Точка зрения 14 июля 2023 г. 12:53

Isuzu уходит из России

Isuzu уходит из России
© РИА Новости. Виталий Белоусов

Interfax-Russia.ru – Японский производитель грузовиков и автобусов Isuzu Motors уходит из РФ. Акции своего российского филиала корпорация уже продала компании "Соллерс".

"Компания передала акции своего российского филиала ПАО "Соллерс" и вышла из совместного предприятия. Сборочный завод в Ульяновской области вместе со штатом в 200 сотрудников также перешли к российской стороне", - сообщает японское агентство Kyodo.

Информацию также подтвердило АО "ИСУЗУ РУС" - официальный производитель и дистрибьютор японского бренда Isuzu в РФ.

"АО "ИСУЗУ РУC" объявляет об официальном закрытии сделки по продаже 100% доли компании ПАО "Соллерс". Решение о передаче российского бизнеса было принято на основании того, что в сложившейся ситуации невозможно спрогнозировать сроки возобновления поставок и производства автомобилей Isuzu в России", - говорится в пресс-релизе компании.

В рамках договора компания "Соллерс" будет поставлять запчасти для грузовых и легковых автомобилей Isuzu, что позволит выполнить гарантийные обязательства перед клиентами и продолжить сервисное обслуживание машин в России.

"ПАО "Соллерс" также планирует перезапустить работу сборочного предприятия "ИСУЗУ РУС" в городе Ульяновске, чтобы загрузить существующие производственные мощности и сохранить рабочие места сотрудников", - отмечается в сообщении.

Бренд Isuzu официально представлен в РФ с 2006 года, производственная площадка (АО "Исузу Рус") расположена в Ульяновске. На долю завода приходилось около 1% мирового производства коммерческих грузовиков Isuzu. Модельный ряд включал шасси полной массой от 3,5 до 33 тонн, а также пикапы D-Max, а дилерская сеть бренда насчитывала около 100 центров по РФ, а также в Белоруссии, Армении и Казахстане.

В 2021 году завод выпустил около 3,7 тыс. грузовиков. В перспективе корпорация планировала нарастить мощности и выпускать в России до 5 тыс. единиц в год, однако в марте 2022 года приостановила производство из-за проблем с поставками деталей и компонентов для сборки машин на фоне введенных санкций против РФ.

Также до 2022 года Isuzu Motors имело в РФ совместное предприятие (СП) с ПАО "Соллерс Авто" - ООО "Исузу Соллерс". Оно просуществовало четыре года. В 2018 году стороны, Минпромторг и правительство Ульяновской области заключили специальный инвестиционный контракт (СПИК), по условиям которого автопроизводители участвуют в СП на паритетной основе. Общий объем инвестиций в проект оценивался более чем в 6 млрд рублей. Среди прочего контракт предполагал выход на рынок в 2021 году совместного продукта Isuzu и "Соллерс" - УАЗ City, чего, однако, так и не произошло. В итоге осенью 2022 года, по данным газеты "Коммерсант", паритетное СП "Соллерс" и Isuzu получило одобрение правительства на расторжение специнвестконтракта.

Как сообщал в конце 2021 года глава АО "Исузу Рус" в России Фабрис Горлье в интервью газете "Коммерсант", СПИК фактически не дал Isuzu никаких преференций, поэтому и встал вопрос о перспективах сотрудничества автопроизводителя с российским концерном в рамках СП.

"Сам по себе СПИК как инструмент предоставляет определенные возможности для автопроизводителей. И когда мы подписывали СПИК в 2018 году, то не думали о том, что мы не сможем пользоваться инструментами господдержки. Конечно, мы делали это для того, чтобы остаться в рамках действующих правил. Мы могли покрыть весь модельный ряд за счет этого СПИК, потому что 70% продукции приходилось на уже локализованные модели УАЗа, а мы, соответственно, делали остальные 30%", - сказал он.

"Однако спустя год правила поменялись, что, как уже сказано выше, вынудило нас начать переговоры об изменении контракта. Действующий механизм СПИК для нас не имеет практического смысла", - добавил Горлье.

Речь, в частности, шла об изменениях правил компенсаций утильсбора: до 2019 года они гарантировались в случае наличия СПИК, а после стали зависеть от уровня локализации. Помимо УАЗ City, контракт также предполагал обязательства по локализации крупных узлов автомобилей, которые вступали в силу с 2023 года (например, локализация двигателя).

Кстати, по данным "Коммерсанта", изначально АО "Исузу Рус" тоже представляло собой СП "Соллерс" и Isuzu. Но в 2016 году "Соллерс" продал свои 50% в этой компании японской стороне, в результате чего доля Isuzu Motors Limited выросла до 74%, а другой японской компании Sojitz Corporation - до 26%.

В 2022 году свою долю в совместном предприятии российской группе "Соллерс" также передал японский автоконцерн Mazda. Соответствующее соглашение стороны подписали 24 октября. Отмечалось, что сделка будет совершена за символическую стоимость в один евро и предполагает опцион на выкуп японским автопроизводителем доли в СП в течение следующих трех лет. В связи с передачей своей доли "Соллерсу" Mazda планирует отразить убыток в размере 12 млрд иен - чуть более $82 млн по курсу.

Японский концерн также отметил, что после прекращения поставок автозапчастей на автозавод "Мазда Соллерс Мануфэкчуринг Рус" в марте 2022 года и приостановки деятельности СП в конце апреля 2022 года, продолжал переговоры с группой "Соллерс", но "не увидел возможностей продолжения бизнеса в РФ". Причиной окончательного ухода Mazda из России стали сбои в цепочке поставок, возникшие после начала специальной военной операции на Украине.

В "Соллерсе" тогда подтвердили факт соглашения по выкупу доли в СП и отметили, что готовят "запуск новых продуктов на мощностях площадки в следующем году". Группа еще в сентябре 2022 года заявляла, что обсуждает с Mazda прекращение производства автомобилей на Дальнем Востоке и выкуп доли японцев с перспективой загрузки освободившихся мощностей автозавода выпуском автомобилей других брендов. Тогда в "Соллерсе" отмечали, что переговоры по перезапуску завода находятся на финальной стадии.

Позднее в "Соллерс" заявили, что перезапустят автозавод во Владивостоке после ухода Mazda Motor из России. Ожидается, что предприятие заработает 17 июля 2023 года.

"Переименованный завод бывшего совместного предприятия "Соллерса" и японской Mazda возобновит работу с выпуска пилотных партий новой линейки пикапов, которая будет продаваться на российском рынке под брендом Sollers", - уточнили в пресс-службе компании.

Под этим же брендом "Соллерс" уже продает в РФ линейку LCV моделей Atlant и Argo, которые с конца 2022 года сменили в портфеле группы автомобили Ford Transit после окончательного ухода американского Ford из РФ.

"Серийное производство и официальная презентация новых моделей пикапов состоится в начале сентября. "Соллерс" также рассчитывает в ближайшем будущем расширить линейку выпускаемых автомобилей на площадке во Владивостоке, переговоры на этот счет активно ведутся с потенциальными китайскими партнерами", - отметили в пресс-службе автопроизводителя.

СП "Соллерса" и Mazda выпускало автомобили с 2012 года. До весны 2022 года там производились кроссоверы Mazda CX-9 и Mazda CX-5, седан Mazda 6. За 2021 год завод собрал около 29 тыс. машин. Такой объем, как следует из данных Ассоциации европейского бизнеса, и был реализован 2021 году на рынке РФ. В 2022 году продажи Mazda на рынке России упали до чуть более 9 тыс. единиц. За I полугодие 2023 года в РФ продано лишь около 600 Mazda.

"Соллерс" консолидировал 100% долей бывшего паритетного СП с Mazda в конце 2022 года. В конце ноября предприятие было переименовано из ООО "Мазда Соллерс Мануфэкчуринг Рус" в ООО "Автомобильные индустриальные технологии".

ПАО "Соллерс" объединяет "Ульяновский автомобильный завод" (выпускает автомобили "УАЗ", является ключевым активом группы), промышленную площадку Заволжского моторного завода (Нижегородская область), перезапущенный в конце ноября завод по производству LCV в Елабуге (на месте бывшего СП с Ford), готовящийся к перезапуску автозавод на Дальнем Востоке (бывшее СП с Mazda), а также площадку ликвидированного в конце февраля СП с Isuzu в Ульяновской области.

Основным акционером "Соллерса" до лета прошлого года был бизнесмен Вадим Швецов. В июне 2022 года он продал контрольный пакет в группе (77,6%) компании "Альтер Инвест" топ-менеджеров группы.

Обозреватель Наталья Пономарева

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще