Поволжье / Точка зрения 6 августа 2010 г. 17:29

Коммунальные долги сдадут коллекторам

Interfax-Russia.ru – В Нижегородской области неплательщиками по коммунальным счетам займутся коллекторы.

ОАО "Нижегородские коммунальные системы" (НКС) - самый крупный оператор в сфере теплоснабжения Дзержинска (Нижегородская область) - заключило договор с профессиональным коллекторским агентством ООО "Morgan&Stout" для взыскания с жителей Дзержинска просроченной задолженности за потребленное теплоснабжение.

В настоящее время, как сообщили Interfax-Russia.ru в Нижегородских коммунальных системах, жители Дзержинска задолжали за тепловую энергию более 300 млн рублей. Компания уточняет, что коллекторы по поручению НКС будет проводить досудебную работу с должниками.

По словам главного управляющего директора НКС Ильи Моклокова, компания впервые решила работать совместно с крупным коллекторским агентством. "Основная цель привлечения к работе коллекторского агентства – снижение уровня дебиторской задолженности. Это позволит осуществить своевременную и более качественную подготовку к новому отопительному сезону. Morgan&Stout будет работать с теми жителями города, у которых есть долг за тепловую энергию. В свою очередь наша организация будет продолжать активную работу в городе по своевременной оплате за коммунальные услуги", - цитирует Моклокова пресс-служба Нижегородских коммунальных систем.

Как в свою очередь рассказал Interfax-Russia.ru управляющий партнер коллекторского агентства Morgan&Stout Димитриос Сомовидис, в настоящее время в России долги населения за отопление и горячее водоснабжение достигают 80 млрд рублей. У сбытовых компаний зачастую нет необходимых ресурсов для взыскания долгов, и это приводит к тому, что у них как снежный ком растет объем дебиторской задолженности.

По словам Сомовидиса, Morgan&Stout работает с крупными клиентами сферы ТЭК с 2007 года и обладает богатым опытом в этой области. "Энергетика, особенно тепловая, имеет определенную специфику с точки зрения подходов и стиля работы с потребителями, просрочившими свои обязательства по оплате", - отмечает собеседник Interfax-Russia.ru.

"Контакт-центр с современной телефонией, которая обеспечивает коммуникацию с должником, и широкая филиальная сеть позволяют нам работать со всеми регионами Российской Федерации, в том числе с самыми отдаленными населенными пунктами", - говорит Сомовидис, особо обращая внимание на то, что с должниками они работают строго в рамках закона, соблюдая этические принципы.

Для многих российских компаний, работающих в сфере ЖКХ, передача задолженности на взыскание коллекторскому агентству зачастую становится решением проблемы - часть долгов удается вернуть уже после первых переговоров с должниками.

Как рассказал Interfax-Russia.ru генеральный директор Центра развития коллекторства и гуманитарно-правовых технологий Дмитрий Жданухин, российские жилищно-коммунальные компании стали обращаться в коллекторские агентства за возвращением коммунальных долгов практически сразу после создания агентств, то есть с 2005-2006 годов.

Причем, по его словам, коллекторскими технологиями стали пользоваться и юридические фирмы, раньше оказывавшие услуги по взысканию долгов. Ведь досудебная работа с должниками, а именно этим чаще всего и занимаются коллекторские агентства, очень актуальна именно для сферы ЖКХ. "Ведь в данном случае есть все необходимые рычаги давления", - считает Жданухин.

Говоря о характерных особенностях коммунальных задолженностей, собеседник Interfax-Russia.ru обратил внимание, что долги в сфере ЖКХ чаще всего небольшие, и их взыскание низкорентабельно. Поэтому при взыскании долгов ЖКХ используют максимально дешевые методы работы.

Стандартная схема коллекторской деятельности выглядит так: дистанционное взаимодействие с должником (обзвон, письменная рассылка); личное общение с должником и обращение для взыскания задолженности в правоохранительные органы или в суд. Учитывая небольшую сумму каждого отдельного долга по коммунальных платежам, коллекторы чаще всего ограничиваются автоматическим обзвоном и рассылкой писем с требованиями погасить долг.

В комплект претензионных документов, рассылаемых должникам, помимо претензии иногда включают советы, как можно погасить задолженность, а также примеры судебных решений о выселении из квартир злостных неплательщиков или примеры решений о принудительном обмене жилья. Также в претензионных материалах могут содержаться материалы - выдержки из тематических публикаций СМИ по взысканию задолженности.

Также, по мнению Жданухина, оправдана работа коллекторов не с конкретными должниками, а с целыми целевыми группами. В качестве примера собеседник Interfax-Russia.ru привел работу екатеринбургского "Агентства по сбору коммунальных платежей", которое опубликовало в интернете списки неплательщиков, против которых на основании судебного решения возбуждены исполнительные производства.

Правда, подобные действия коллекторов не нашли понимания у прокуратуры: в июне прокуратура Свердловской области привлекла "Агентство по сбору коммунальных платежей" к административной ответственности за разглашение персональных данных граждан.

Вместе с тем, считает директор Центра развития коллекторства, подобный подход к взысканию задолженностей, хоть и немного видоизменный (например, публикуются только адреса должников без указания персональных данных граждан) может быть очень эффективным.

В целом же, уверен Жданухин, взыскание коммунальных долгов, безусловно, перспективное направление развития коллекторских агентств, и в ближайшее время станет появляться все больше региональных коллекторских агентств, специализирующиеся на взыскании коммунальных долгов. Кроме того, и универсальные коллекторские агентства будут активно развивать данное направление деятельности.

Обозреватель Анастасия Николаева