Interfax-Russia.ru - "АвтоВАЗ" объявил об увольнении 5 тыс. сотрудников, профсоюзы не исключают, что массовые сокращения могут привести к социальному взрыву.
Глава ОАО "АвтоВАЗ" Игорь Комаров подписал приказ об увольнении к 14 декабря 5 тыс. сотрудников. Согласно сообщению компании, административный и управленческий персонал будут сокращать в рамках утвержденной 9 сентября новой организационной структуры "АвтоВАЗа": с 12 до 7 уменьшено количество уровней управления, с 37 до 27 сокращено число дирекций, количество вице-президентов стало в 2,5 раза меньше.
"Приказом пересмотрено штатное расписание руководителей, специалистов и служащих: сокращается численность руководителей всех уровней, обслуживающего персонала, специалистов и служащих, прежде всего, за счет увольнения на заслуженный отдых работников, достигших пенсионного возраста с выплатой им всех предусмотренных коллективным договором компенсаций. Общее сокращение составит около 5 тыс. человек", - говорится в сообщении "АвтоВАЗа".
Приказы подготовлены в рамках антикризисного плана действий по высвобождению части персонала с восстановлением размера заработной платы оставшимся работникам предприятия.
Как сообщил агентству "Интерфакс - Поволжье" источник, близкий к администрации "АвтоВАЗа", руководство компании планирует подготовить списки увольняемых в течение месяца. "Пока неизвестно, какого возраста люди будут уволены. Ясно только одно: это не коснется рабочих на конвейере", - отметил собеседник агентства.
Между тем, решение о массовых сокращениях на предприятии до последнего момента оставалось для профсоюзов "АвтоВАЗа" тайной за семью печатями. Согласно законодательству, консультации с профсоюзами по поводу массовых сокращений руководство должно начать за три месяца. Однако ни первичная профсоюзная организация ОАО "АвтоВАЗ", ни независимая профсоюзная организация завода "Единство" по данным на середину дня понедельника еще не получили официальных уведомлений о запланированных увольнениях.
На повестке дня на заседании профкома первичной профсоюзной организации в понедельник обсуждали единственный приказ - об отмене режима сокращенной рабочей недели. С 14 декабря, как рассчитывал профсоюз, завод должен вернуться на работу либо с полной загрузкой, либо работникам будет выплачиваться компенсация в размере 2/3 средней заработной платы за неотработанное до нормы время.
Напомним, что с начала сентября до 28 февраля будущего года на предприятии введен режим неполной 20-часовой рабочей недели. Причем заработную плату работники завода получают лишь за фактически отработанное время. Как объясняли на предприятии, неполный режим работы, вынужденные простои и корпоративные отпуска были вызваны необходимостью жесткой экономии затрат при сохранении рабочих мест.
Подписанный главой "АвтоВАЗа" приказ об отмене режима неполной рабочей недели с 14 декабря означает, что завод может заработать на полную мощность раньше срока, но уже без 5 тысяч сотрудников.
В Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) считают, что массовые сокращения на ОАО "АвтоВАЗ" не противоречат трудовому законодательству. "Решение о проведении массовых сокращений, а сокращение 5 тыс. сотрудников является массовым, весьма жесткое. Но надо отметить, что, к сожалению, оно не противоречит нормам трудового законодательства. Руководство "АвтоВАЗа" действует в рамках Трудового кодекса РФ", - заявил "Интерфаксу" ответственный секретарь ФНПР Александр Шершуков.
По мнению представителя ФНПР, менеджмент автоконцерна в настоящее время сложно упрекнуть даже с моральной точки зрения. "Руководство компании максимально долго оттягивало принятие этого решения, которое, действительно, является тяжелым и вынужденным. В автопроме в целом вообще весьма непростая ситуация", - сказал он. Правда, ФНПР обязалась внимательно следить за развитием ситуации и соблюдением законности при сокращении сотрудников "АвтоВАЗа". "Конечно, в первую очередь здесь будут действовать профком автоконцерна и отраслевой профсоюз автомобилестроителей, являющийся нашей членской организацией. А мы будем помогать", - заявил ответственный секретарь ФНПР. Ответственными за соблюдением законности при предстоящих сокращениях он считает городские власти Тольятти и администрацию Самарской области.
Между тем, сокращениями на предприятии заинтересовались и в прокуратуре. В частности, прокурор Самарской области Юрий Денисов сообщил агентству "Интерфакс - Поволжье" о том, что поручил "прокурору города Тольятти проверить законность приказа о сокращении численности сотрудников ОАО "АвтоВАЗ", последующей процедуры по его реализации, соблюдения прав и социальных гарантий при высвобождении работников".
Справедливости ради стоит отметить, что понять позицию руководства предприятия можно. Действительно, "АвтоВАЗу" очень накладно оплачивать труд такого количества работников, учитывая, что спроса на продукцию нет, и конвейеры работают не в полную мощность. В условиях кризисного падения спроса на автомобили "АвтоВАЗ" готовится к почти трехкратному сокращению производства в этом году - производственный план предприятия на 2009 год всего 332 тыс. машин и машинокомплектов.
При этом не стоит забывать, что "АвтоВАЗ" - градообразующее предприятие. Как говорил председатель Самарской федерации профсоюзов Евгений Егоров, с учетом членов семей работников "АвтоВАЗа" - это примерно 500 тыс. человек из 750-тысячного населения города.
Тем более, похоже, что 5 тыс. работников - не последние сокращения на предприятии. Информация о масштабных увольнениях в "АвтоВАЗе" появилась уже довольно давно - тогда шла речь о четверти сотрудников автогиганта, однако официально предприятие эту информацию опровергало. Теперь, как свидетельствуют данные источников, близких к компании и правительству Самарской области, потери могут быть гораздо больше. На минувшей неделе появилась информация, что сокращения могут затронуть более трети работников завода - до конца текущего года к 5 тысячам уволенных могут присоединиться еще 31 тыс. сотрудников - 11 тыс. пенсионного возраста и еще 20 тыс. предпенсионного. Данную информацию "Интерфаксу" подтвердили и в Минздравсоцразвитии.
Между тем, по подсчетам первичной организации профсоюзов "АвтоВАЗа", число работников предприятия, которые "могут спокойно уйти на заслуженный отдых" гораздо ниже. "У нас где-то 12 тыс. человек достигли пенсионного возраста по заводскому положению, они могут написать заявление и получить положенные в таком случае денежные средства", - рассказал агентству "Интерфакс-Поволжье" глава первичной профсоюзной организации автопредприятия Николай Карагин. Кроме того, по его словам, уйти на пенсию чуть раньше срока на аналогичных условиях могут еще около 6 тыс. работников.
В любом случае для Тольятти, большинство жителей которого связаны с "АвтоВАЗом", увольнение трети сотрудников автопредприятия окажется серьезным ударом.
О том, что решение "АвтоВАЗа" о сокращении численности персонала может стать поводом для протестных акций и вмешательства правоохранительных органов, еще на прошлой неделе предупредил зампредседателя профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения РФ Виктор Горенков.
Не исключил проведения в ответ на приказ об увольнении 5 тыс. работников акций протеста и независимый профсоюз "АвтоВАЗа" "Единство". "Позиция у нас одна: массовых увольнений на предприятии допустить ни в коем случае нельзя", - сказал агентству "Интерфакс-Поволжье" представитель профсоюза.
Кстати, "Единство" уже имеет опыт проведения подобных акций. Напомним, что августовский митинг протеста против сокращения рабочей недели и остановки конвейера "АвтоВАЗа" собрал, по различным оценкам, от 700 до 2 тыс. человек. Участники акции протеста говорили о том, что Тольятти не должен превратиться во второе Пикалево. "Если Тольятти громыхнет - мало никому не покажется", - заявил на митинге представитель межрегионального профсоюза работников автопрома.
Очередной митинг независимый профсоюз наметил на середину октября. К участию в акции протеста приглашаются "все силы, заинтересованные в разрешении ситуации на "АвтоВАЗе". "Наш профсоюз намерен задействовать все возможности для того, чтобы опротестовать массовые увольнения, включая обращение в суд", - заявил "Интерфаксу" лидер независимого профсоюза, сопредседатель межрегионального профсоюза работников автомобилестроения Петр Золотарев.
Собеседник агентства назвал решение руководства автоконцерна "опасным шагом, который может привести к опасным социальным последствиям" и не исключил возможности в Тольятти "социального взрыва".
Такой вариант развития событий вполне вероятен - в условиях прогрессирующей на фоне экономического кризиса безработицы региональным властям вряд ли удастся самостоятельно трудоустроить всех уволенных с "АвтоВАЗа".
В связи с этим министерство здравоохранения и социального развития РФ призывает руководство автоконцерна и администрацию Самарской области активизировать работу по снижению напряженной ситуации на рынке труда. Как заявила во вторник "Интерфаксу" директор департамента занятости и трудовой миграции Минздравсоцразвития Татьяна Блинова, на федеральном уровне сделано все возможное для снятия напряженности в сложившейся ситуации: "Утверждена региональная программа по снижению напряженности на рынке труда в Самарской области, предусматривающая организацию временных рабочих мест, переобучение и повышение квалификации, организацию самозанятосяти".
В частности, по ее словам, программа предусматривается создание около 30 тыс. вакантных рабочих мест для временных и общественных работ в регионе. Из них 20 тыс. - сугубо для "АвтоВАЗа". Необходимые финансовые средства в Самарскую область уже поступили, отметила Блинова.
С учетом существующих в области вакансий, которых в настоящее время около 14 тыс., подобные меры позволят трудоустроить всех увольняемых сотрудников "АвтоВАЗа", считает представитель министерства.
"Теперь многое зависит от руководства завода и областной администрации, которые должны более активно решать поставленные вопросы, которые, в свою очередь, полностью финансово обеспечены как в отношении всего региона, так и в отношении предприятия", - отметила Блинова.
Вместе с тем, по ее словам, в министерстве пока не видят "должного уровня активности и ответственности" самого предприятия.
Впрочем, в случае дальнейших сокращений, запланированных автопроизводителем, мер социальной поддержки, предоставленных как со стороны российского правительства, так и на региональном уровне вряд ли хватит на всех.
Обозреватель Анастасия Николаева