Точка зрения 12 июля 2011 г. 19:39

Эхо волжской трагедии

Interfax-Russia.ru – Минтранс РФ после трагедии с "Булгарией" задумался о повышении безопасности эксплуатации судов.

В связи с катастрофой теплохода "Булгария" по всей стране начались масштабные проверки пассажирских судов. Особое внимание уделяется старым круизным лайнерам.

После трагедии президент РФ Дмитрий Медведев заявил о необходимости проверки всего транспорта, перевозящего пассажиров. "Нужно провести тотальное обследование всех транспортных средств, которые занимаются перевозкой пассажиров", - сказал Медведев. Глава государства отметил, что "Булгария" далеко не единственное судно с такого рода проблемами.

"Конечно, гражданские суда, теплоходы, имеют довольно длительный срок эксплуатации, это даже не самолеты, но, тем не менее, судя по информации, которой мы сегодня располагаем, состояние этого судна было ненадлежащим", - сказал президент.

По его словам, в настоящее время понятно, что такого рода происшествия не могут произойти, если соблюдаются правила техники безопасности и нормы технологичного надзора, даже, несмотря на тяжелые погодные условия.

"Нужно досконально разобраться в том, почему это произошло, почему судовладелец использовал судно в таком состоянии техническом, если подтвердится версия о том, что были допущены нарушения. Нужно будет оценивать действия экипажа, но это задача не только для правительственной комиссии, но и для прокуратуры и других органов", - сказал глава государства.

Президент России согласился с тем, что "количество старых посудин, которые плавают у нас, запредельно". "Если до сих пор проносило, это не означает, что такого не могло произойти. Теперь случилось, причем с самыми страшными последствиями", - заявил глава государства.

"Надо оценить ситуацию и заставить либо провести необходимый капитальный ремонт тех, кто имеет суда в собственности, либо вывести их из эксплуатации, если они не годятся", - подчеркнул президент.

Он отметил, что "эта задача должна быть поставлена по всей стране". "У нас парк судов старый, частный, государство владеет лишь очень небольшой частью (судов), но это не значит, что государство должно уклониться от контроля", - заявил глава государства.

В ряде регионов России уже приступили к внеплановым проверкам речных судов и перевозчиков. Так, в связи с крушением "Булгарии" проверкой перевозчиков занялась Южная транспортная прокуратура. В частности, сейчас проверятся исполнение законодательства о безопасности пассажирских перевозок в Азово-Черноморском, Волго-Донском, Каспийском бассейнах.

В ходе проверок специалисты изучат, как соблюдались лицензионные требования, исполнялось законодательство о безопасности функционирования морского и речного транспорта, соблюдались права и законные интересов пассажиров и членов экипажей судов.

Внеплановая проверка технического состояния речных судов началась в Башкирии. Это срочное поручение на оперативном заседании правительства региона отдал премьер-министр республики Азамат Илимбетов.

В парке Башкирского речного пароходства, созданного в 2005 году в результате реорганизации ОАО "Бельское речное пароходство", в настоящее время 73 судна различных классов, в том числе пассажирские теплоходы, грузовые и вспомогательные суда. При этом средний износ судов составляет 75%.

Глава Башкирии Рустэм Хамитов считает, что к трагедии с "Булгарией" привело игнорирование норм безопасности и равнодушие к людям. "Приношу искренние соболезнования родственникам погибших, нашим друзьям и коллегам в братской республике", - написал Хамитов в своем блоге в ЖЖ.

Причина подобных аварий, по его мнению, "сегодня чаще всего лежит в следующем: эксплуатация изношенных машин и транспортных средств, необученный персонал, стремление заработать любой ценой, пренебрежение элементарными требованиями безопасности, равнодушие и черствость к людям".

Глава региона отметил, что именно на эти причины указывает его "опыт инженерной деятельности и государственной работы". Последствиями "таких же упрощенных подходов к проблемам безопасности" Хамитов считает и недавние взрывы на военном арсенале в Урмане и пожар в торговом центре "Европа" в Уфе.

"Нам надо сделать все, что бы этот перечень не продолжался. Сделаем еще раз соответствующие выводы", - написал глава республики.

Безопасность всех пассажирских речных судов решили проверить и в Самарской области. Министерство транспорта региона уже приняло решение проанализировать техническое состояние флота судоходных компаний.

"Несмотря на то, что в I полугодии 2011 года аварий и инцидентов с пассажирскими судами в границах Самарской области не было, поручено создать межведомственную комиссию, которая будет отслеживать соблюдение мер безопасности на судах, а также проверять соответствие их технического состояния требуемым нормам",- поясняется в сообщении. Инспекционные проверки начались 11 июля.

В Самарской области числятся 94 судна, перевозящие пассажиров. Два дизель-электрохода - "Петр Алабин" и "Карелия", а также теплоход "Алексей Толстой" приписаны к Самаре.

"Техническое состояние электрохода "Петр Алабин", который по своим характеристикам идентичен судну, затонувшему в Татарстане, полностью пригодно для эксплуатации в соответствии с оценкой российского речного регистра. Судно рассчитано на 104 пассажира и 42 человека команды и персонала. Судно имеет 10 поперечных переборок, обеспечивающих непотопляемость", - уточняет региональное Минтранспорта. Дизель-электроход оснащен двумя шлюпками и четырьмя спасательными плотами, а также спасательными жилетами на 150 взрослых и 10 детей. Также полностью соответствует всем необходимым требованиям и пассажирский теплоход "Алексей Толстой".

Что касается другого дизель-электрохода - "Карелии", то с 2005 года он не эксплуатируется и находится на холодном отстое. Кроме того, в летний период от Речного вокзала Самары отходят еще 12 туристических теплоходов различных портов приписки. Продают путевки на эти речные путешествия семь туристических компаний. "В соответствии с оценкой российского речного регистра, техническое состояние всех судов является годным для эксплуатации", - говорится в сообщении.

Впрочем, состояние судов и порядок их эксплуатации проверят сейчас по всей Волге, заявил полномочный представитель президента РФ в Приволжском федеральном округе Григорий Рапота на совещании в оперативном штабе по ликвидации чрезвычайной ситуации на месте гибели теплохода "Булгария".

"Это наши реалии - старые суда эксплуатируются нещадно. В этой трагедии нет слов утешения, и то, что мы найдем виновных, - детей мы все равно не вернем. Но виновные должны быть найдены", - сказал Рапота.

По его словам, у специалистов, занимающихся расследованием гибели теплохода, есть очень много вопросов: "Как это вообще случилось? Как можно загружать так суда? Кто их выпустил, кто дал разрешение? Как они допустили то, что погибли люди?"

В ходе проверок особое внимание будет уделено круизным лайнерам старой постройки. В частности, министр транспорта РФ Игорь Левитин уже сообщил о приостановлении эксплуатации судов похожего с "Булгарией" типа. По его словам, в среднем возраст круизных судов в России составляет 30-40 лет. "Все они строились в странах бывшего соцлагеря, а также в Австрии. Примерно этого типа судов, которое затонуло ("Булгария" - ИФ), у нас 18. Из них три сейчас ходят по внутренним водным путям, и мы приняли решение приостановить их плавание до выяснения обстоятельств с этим судном", - рассказал министр журналистам.

Между тем, еще 11 июля речная инспекция остановила у Саратова судно "Композитор Глазунов" с 85 туристами на борту, аналогичное затонувшей "Булгарии". Судно следовало из Астрахани в Ярославль.

"В ближайшее время мы намерены провести его проверку - для профилактики", - рассказали агентству "Интерфакс-Поволжье" в государственной речной судоходной инспекции Поволжского бассейна. По словам представителя инспекции, сроки осмотра "Композитора Глазунова" будут зависеть от действий московского владельца судна.

Пока пассажиры "Композитора Глазунова" ездят на экскурсии по Саратову. До окончания осмотра пассажиры будут жить на "Глазунове", добавил представитель речной инспекции.

Всего в России до последнего времени эксплуатировалось три судна этого класса, построенных в Чехословакии в 50-х годах прошлого века. Помимо "Глазунова" есть еще дизель-электроход "Петр Алабин".

Самарский "близнец" затонувшего теплохода "Булгария" - "Петр Алабин" во время трагедии находился в рейсе Самара-Чебоксары-Самара с 80 пассажирами на борту. Сейчас судно вторые сутки осматривают техники в Казани.

"Теплоход должен был по расписанию отправиться в Чебоксары еще вчера. Техники проверили его, но потом появились еще дополнительные комиссии, и "Петр Алабин" в настоящий момент остается на проверке в Казани", - сообщили агентству "Интерфакс-Поволжье" в туристической компании "Спутник Гермес", которая арендует судно.

По словам представителя компании, часть туристов уже отправилась в Чебоксары на автобусе. При этом туристическая компания рассчитывает, что теплоход уже 13 июля сможет выйти в рейс.

Вообще, суда, подобные "Булгарии", предназначены для эксплуатации лишь на мелких реках. "Таких судов, как 305-й проект, который представляла собой затонувшая "Булгария", "поплавки", создавались для мелких и малых рек. Например, таких, как Ока. Но на определенных условиях им было разрешено курсировать по Волге", - сообщила "Интерфаксу" представитель одной из туристических фирм Самары.

При этом она отметила, что в Самаре такого типа теплоходы не эксплуатируют. Здесь курсируют корабли немецкого производства, которым разрешено даже выходить в море. "Этот случай - вопиющий. Я работаю с речными круизами почти 20 лет, однако ничего подобного в моей практике не было", - заявила сотрудница туркомпании.

Она подчеркнула, что в целом для российского речного туристического флота характерно наличие "возрастного парка" - региональные туркомпании предлагают, как правило, поездки на судах, спущенных на воду с конца 50-х до конца 80-х годов. "У нас нет других, новых судов в России. На самом деле, они все переделанные, все они проходят осмотры", - пояснила сотрудница компании.

По оценкам экспертов, срок эксплуатации судов проекта "Булгарии" закончился в 1980 году. Как сообщил директор судоходной компании "Речфлот" Александр Землянский в эфире радио "Маяк", в советское время был установлен срок эксплуатации таких теплоходов - 25 лет. "Булгария" была построена в 1955 году.

"Есть суда и более старшего возраста, которые находятся в отличном техническом состоянии. (…) Если корпус у судна нормальный, двигатели исправные, то опасности нет. Корпус можно менять, двигатели можно также заменять или ремонтировать", - пояснил он.

В то же время эксперт сообщил, что "в настоящих условиях эксплуатировать именно дизель-электроход очень сложно - такой тип судна уже встретить почти невозможно, он давно признан экономически и технически нерентабельным и нецелесообразным - на него не найти никаких запчастей".

Землянский пояснил, что двигатель, дизель-генераторы и другое оборудование судна были произведены в стране, которой давно уже нет на политической карте.

Многие пассажиры, путешествовавшие на "Булгарии" в эту навигацию, в своих интернет-блогах указывают на плохое состояние судна. "Эта проблема связана с тем, что туроператор не располагал достаточными деньгами, чтобы поддерживать его (теплоход - ИФ) в нормальном состоянии", - считает директор "Речфлота".

Впрочем, затонувшее судно прошло все необходимые проверки в июне этого года, и было признано годным к эксплуатации.

Речные пассажирские суда проходят техосмотр и соответствующие испытания ежегодно. Если заключение комиссии положительное, то они получают документ Российского речного регистра. После этого судовладелец или арендатор должны получить лицензию эксплуатанта.

"Булгария" лицензию получить не успела. "Они прошли осмотр, по итогам которого получили ответ, что соответствуют лицензионным требованиям. Получение самой лицензии заняло бы 10-14 дней", - говорит Землянский.

По его словам, судно не имеет права выходить в рейс без лицензии - оно обязано предъявить ее перед выходом из порта, если попадет под выборочную проверку.

Кроме того, что у "Булгарии" не было лицензии, у нее был не исправен главный левый двигатель. В случае неисправности двигателя решение о выходе судна из порта принимают судовладелец или арендатор и капитан судна.

Впрочем, как отмечает директор "Речфлота", "Булгария" относится к уникальному типу судов, способных идти на одном двигателе - у судна просто снижается мощность и скорость. Но если судно с одним работающим двигателем попадает в шторм, то оно может потерять управление и легко опрокинуться.

Также "Булгария" вышла из порта с креном на правый борт. "Крен допустим, более того, для этого типа судов это характерно. Если фекальные воды компенсируются топливом, тогда судно будет на ровном киле - не имеет крена ни на левый, ни на правый борт. В данном случае топлива было мало", - сообщил Землянский, отметив, что стоимость дизтоплива в 2011 году взлетела до 27 тыс. рублей за тонну против 12-14 тыс. рублей в 2010 году.

Роковую роль в гибели теплохода сыграли открытые иллюминаторы в трюме – во время шторма и при крене вода попала в корпус судна, автоматически выключился дизель-генератор, радист не успел предупредить пассажиров о необходимости перейти на другой борт, что усугубило ситуацию.

По мнению эксперта, открытые иллюминаторы – это ошибка экипажа, который чаще всего на российских речных судах не имеет должной подготовки и недоукомплектован. Это связано с тем, что пассажирские речные перевозки осуществляются только примерно четыре месяца в году, однако все остальные восемь месяцев в году судовладелец тоже должен платить экипажу зарплату. В условиях низкой рентабельности перевозок, не всякий судовладелец может себе это позволить. "На судах часто работают люди асоциальные, те, которым дают небольшой заработок на сезон", - пояснил Землянский.

Эксперт считает, что к катастрофе "Булгарии" привели все перечисленные факторы вместе взятые.

Об ужесточении правил внутреннего судоходства заявил и министр транспорта РФ Игорь Левитин. "Мы обязательно введем новые, более жесткие меры по внутреннему судоходству", - пообещал глава ведомства.

"У нас есть еще целый ряд предложений и мы, конечно же, предложим их правительству РФ после той трагедии, которая произошла в Татарстане", - сказал Левитин.

Министр уже поручил своему заместителю Виктору Олерскому проработать вопрос внесения изменений в нормативно-правовые акты "с целью повышения уровня безопасности эксплуатации судов и режима плавания на внутренних водных путях Российской Федерации".

Обозреватель Анастасия Николаева

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще