Interfax-Russia.ru - Госохотрыбслужба Чувашии безуспешно пытается пристроить полуторагодовалого медведя, подобранного и выращенного работниками одного из придорожных кафе.
Никто толком не знает, как попал зверь на территорию придорожного кафе в Комсомольском районе Чувашии. Скорее всего, медвежонка подбросили охотники, приложившие руку к отстрелу его матери. Сейчас медведь живет на территории кафе в специально оборудованном вольере и является местной достопримечательностью.
Контролирующие организации обратили внимание на косолапого невольника еще в прошлом году. Каких-либо документов, подтверждающих легальность происхождения и законность содержания бурого медведя, руководство кафе предоставить не смогло, и прокуратура Комсомольского района Чувашии направила в республиканское территориальное управление Россельхознадзора предписание устранить нарушения законодательства.
В республиканском территориальном управлении Россельхознадзора Interfax-Russia.ru рассказали, что взяли ситуацию на контроль, а относительно дальнейших действии сослались на постановление правительства РФ от 9 января 2009 года "О реализации или уничтожении безвозмездно изъятых или конфискованных объектов животного мира, физическое состояние которых не позволяет возвратить их в среду обитания, а также полученной из них продукции".
Постановление устанавливает порядок действий в отношении бесхозных животных. В частности, объекты, представляющие ценность для использования в природоохранных, культурных, научных, медицинских, образовательных целях, могут безвозмездно передаваться государственным или муниципальным унитарным предприятиям или учреждениям. Объекты, подлежащие реализации в иных целях, передаются Росимуществу или его территориальным органам. Если за два месяца они не находят применения, то подлежат уничтожению.
В марте текущего года по предписанию территориального управления Россельхознадзора судьбой медведя занялась Госохотрыбслужба Чувашии. Выпустить в лес зверя нельзя - выросший среди людей он не в состоянии сам заботиться о своем пропитании.
Как рассказал Interfax-Russia.ru руководитель ведомства Александр Скобелкин, из-за отсутствия у Госохотрыбслужбы условий, а самое главное средств на содержание животного, самец бурого медведя был оставлен у владельцев кафе, которым после выписывания штрафа за незаконное содержание животного настоятельно рекомендовали изменить условия его обитания: укрепить пол вольера и расширить его размеры, а также создать дополнительное ограждение, чтобы посетители кафе не подходили слишком близко к зверю.
Начиная с марта Госохотрыбслужба пыталась пристроить косолапого в какое-нибудь учреждение, где о нем могли бы позаботиться. "Мы обзвонили все зоопарки и цирки Европейской части России, научно-экспертные базы, обращались во Всемирный фонд дикой природы, но безуспешно - для цирка медведь слишком велик, а зоопаркам интересны по большей части самки, так как медведицы в отличие от самцов, менее агрессивны и легче поддаются контролю", - отметил Скобелкин.
По его словам, был шанс пристроить животное на местную притравочную станцию, но ввиду отсутствия на него документов о легальном приобретении это невозможно.
Впрочем, защитники животных убеждены, что такая судьба для медведя даже более страшна, чем смерть. "Притравочная станция - это ад для всех животных. Это пытки в течение всего дня. На притравочной станции на живых животных натравливают собак, зачастую до смерти. Но смерть для притравочных животных - избавление от ежедневных чудовищных издевательств", - заявил Interfax-Russia.ru руководитель проектов Центра защиты прав животных "Вита" Константин Сабинин.
"Содержание диких животных в клетках недопустимо, и в подобном случае логично поместить животное в реабилитационный центр для последующего возврата в природу, но предлагать вместо этого смерть или ежедневный ад на притравочной станции - вверх цинизма охотников и чиновников", - считает Сабинин.
Как бы то ни было, но медведя пристроить не удалось. В Госохотрыбслужбе уже готовы выставить на аукцион бурого хищника. Однако и с этим возникли трудности - для того, чтобы он стал объектом продажи, необходимо, чтобы зверь был оценен Росимуществом. Документы на медведя давно готовы и переданы в ведомство, где рассматривать их не торопятся. "Мы надеемся получить ответ в ближайшее время, - рассказал Скобелкин. - Без оценки Росимущества мы не можем выставить медведя на аукцион, хотя, по нашим данным, на него уже есть потенциальные покупатели, которые могут обеспечить животному достойные условия существования".
При этом, отметил руководитель Госохотрыбслужбы Чувашии, наиболее оптимальным для медведя было бы остаться в том придорожном кафе, где он вырос, тем более, что руководство кафе не отказывается заботиться о нем. "Мы уже обратились в прокуратуру республики за разъяснениями, существует ли какая-либо возможность оставить медведя на прежнем месте. Ведь случай неординарный", - добавил Скобелкин.
Единственное опасение, по его словам, вызывает тот факт, что животное в скором времени еще подрастет и может представлять серьезную опасность для окружающих. Однако, считает Сабинин, вопрос усиления мер безопасности тоже решаем.
По его словам, вопрос об убое пока не рассматривается, но не исключается - в том случае, если животное некуда будет разместить. "В любом случае, - отметил собеседник агентства. - Мы намерены отстоять медведя, и постараемся сделать все возможное, чтобы сохранить ему жизнь".
Впрочем, по мнению защитников животных, судьба бурого медведя из придорожного кафе в Чувашии не является уникальной. По данным, международного фонда защиты животных IFAW, из-за отсутствия запрета на ведение берложьей охоты на медведя в зимнее время каждый год в стране остаются сиротами от 3 до 4 тыс. медвежат.
"Вся Россия имеет массу подобных несчастных узников в клетках придорожных кафе и бензоколонок, и это следствие жестокой зимней охоты на берлоге, когда, убив мать, охотники иногда оставляют в живых ее малышей, продавая их в кафе или цирки, - отмечает руководитель проектов Центра защиты прав животных "Вита". - А недавно принятый закон об убийстве - об охоте - развяжет руки живодерам всех мастей и усилит коррупцию и преступность".
Вместо него, убежден правозащитник, России экстренно требуется закон о защите животных от жестокого обращения, который поддержали миллионы людей и сотни известных деятелей культуры, искусства и науки, который защитит от возрастающей жестокости и животных, и людей.
Обозреватель Анастасия Николаева