Interfax-Russia.ru – Sollers будет выпускать внедорожники на платформе "Кортеж" на УАЗе. К лету будет принято решение о том, кто станет изготовителем лимузина.
Правительство определилось с первым производителем в рамках проекта "Кортеж", который предусматривает создание целой линейки автомобилей представительского класса. Так, внедорожники на платформе проекта будет выпускать компания Sollers на Ульяновском автомобильном заводе (УАЗ).
"Уже поставлена точка в этом вопросе с точки зрения производства и разработки внедорожника", - заявил глава министерства промышленности и торговли РФ Денис Мантуров на брифинге в ходе посещения Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института (НАМИ).
По его словам, серийный производитель Sollers на площадке "УАЗа" будет, используя разработанную платформу, производить внедорожники более доступного класса. Кроме президентского лимузина, проект предусматривает производство автомобилей для госчиновников и аналогичных, с доработками, - для рынка. Эти автомобили будут продаваться в массовом порядке. Мантуров сообщил, что речь идет о выпуске "нескольких десятков тысяч" машин в год (до 40 тыс. после 2017 года).
Причем, отметил министр, дополнительных средств для модернизации производства проект не потребует. Инвестиции Sollers потребуются только на закупку оснастки. Ориентировочно в 2015-2016 годах планируется подготовить прототип. Участие компании в проекте представляет для нее интерес с точки зрения разработки платформы за бюджетный счет и применения ее в своем коммерческом использовании, считает Мантуров. При этом возврат средств будет обеспечиваться за счет налоговых отчислений производителя.
Кроме того, Sollers, по словам министра, может быть выбран в качестве производителя и микроавтобуса на этой же платформе. Пока, правда, по этому вопросу окончательное решение не принято. Мантуров уточнил, что также в этой связи рассматривается и группа "ГАЗ".
В то же время в качестве производителей седана на платформе "Кортеж" рассматриваются "ЗиЛ", "ГАЗ", Volkswagen (который сейчас увеличивает производство в Калуге), а также "КАМАЗ" (который рассматривает возможность партнерства с Mercedes в производстве седанов в режиме промсборки).
"Мы близки к принятию решения по минивэну. Что касается седана, то мы рассматриваем разных участников и будем близки к решению примерно к середине лета", - уточнил Мантуров сроки принятия решения о выборе серийных производителей по этим двум типам автомобилей.
Сам проект реализуется по распоряжению правительства РФ от 6 февраля 2014 года. Подготовкой платформы занимается НАМИ. Основная задача - разработать современную платформу, составные части которой отечественные автомобилестроители смогли бы включать в проектирование своих собственных марок коммерческих автомобилей.
Примерно 5% от всего объема производимых автомобилей придется на специальные транспортные средства для первых лиц государства. Помимо них будет организован выпуск нескольких линеек автомобилей премиум- и бизнес-классов. Для этого на базе НАМИ создан инжиниринговый центр, формируется несколько связанных подразделений (центр стиля, конструкторский, технологический и испытательный центры).
В рамках реализации проекта еще в 2013 году в уставный капитал ФГУП "НАМИ" внесли 350 млн рублей, на такую же сумму провели финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), проводимых НАМИ. В 2014 году предполагается финансирование расходов на НИОКР в размере 2,893 млрд рублей, а также 717 млн рублей - на взнос в уставный капитал НАМИ.
В начале апреля один из участников проекта - компания Marussia Motors, которая должна была провести маркетинговое планирование, разработку инженерных решений, узлов и агрегатов и полностью разработать 2 типа автомобилей (лимузин и внедорожник), объявила об остановке всех проектов по созданию машин для первых лиц государства. Основные специалисты (конструкторы и дизайнеры) перешли в НАМИ.
Как тогда сообщил "Интерфаксу" источник в компании, такое решение специалисты Marussia Motors приняли из-за отсутствия финансирования. "Все люди, которые с проектом "Кортеж" работали, они ушли в НАМИ, их и касалось это предложение, потому что нет финансирования", - отметил собеседник агентства.
При этом решения о закрытии компании не было. "Сама компания продолжает существовать, никакого решения о закрытии не было, там какие-то люди остаются, но основная масса ушла. Но фактически компания лишилась собственного дизайн-бюро, конструкторского отдела", - отметил собеседник.
Впрочем, как считает Мантуров, выход компании Marussia Motors из проекта никак не повлияет на его сроки. "Тем более, что основной штат специалистов компании перешел на работу в НАМИ. К выполнению работ привлечены иностранные компании, отечественные отраслевые соисполнители и российские инновационные компании. Минпромторг рассчитывает на коммерческий успех (проекта - ИФ) и его окупаемость в короткие сроки за счет разработок международной команды экспертов в области автомобилестроения", - отметил в этой связи министр.
Общий объем планируемых бюджетных инвестиций в проект ожидается на уровне 12,4 млрд рублей за 4 года. "Если будут поставлены другие какие-то задачи в рамках проекта, мы будем смотреть привлечение внебюджетных источников, либо дополнительных средств. Но так сегодня вопрос не стоит - мы идем в графике в соответствие с утвержденным бизнес-планом", - подчеркнул Мантуров.
Он пообещал, что до конца года будут созданы трехмерные виртуальные макеты всех автомобилей семейства, а также изготовлены физические прототипы двигателя, автоматической коробки передач, силовой части кузова и элементов электронной системы управления.
"К 2015 году планируется создать первые опытные образцы всех моделей, к 2016 году должны быть завершены испытания прототипов, на 2017 год запланированы разработка силовой установки и постановка на производство автомобилей "седан/лимузин", на 2018 год - автомобилей "внедорожник" и "микроавтобус", - отметил при этом глава Минпромторга.
По его словам, в проекте также используется потенциал других инжиниринговых центров во главе с Porsche Engineering, в том числе - компании "ё-инжениринг", а также Санкт-Петербургского политехнического университета. Изначально организаторы проекта рассчитывали на выпуск 15-20 тыс. автомобилей по всем трем моделям. Однако, по словам Мантурова, улучшить показатели бизнес-плана позволит именно выпуск машин более доступного класса. "За счет этого увеличится серийность производства комплектующих, за счет этого снизится себестоимость этого автомобиля и за счет этого улучшится бизнес-план", - отметил он.
Пока окончательного решения по бренду автомобилей для первых лиц нет. Лимузин для первых лиц может получить бренд "ЗиЛ", а массовые машины могут выпускаться под маркой "Руссо-Балт" (автомобили под этой маркой выпускались в начале XX века), а Marussia предлагала выпускать машины под собственным брендом.
Что касается стоимости автомобилей, то, как рассказал "Российской газете" гендиректор ФГУП "НАМИ" Максим Нагайцев, она будет начинаться от 1 млн рублей - для самых простых версий, и доходить до 20 млн рублей.
"Платформа тем и хороша, что модульная, что позволяет собирать авто в очень широком ценовом диапазоне", - сказал Нагайцев, добавив, что это могут быть офисы на колесах, микроавтобусы для гостиниц, семейные автомобили.
"Поэтому в своем коллективе мы зовем этот проект не "Кортеж", а "Роут", то есть путь, который должны сами пройти. И "сквозняком" провести через внедорожник, седан, микроавтобус уникальные технические решения. Причем с учетом особенностей российского автомобильного рынка, который трудно прочувствовать из Германии, Америки или Японии. А мы эти инженерные задачки понимаем как решать" - отметил гендиректор НАМИ.
Вместе с тем ранее эксперты, опрошенные "Интерфаксом" заявляли, что реализация проекта по созданию представительских лимузинов для первых лиц государства в России возможна только при условии привлечения иностранных автопроизводителей. Примерные инвестиции в разработку платформы для выпуска представительских автомобилей оценивались не менее чем в 1 млрд евро. Эксперты также сходились во мнении, что создание линейки автомобилей экономически нецелесообразно и является скорее имиджевым проектом.
Обозреватель Анастасия Николаева
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"