Interfax-Russia.ru – Инвестором строительства высокоскоростной магистрали Самара-Тольятти может стать Китайская железнодорожная корпорация.
Идея организации скоростного железнодорожного сообщения между Самарой и Тольятти обсуждается уже несколько лет. С особенным энтузиазмом к этому вопросу вернулись в 2011 году, когда Куйбышевская железная дорога предложила построить высокоскоростную железную дорогу между Тольятти и Самарой в рамках подготовки к чемпионату мира футболу 2018 года.
Скоростное железнодорожное сообщение между Тольятти, самарским аэропортом "Курумоч" и центром Самары планировалось обеспечить за счет модернизации существующей железнодорожной ветки, а также строительства новой ветки между станцией "Аэропорт "Курумоч" и новым терминалом, который планировалось построить в 2014 году.
В результате время хода от станции Самара до аэропорта "Курумоч" уже к 2015 году должно было составить 40 минут, от станции Тольятти до аэропорта "Курумоч" - 50 минут, от станции Самара до станции Тольятти - 1 час 30 минут.
Однако, к 2015 году проект не был реализован. Реанимировать его решили в прошлом году. Обсуждение проекта скоростной электрички между Самарой и Тольятти вышло в активную фазу в августе 2015 года.
Тогда губернатор Самарской области Николай Меркушкин и занимавший тогда пост президента ОАО "Российские железные дороги" Владимир Якунин подписали соглашение о сотрудничестве в области железнодорожного транспорта на 2015-2018 годы. В числе вопросов, по которым стороны намеревались сотрудничать, была указана подготовка к ЧМ-2018 и запуск скоростной электрички между Самарой и Тольятти.
На тот момент стоимость проекта оценивалась самарскими властями приблизительно в 2 млрд рублей, работы планировалось начать в 2016 году и завершить в конце 2017-го - начале 2018 года.
В январе 2016 года правительство Самарской области утвердило комплексный план по пригородным пассажирским перевозкам. Документ предусматривал инвестиции в организацию интермодального сообщения на участке Самара-Курумоч-Тольятти в размере 7,4 млрд рублей до 2018 года.
А 27 мая глава региона и президент ООО "Китайская железнодорожная корпорация" Ли Чанцзинь подписали меморандум о сотрудничестве при строительстве высокоскоростной железнодорожной линии. Соглашение предполагает, что железные дороги Китая могут стать инвестором строительства ВСМ Самара - Тольятти с возможностью доставки пассажиров в международный аэропорт Курумоч.
На встрече с представителями КНР Меркушкин отметил, что строительство магистрали является для региона социально важным проектом. И особо подчеркнул, что проект поддержан на уровне правительства России. В частности, по его словам, есть поручение вице-премьера РФ Аркадия Дворковича провести совместную встречу и либо на месте найти конкретные решения, либо договориться о дальнейших совместных действиях.
"Между Самарой и Тольятти есть железная дорога, но она построена давно. В наших планах - ее модернизировать, ускорить движение и сократить время нахождения в пути. Также мы планируем заезд в международный аэропорт Курумоч с обоих направлений, чтобы решить проблему доставки людей и гостей региона к новому терминалу", - обозначил первоочередные задачи Меркушкин.
Отметив, что самарско-тольяттинская агломерация насчитывает около 2,5 млн жителей, губернатор пояснил, что все они напрямую связаны с дорогой: "При такой плотности населения мы считаем, что эта дорога будет востребована, более того, окупаема".
В ходе встречи стороны обсудили нюансы нового проекта. Глава региона, в частности, обратил внимание на необходимость реализации проекта Самара-Курумоч, поскольку Самара является городом, который примет матчи группового турнира и игры плей-офф чемпионата мира по футболу 2018 года.
"Через два года - чемпионат мира, и нам бы хотелось, чтобы вы этот момент тоже учли. Важно к 2018 году на этом участке организовать скоростное движение. Это было бы удобно всем. В Самару приедет множество участников и гостей ЧМ-2018, интерес к этому событию очень большой", - резюмировал Меркушкин.
Также он сообщил представителям китайской компании, что недалеко от футбольного стадиона находится станция Ягодная, и этим тоже можно было бы воспользоваться для удобства людей. Ведь в этом случае из аэропорта Курумоч и Тольятти с помощью железной дороги можно было бы доставить людей на стадион.
Более того, как напомнил глава региона, в рамках проекта развития Курумоча заранее было предусмотрено расположение железнодорожной станции в непосредственной близости от нового терминала. А это значит, что реализация проекта позволит людям с железной дороги пересаживаться на самолет и наоборот.
Со своей стороны представитель компании из Китая пояснил, что возможны два варианта организации сообщения Самара-Курумоч-Тольятти. "Первый - модернизация действующей железнодорожной ветки. Второе - строительство новой высокоскоростной линии", - отметил он.
Как пояснил представитель компании из Китая, при модернизации скорость движения по действующей ВСМ составит минимум 200 км/ч, по новой линии - от 250 до 300 км/ч, но говорить о выборе какого-либо варианта пока рано - все зависит от экономических выкладок.
"Сначала мы хотели бы получить необходимую и более полную информацию, чтобы провести анализ. После обработки полученной информации мы сравним экономическую выгоду и технические возможности. Мы хотели бы до августа принять решение, чтобы начать выполнение проекта. Учитывая заинтересованность правительства России, я уверен: проект можно быстро начать и реализовать", - заключил представитель китайской компании.
В свою очередь губернатор Самарской области отметил, что вопрос по источникам финансирования строительства ВСМ будет решаться в зависимости от предложенных вариантов реализации проекта и их цены. В частности, по словам Меркушкина, рассматривается вариант, при котором одним из источников финансирования проекта могут стать облигации, которые выпустит правительство Самарской области.
Кроме того, на пресс-конференции 7 июня глава региона не исключил возможности сдачи высокоскоростной железнодорожной магистрали Самара-Тольятти после завершения ее строительства в концессию китайским инвесторам.
"Если они (китайские инвесторы - ИФ) попросят в концессию, чтобы окупалось, с тарифами, которые мы оговорим заранее как ГЧП (государственно-частное партнерство - ИФ), то, я считаю, можно было бы по этому пути пойти", - сказал Меркушкин.
Впрочем, отметил он, в этом месте позиция руководства региона расходится с позицией РЖД. "Понятно, что как только пойдут дальнейшие переговоры, они могут и попросить концессию. Что значит в концессию? Значит, кусок дороги достаточно длительный период будет не у РЖД - РЖД бы не хотелось этого", - отметил он.
При этом губернатор опроверг сообщения СМИ о якобы возникшей конкуренции за китайские инвестиции между самарским проектом и проектом ВСМ Москва-Казань. "С той дорогой конкуренции нет", - сказал глава региона.
Между тем, как выяснил "Коммерсант", в РЖД не считают целесообразным строительство скоростной железной дороги, соединяющей Самару и Тольятти с аэропортом Курумоч.
По мнению руководства компании, экономический анализ проекта показал отсутствие коммерческой эффективности для монополии. Как рассказал изданию источник, знакомый с ходом встречи между президентом РЖД Олегом Белозеровым и главой Китайской железнодорожной корпорации Ли Чанцзинем, компания считает, реализацию самарского проекта целесообразно рассматривать только в увязке с проектом ВСМ Москва-Казань и ответвления от нее Чебоксары-Ульяновск-Казань, которое включено в программу организации высокоскоростного железнодорожного сообщения в РФ.
Вместе с тем руководство Самарской области добивается того, чтобы проект ВСМ Самара-Тольятти попал в перечень проектов, которые могут быть представлены в ходе визита президента РФ Владимир Путина в Китай. "Мы ставим задачу, чтобы этот проект попал в перечень проектов в межправительственном соглашении", - заявил Меркушкин.
Обозреватель Анастасия Николаева
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook