацию в размере 150 тыс. рублей, в случае если он воспользуется и федеральной компенсацией в 50 тыс. рублей, и региональной программой утилизации автомобилей.
Воспользоваться компенсацией в 100 тыс. рублей покупатели смогут уже с 1 апреля. Министр промышленности и инноваций Нижегородской области Николай Сатаев уверен, что новые условия региональной программы утилизации позволят и дальше стимулировать продажи автомобилей. В частности, ожидается, что в рамках программы будет продано 2,5 тыс. автомобилей.
На успех программы утилизации рассчитывает и спикер Совета Федерации Сергей Миронов. "Эта программа ценна тем, что ее грамотная реализация способна принести пользу автомобильной отрасли в целом, а не только отдельным предприятиям", - заявил Миронов "Интерфаксу".
По его словам, программа утилизации поможет не только семьям, намеренным обновить свои машины. "Оживление авторынка, закономерно ожидаемое в результате действия программы утилизации, позволит уверенней задышать тысячам малых и средних торговых и сервисных предприятий, связанных с обслуживанием потребностей автомобилистов", - считает спикер Совета Федерации.
А вот Ассоциация международных автомобильных перевозчиков предлагает расширить действие программы. В частности, президент Ассоциации Евгений Москвичев предлагает утилизировать грузовые автомобили старше 15-20 лет с компенсацией их владельцам 100-150 тыс. рублей.
По его словам, в России из примерно 1 млн грузовых автомобилей более 50% старше 15 лет. Ежегодно в рамках программы можно будет обновлять около 10% парка, считает он.
По словам Москвичева, соответствующие предложения уже направлены в Госдуму и правительство.
Впрочем, вероятнее всего, в ближайшее время это предложение не будет реализовано. Как сообщил премьер-министр РФ Владимир Путин, правительство РФ пока не планирует расширять программу утилизации старых автомобилей. Премьер отметил, что для начала необходимо "закончить то, что намечено, отработать механизмы реализации программы".
При этом он напомнил, что правительство перед началом программы изучало зарубежный опыт, как положительный, так и отрицательный. "Я разговаривал с некоторыми иностранными коллегами. В чем они видят минус - в том, что как только государство снимает льготу, резко падает спрос на автомобили", - сказал Путин.
В целом, по словам главы правительства, программа по утилизации, запущенная 8 марта, заработала, однако пока не совсем так, как хотело бы правительство. "К сожалению, в некоторых городах люди сталкиваются с проблемами: это несвоевременное, утомительное снятие автомобилей с учета, очереди в дилерских центрах, а порой и создание искусственных очередей", - пояснил премьер-министр.
Впрочем, несмотря ни на что, эксперты уже в ближайшем будущем рассчитывают на дальнейший рост продаж за счет госпрограммы. Так, например, аналитики агентства "Автостат" уверены, что положительная динамика на российском авторынке по отношению к прошлому году будет зафиксирована уже в апреле. По прогнозам экспертов, в этом месяце будет продано около 130-140 тыс. автомобилей.
Между тем, как показывают исследования социологов ВЦИОМ, в 2010 году новый автомобиль планируют купить лишь 3% россиян. Однако в долгосрочной перспективе - в течение двух-трех лет – купить машину планируют 9% респондентов. Причем большинство намерено покупать автомобиль в кредит – популярность такого решения возросла за год с 30% до 37%.
Стоит отметить, что по данным Минпромторга, с начала года до настоящего времени уже выдано 20 тыс. 873 льготных автокредита. При этом заявки на кредит подали 56 тыс. 302 человека.
Что касается предпочтений россиян, то, судя по данным АЕБ, вслед за Lada второе место по продажам по итогам квартала занимает Chevrolet - за первые три месяца года россияне приобрели 20 тыс. 539 автомобилей этой марки, что на 32% меньше, чем в первом квартале 2009 года. "Бронза" осталась за Hyundai (17 тыс. 889 проданных машин, сокращение на 16%). В марте было продано на 3% меньше автомобилей этой марки, чем годом ранее.
Кроме того, в десятку самых продаваемых марок в первом квартале вошли KIA (17 тыс. 659 авто, +29%), Renault (16 тыс. 110 машин, +7%), Ford (14 тыс. 809 автомобилей, -51%), Toyota (12 тыс. 46 машин, -38%), ГАЗ (11 тыс. 140 машин, -8%), Daewoo (10 тыс. 886 машин, -7%) и Nissan (10 тыс. 489 машин, -54%).
Помимо KIA и Renault, рост продаж по итогам квартала продемонстрировали также ТагАЗ (+354%), Vortex (+297%), Iveco (+84%), Chery (+62%), Isuzu (+41%), Lifan (+30%), Mercedes-Benz (+22%), Audi (+20%), UAZ (+17%), Suzuki (+12%) и BMW (+12%).
Мартовский позитив стал основанием для улучшения прогноза АЕБ по продажам в России на 2010 год до 1,45 млн легковых автомобилей и 1,6 млн с учетом коммерческих автомобилей. Напомним, что в своем предыдущем прогнозе эксперты ассоциации ожидали, что продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в текущем году составят 1,5 млн автомобилей.
В свою очередь PricewaterhouseCoopers (PwC) прогнозирует объем автомобильного рынка в России в 2010 году на уровне 1,3-1,6 млн машин. В оптимистичном варианте прогноз PwC на 2010 год предусматривает рост рынка на 15%, в пессимистическом - сокращение на 5%. На уровне 1,6 млн машин ожидает объем продаж в 2010 году и стратегический партнер "АвтоВАЗа" - концерн Renault-Nissan.
Обозреватель Анастасия Николаева