Поволжье / Точка зрения 28 апреля 2010 г. 15:53

Как вернуть детство

Interfax-Russia.ru – Масштабный социальный проект по защите детей-сирот, организованный полпредством президента РФ в Приволжском федеральном округе, помогает выявлять серьезные системные проблемы.

Окружной проект "Вернуть детство" стартовал осенью прошлого года по инициативе полномочного представителя президента в ПФО Григория Рапоты. По словам полпреда, системная работа по поддержке детей, оставшихся без попечения родителей, до этого практически не велась. Проект "Вернуть детство" – первая в своем роде попытка переломить тяжелую ситуацию в округе и одновременно выявить системные проблемы, которые характерны не только для Поволжья, но и для всей страны.

Сирот больше, чем после войны

В ПФО, по данным полпредства, ситуация сложилась действительно непростая. В округе насчитывается свыше 122 тысяч детей, оставшихся без попечения родителей. Из их числа 13,7 тысяч воспитываются в 232 детских домах и интернатах. "Масштабность беды поражает: детей, оставшихся без родителей, сегодня больше, чем после Второй мировой войны, 70% сирот – при живых родителях", – с горечью констатировал Рапота.

Как показал проектный мониторинг положения этих детей, в детдомах повсеместно нарушаются права ребенка – это касается и низкого бытового обеспечения, и насилия над детьми, и безразличия чиновников, и халатности педагогов и многих других проблем… Кстати, проект выявил серьезные проблемы с педагогическими кадрами в учреждениях – во многих детских домах работают люди без необходимого образования, а то и с неснятой судимостью. С другой стороны, многие специалисты, которые добросовестно занимаются с детьми, не получают должной материальной, психологической, методологической и иной поддержки. Далек от решения вопрос обеспечения жильем выпускников детдомов и их постинтернатного сопровождения.

26 апреля в Москве попечительский совет проекта во главе с Рапотой подводил итоги первых шести месяцев активной стадии окружного проекта и обсуждал дальнейшие действия. Помимо полпреда в этом заседании приняли участие уполномоченный по правам ребенка при президенте РФ Павел Астахов, министр юстиции РФ Александр Коновалов, госсекретарь союза России и Белоруссии Павел Бородин, директор департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Минобрнауки РФ Алина Левитская, представители правительств регионов ПФО, добровольческих организаций, окружных детских домов и прочие эксперты.

Открывая встречу, Григорий Рапота проинформировал собравшихся о проделанной по проекту работе. С ноября прошлого года, по словам полпреда, развернулось добровольческое движение, началась реализация развивающих программ для детей из детских домов по разным направлениям личностного роста, составлен реестр детских домов, формируется система социальных лифтов для воспитанников интернатных учреждений, в большинстве регионов округа начали работу уполномоченные по правам ребенка. Очень важно, считает Рапота, что в округе социальный проект заметили, о нем стали говорить. "Я думаю, что нам удалось всколыхнуть общественное мнение и вызвать интерес к этой проблеме, - отметил полпред президента РФ. – Теперь важно вместе найти конкретные решения выявленных проблем".

Кстати, выявленные проблемы, которые обсуждались на этом заседании, по мнению собравшихся, являются отражением системных проблем, накопившихся в государстве в целом.

Жилье и правовая трясина

Алина Левитская из Минобрнауки назвала проблему обеспечения выпускников российских детдомов жильем колоссальной. Только в ПФО 20,9 тысяч детей нуждаются в жилье. По данным Минобрнауки, в России детей, которые имеют по закону право на внеочередное получение жилья, и детей, которые выпустятся из интернатов в 2010-2011 годах, насчитывается 183 тысячи.

Для решения этой проблемы в общегосударственном масштабе необходимо большое количество бюджетных средств, но по словам Левитской, за пять лет проблему с жильем решить реально. "Чтобы "рассосать" эту очередь и не накапливать новую нужно не менее 70 млрд рублей до 2015 года, - заявила представитель Минобрнауки. - Мы совещались с Минфином на эту тему и пришли к выводу, что это реально. Надеемся, что в ближайшие пять лет проблему с жильем решим".

Впрочем, проблема, как это часто бывает в последние годы, кроется не только в материальной плоскости. Как говорится в информационной справке к заседанию попечительского совета, немало так называемых лакун – пробелов, недостатков – в этой сфере "всплывает" в федеральном и региональном законодательствах. Так, согласно справке, в законах вообще отсутствует понятие "закрепленное жилое помещение", нет порядка такого закрепления, отсутствует механизм предоставления жилья детям-сиротам, нет даже порядка их учета и ясности в вопросе – кто должен вести такой учет: органы опеки или жилищные органы.

Складывается абсурдная ситуация: закон, с одной стороны, обязывает государство предоставлять жилье детям с тяжелой судьбой, а с другой стороны, не предусматривает порядка предоставления этого жилья.

На проблему обратил внимание министр юстиции РФ Александр Коновалов, и, по его словам, пробелы в законодательстве, включая те, что касаются жилья для сирот, уже скоро будут решены. "Министерство юстиции выступило за проведение системного мониторинга законодательства, направленного на защиту прав детей, в том числе оставшихся без попечения родителей. Это нужно, чтобы как раз выявлять те случаи, когда закон не работает, либо закона нет вовсе, либо его можно неправильно толковать", - рассказал участникам совещания министр.

По его словам, такой мониторинг его ведомство планирует проводить постоянно, "с ежегодным обобщением и с проведением в июне каждого года масштабной научно-практической конференции". По итогам этих конференций, отметил Коновалов, законодателям будут рекомендовать избавиться от выявленных пробелов и недостатков.

Куда податься

Как отметил в ходе заседания Григорий Рапота, одна из главных целей проекта "Вернуть детство" – подготовка детей к самостоятельной жизни, предоставление им так называемых социальных лифтов. "Здесь уже есть отдельные усилия и отдельные успехи, но я уверен, что нужен более системный подход", - сказал полпред.

Как считает министр юстиции Коновалов, при существующем положении вещей обеспечить сирот адекватной мотивацией стать нормальными членами общества довольно тяжело, "потому что даже при позитивных моментах, которыми обладают наши детдома и интернаты, даже при подвиге людей, которые там работают, дети там выживают, как в тюрьме, ежедневно впитывая в себя пенитенциарные понятия, борясь за существование".

По мнению главы Минюста, это "забивает их нормальную социальную активность", поэтому уже сейчас нужно использовать систему социальных лифтов, дать детям "мотивы и стимулы для развития". Коновалов привел несколько примеров. "Это могут быть спортивные проекты, например, баскетбол. Спорт – это прекрасная возможность получить образование, выбиться в люди, сохранить и укрепить здоровье, - отметил министр. - Дети с тяжелой судьбой могли бы участвовать в школьных, студенческих спортивных проектах, которые организуются для обычных школьников и студентов. Это также могут быть и военно-патриотическое воспитание, и изучение ремесел и т.д.

Такой подход в целом поддержал присутствовавший на заседании руководитель центра по изучению проблем современной наркополитики, бывший глава департамента межведомственной и информационной деятельности ФСКН России Александр Михайлов.

Правда, эксперт выступил с более конкретной концепцией. По его мнению, детским домам, интернатам нужно делать "профильный уклон, где детям изначально закладывали бы какую-то профориентацию".

"Ведомства, госучреждения, компании – будь это спасатели, или военные, или учреждения культуры и искусства, или спортивные федерации, или промышленники – они должны конкретно работать с конкретными учреждениями, шефствовать над конкретными детьми, общаться с ними, заинтересовывать их, приобщать их к какой-либо деятельности, а не просто привозить им время от времени еду, шапки и одеяла. Проблема не только и не столько в материальном обеспечении, а проблема в том, что нет общей стратегии, концепции социализации таких детей", - считает Михайлов.

Тем не менее, в социализации выпускников детдомов все равно должны участвовать профессиональные службы сопровождения, выразила убежденность Алина Левитская. По ее информации, сегодня в России 1104 таких службы, а также более 700 психолого-педагогических центров. Но у этих служб и центров есть свои проблемы и недостатки, которые не позволяют им полноценно работать и существенно влиять на судьбы выпускников детдомов. "К счастью, у них сейчас есть законодательная основа для деятельности по подбору кандидатов в замещающие родители и их подготовке, но, к сожалению, у них пока нет законодательных оснований входить в семью на этапе сопровождения. И, конечно, большая проблема с кадровым обеспечением этих служб", - признала представитель Минобрнауки.

По ее словам, одного призвания и энтузиазма для работы по сопровождению детей, оставшихся без попечения родителей или переживающих постинтернатную адаптацию, часто бывает недостаточно. "Поэтому мы заинтересованы в том, чтобы и на педагогических, и на юридических факультетах, и на факультетах социальных работников готовили таких специалистов. И мы будем над этим работать", - пообещала Левитская.

Члены попечительского совета проекта "Вернуть детство" пришли к выводу, что без создания целостной системы постинтернатного сопровождения с полным нормативным сопровождением вопросы социальной адаптации выпускников детдомов будет решить крайне трудно.

Корень зла

К сожалению, констатировали участники заседания, в ПФО и в России в целом большая часть детей, которые оказываются в детдомах – это так называемые социальные сироты. "Около 100 тыс. детей ежегодно притекает в федеральный банк данных и из этого количества основная масса – около 80% – это дети при живых родителях, поэтому основной центр тяжести нашего внимания, конечно, должен быть сосредоточен на работе с такими семьями", - рассказала Алина Левитская из Минобрнауки.

Как правило, корень проблем ребенка, оказавшегося в интернате или детском доме, действительно, нужно искать в его семье, подтвердил уполномоченный по правам ребенка в РФ Павел Астахов. По его мнению, чтобы решить проблему сирот, надо просто сделать так, чтобы их становилось все меньше и меньше, а для этого необходимо "выходить в семьи".

В начале своего выступления перед членами попечительского совета он привел ужасающую статистику преступлений в отношении детей. По данным Астахова, за 2009 год в стране совершено 106 тысяч преступлений в отношении детей, около 2 тысяч детей погибли насильственной смертью. "Если так будет продолжаться, даже при самом оптимистичном прогнозе к 2025 году у нас будет детей на 5 млн меньше, чем сейчас", - обескуражил собравшихся детский омбудсмен.

Кто же совершает преступления против детей? Как правило, члены их же семей – чаще всего "отчимы, друзья, сожители", заявил Астахов. По его словам, "больше половины убийств детей совершает тот, кто приходит на замену мужа".

"Мы никогда не спасем наших детей, если не будем смотреть в корень проблемы, а именно на семьи", - сказал он.

По мнению Астахова, в каждом муниципальном районе страны должны быть созданы социально-реабилитационные центры для женщин и детей, страдающих от насилия в семье. "Женщина должна знать, куда ей бежать, если ее или ее ребенка бьют. Милиция может не защитить, а эти центры защитят", - сказал правозащитник. По его данным, в Москве подобных центров уже больше 50, и успешный опыт их работы нужно срочно перенимать другим городам и регионам.

Вместе с тем, как считает Астахов, совершенно неправильно забирать ребенка из неблагополучной семьи раз и навсегда, едва там удается выявить нарушения. "Нужно не разрушать семьи, забирая детей, а, наоборот, помогать семье, давать второй шанс, последний, какой угодно шанс", - сказал омбудсмен.

В то же время, посетовали и глава Минюста, и представитель Минобрнауки – даже если так случилось, что родная семья в социальном смысле уже безнадежна, институт патронатных семей, так же как институт социального патроната, которые давно и успешно применяются в ряде других стран, в России, по сути, до сих пор находится вне правового поля.

"С юридической точки зрения проблемы патронатных семей не до конца изучены. На региональном уровне не совсем адекватное правоприменение, на федеральном уровне эта тема вообще никак не рассмотрена. Институт патронатной семьи пока вызывает в целом противоречивые оценки. В некоторых регионах, например, в Пермском крае, он очень активно применяется, а в других его наоборот предали анафеме. Нужно стремиться к гармонизации региональных законодательств и к подготовке акта федерального уровня на эту тему", - рассказал министр юстиции РФ Коновалов.

По данным Алины Левитской, форма патронатной семьи развивается уже в 43 субъектах РФ, а федеральное законодательство на эту тему, на самом деле, уже "зреет". "Мы в министерстве надеемся, что наши соответствующие поправки будут приняты, профильный комитет Госдумы нас поддерживает, и патронатная семья как форма устройства, также как и правовые основы для социального патроната, полагаю, будут вскоре узаконены", - сообщила собравшимся Левитская.

Член попечительского совета проекта, госсекретарь Союза России и Белоруссии Павел Бородин в свою очередь добавил, что России необходима четко сформулированная государственная программа поддержки и развития семейных детских домов. "Такая форма, как семейный детский дом должна активнее внедряться в жизнь, потому что именно в таких семейных детских домах, как показывает опыт, дети чувствуют себя более комфортно, понимая, что у них есть мама и папа", - подчеркнул Бородин, отметив, что за положение сирот "должны строго отвечать губернаторы, мэры, главы администраций".

Операция "Невозврат"

Директор департамента госполитики в сфере воспитания, допобразования и социальной защиты детей Минобрнауки РФ на заседании попечительского совета рассказала еще об одной тревожной тенденции: "чем больше детей мы устраиваем в семьи, тем больше детей возвращаются в детдома". "Только в прошлом году нам 9 тысяч детей вернули. Наши родители берут все формы семейного устройства, получают большую материальную поддержку, а потом возвращают ребенка в любой момент, травмируя его психологически", - сообщила Алина Левитская.

По ее мнению, нужно эту тенденцию как-то ломать. "Нужно срочно что-то делать, вводить законодательные нормы, которые нам эту картину позволят изменить. Мы сейчас над этим работаем", - рассказала она.

По мнению Левитской, на ситуацию с возвратами детей в детдома может благотворно повлиять предварительная работа с кандидатами в замещающие родители. "Сейчас их тестируют добровольно, но, думаю, до конца года будет мы инициируем поправки (в законодательство – ИФ), которые позволят сделать обязательными и психологическое тестирование, и первичную педагогическую подготовку для кандидатов в замещающие родители", - сообщила Левитская. По ее словам, уже сегодня в тех субъектах РФ, где это делают "добровольно-принудительно", почти каждый третий кандидат в приемные родители на этапе завершения курсов "сдается", заявляя о своей неготовности к принятию ребенка. "Это значит, что приблизительно 30% возвратов у нас не будет, если подобные испытания станут обязательными".

Подводя итоги этой темы и заседания попечительского совета проекта "Вернуть детство" в целом, полпред Дмитрия Медведева в ПФО Григорий Рапота заявил, что "за оставление детей без попечения и возвращение сирот в детские дома для родителей – не важно, родных или приемных – должна быть самая строгая ответственность, а в обществе необходимо воспитывать нетерпимость к подобным проявлениям".

Насколько успешным будет опыт организаторов беспрецедентного социального проекта в Поволжье, покажет время – его активная стадия продлится весь предстоящий год. Но уже сейчас ясно – проблем с сиротством, которые открываются добровольцам, работникам и руководителям проекта, накопилось очень много и для решения большинства из них требуются волевые и оперативные решения не на региональном или окружном, а на федеральном уровне.

Обозреватель Максим Кирчатов