Точка зрения 14 января 2011 г. 16:40

Место "Волги" пусто не бывает

Interfax-Russia.ru – "ГАЗ" прекратил производство легендарных "легковушек": последний седан под брендом "Волга" – Volga Siber – навсегда покинул конвейер. На смену придут Volkswagen и Chevrolet.

На самом деле, анонсировавшийся два года назад как один из самых масштабных проектов российского автопрома – производство автомобилей Volga Siber – прекратил свое существование еще 31 октября 2010 год. Правда, достоверно об этом стало известно лишь сейчас. Об этом в интервью агентству Bloomberg на днях проговорился президент группы "ГАЗ" Бу Андерссон.

Напомним, что проект был запущен в 2008 году. Сами производители называли запуск серийного производства нового легкового автомобиля "прорывом в отечественном автомобилестроении". "Уникальность проекта в том, что мы делаем автомобиль, соответствующий европейским стандартам: американская платформа и двигатель, английский дизайн, немецкое и японское оборудование, австрийские консультанты, - рассказывал тогда Interfax-Russia.ru директор дивизиона "Легковые автомобили" ООО "Управляющая компания Группа ГАЗ" Леонид Долгов. – Отечественное в автомобиле – это бренд, перешедший по наследству от легендарной "Волги", сборка и 30% автокомпонентов, которые производятся в России".

По существу, для производства легендарной "Волги", реанимированной на базе Chrysler, в Нижнем Новгороде был построен новый комплекс. Общий объем инвестиций в производство автомобиля превысил $290 млн. И если сначала машина на 70% должна была собираться из комплектующих от ведущих мировых поставщиков США и Европы, в том числе, Magna, Bosch, TRW, Valeo и ZF, то впоследствии группа "ГАЗ" рассчитывала довести долю российских комплектующих до 50%. Кстати, аналитики считали эту задачу хоть и амбициозной, но вполне достижимой.

Со временем Горьковский автозавод планировал доработать конструкцию автомобиля и даже рассматривал возможность создания собственных новых моделей на базе платформы Siber. К сожалению, проекту, запущенному в разгар мирового финансового кризиса, не повезло, и ранее озвученные финансовые планы претерпели серьезную коррекцию. Да и госзакупки, на которые рассчитывали на "ГАЗе", также не смогли спасти ситуацию, так что весь проект в итоге оказался убыточным.

Правда, спрос на Siber значительно вырос в ходе реализации программы утилизации старых машин. Более того, в сентябре прошлого года группа "ГАЗ" запустила собственную программу утилизации по легковым и коммерческим автомобилям для физических и юридических лиц. В частности, скидка по программе утилизации для покупателей легкового автомобиля Volga Siber составляла 70 тыс. рублей и могла суммироваться со скидкой по государственной программе утилизации. Беспрецедентным было также отсутствие ограничений по марке, году выпуска, сроку владения и полной массе сдаваемого автомобиля. Однако даже с учетом повышенного спроса в 2010 году было произведено не многим более 5 тыс. машин.

Причем еще задолго до этого зашла речь о том, что Siber, скорее всего, будет снят с производства, когда программа утилизации завершится. "Проект Siber не может долго длиться. Видимо, последний год (идет – ИФ) производство этого автомобиля", - говорил в марте 2010 года глава "ГАЗа" Николай Пугин. При этом он выражал уверенность, что "ГАЗ" сохранит производство легковых автомобилей. "Я уверен, что производство легковых автомобилей на "ГАЗе" будет. Важно только, чтобы оно было реализовано по другой схеме", - отмечал Пугин, напоминая, что технологическая база для производства легковых автомобилей, которой располагает "ГАЗ" "очень гибкая", и предприятие сможет выпускать легковые машины классов В, С и D.

"Siber не должен был быть звездой российского рынка", - заявлял в марте и генеральный директор группы "ГАЗ" Валерий Лукин. По его словам, у компании была возможность дешево приобрести американское оборудование и отработать на нем некоторые производственные задачи, так что сейчас группа "ГАЗ" ведет переговоры с потенциальными инвесторами о производстве легкового автомобиля на сборочной линии, первоначально предназначавшейся для производства Volga Siber.

Слухов по поводу предполагаемого производства легковых автомобилей на базе Горьковского автозавода, которыми собирались заменить производимые "Волги", циркулировало великое множество. Президент группы "ГАЗ" Бу Андерссон, который ранее занимал пост вице-президента General Motors, отмечал в июне 2010 года, что оптимальным вариантом дальнейшего развития сегмента легковых автомобилей группа рассматривает контрактную сборку на своих площадках.

Обсуждались возможности сотрудничества с General Motors, с концерном Daimler AG и Volkswagen (VW). Так, газета Financial Times со ссылкой на неназванные источники сообщала, что Volkswagen ведет переговоры о контрактной сборке до 150 тыс. автомобилей в год на мощностях группы "ГАЗ". Речь шла как о легковых автомобилях VW и Skoda, так и о LCV. Кроме того, российская компания в сентябре подписала с First Automobile Work (FAW, Китай) меморандум о намерениях по сотрудничеству в сфере производства большегрузных автомобилей на автозаводе "Урал", а в декабре прошлого года "ГАЗ" и Daimler AG достигли взаимопонимания по сборке легких коммерческих автомобилей модели Sprinter в Нижнем Новгороде.

И вот на днях Бу Андерссон раскрыл Bloomberg ближайшие планы Горьковского автозавода в отношении производства легковых автомобилей. По его словам, уже в феврале группа "ГАЗ" планирует завершить переговоры с General Motors Co. и Volkswagen AG о сборке на мощностях в Нижнем Новгороде. Речь идет о том, что "ГАЗ" сможет выпускать от 30 до 40 тыс. автомобилей Chevrolet Aveo и около 100 тыс. Volkswagen.

При этом президент группы отметил, что "ГАЗ" 31 октября прекратил производство легковых автомобилей, потому что рыночная доля была слишком малой, и это приносило компании убытки. Таким образом, последний седан под брендом "Волга" – Volga Siber покинул конвейер Горьковского автозавода, уступая место VW и Chevrolet.

Эксперты соглашаются с тем, что у Горьковского автозавода не было иного выхода, однако сожалеют о потере еще одного российского автобренда. "Постепенное сворачивание производства отечественных машин в России – давно ожидаемая и вполне закономерная тенденция", - заявил Interfax-Russia.ru аналитик "Инвесткафе" Максим Лобада. По его мнению, российский автопром настолько сильно отстал в плане конкуренции с иностранными производителями, что даже беспрецедентная господдержка не в состоянии устранить этот разрыв.

"Смена модели развития российского легкового автопрома, особенно в свете вступления в ВТО, выглядит единственно возможным вариантом сохранения производств как таковых. Даже автомобили Волжского автозавода в среднесрочной перспективе будут заменены на производство иностранных моделей", - считает аналитик.

И, по его словам, легковой сегмент группы "ГАЗ" тут не является исключением. "Важно отметить, что доля рынка по легковым автомобилям у "ГАЗа" не столь велика, как у его основного конкурента – "АвтоВАЗа". Поэтому одновременное сотрудничество сразу с несколькими иностранными автопрозводителями не выглядит странно", - говорит Лобада. По его мнению, 130-140 тыс. легковых автомобилей в партнерстве с GM и VW на первом этапе является вполне приемлемым объемом для российской компании. "В любом случае, Siber с конвейера снят, и простаивание мощностей завода было бы ошибкой с любой точки зрения. В то же время собственных средств на запуск конкурентоспособной продукции у компании нет", - пояснил аналитик.

"ГАЗ" двигается в правильном направлении – необходимо загрузить простаивающие мощности производства легковых автомобилей", - соглашается начальник отдела аналитики агентства "Автостат" Андрей Топтун. По его словам, сотрудничество с "ГАЗом" выгодно и иностранным концернам. "Оно может помочь достичь необходимой планки в 300 тыс. для перезаключения соглашения о промсборке, кроме того, российский авторынок будет расти, и в дальнейшем существующих производственных мощностей не хватит ни "группе Фольксваген", ни концерну GM", - пояснил Interfax-Russia.ru эксперт.

"Что касается тенденции выпуска на российских автозаводах иностранных автомобилей, то это правда", - говорит Топтун. По его мнению, через некоторое время "чисто российские" автомобили исчезнут. "Сейчас все автомобили Lada – разработка конструкторских служб "АвтоВАЗа", но вскоре ситуация поменяется. Собственных разработок тольяттинский автозавод не ведет, последняя работа ВАЗовских инженеров – проект С – заморожена уже два года и маловероятно, что работа над ним возобновится. Тот автомобиль класса С, который появится в будущем, скорее всего будет базироваться на одной из платформ Renault-Nissan, а разработан он будет совместными усилиями интернациональной команды конструкторов с максимально возможной локализацией компонентов", - предполагает собеседник Interfax-Russia.ru.

Вместе с тем, он тоже сожалеет об утрате бренда "Волга". Российских автомобильных брендов остается два – Lada и УАЗ, напоминает Топтун. "В их сохранении, особенно на родном рынке, имеется большой смысл – это помогает наращивать продажи. Тот же Volkswagen, когда купил Skoda, продолжил выпуск автомобилей на чешском предприятии под собственным именем. Renault в Румынии сохранила бренд Dacia", - говорит эксперт.

К тому же следует учитывать и тот факт, что россияне считают "отечественными" только автомобили исторически российских марок, произведенные на территории страны. Иномарки, даже произведенные в России, остаются иномарками, свидетельствуют данные опроса ВЦИОМ. При этом жители России в целом лояльно относятся к отечественным автомобилям. Так, для 37% опрошенных российская машина может стать нормальной заменой иномарке в случае, если на покупку иностранного автомобиля нет денег.

Между тем, в группе "ГАЗ" уверяют, что "хоронить" бренд "Волга" как таковой еще рано. Бренд не прекратит свое существование, заверили Interfax-Russia.ru в компании. "Это символ не только "ГАЗа", но и целой эпохи в истории страны. "Волга" – это народный бренд, группа "ГАЗ" дорожит им и будет обязательно его использовать", - отметили в пресс-службе группы "ГАЗ", добавив, что сейчас "ГАЗ" продолжает реставрацию и изготовление автомобилей "Волга" в специализированном ателье по индивидуальным заказам поклонников автомобиля. К тому же, подчеркнули в компании, в целом действующий российский парк автомобилей "Волга" на данный момент превышает 1,5 млн машин.

Аналитик "Инвесткафе" Максим Лобада уверен, что возрождать отечественные бренды с того состояния, в каком они находятся сейчас, не целесообразно "ввиду неадекватного соотношения затраты-результат". Поэтому, по его мнению, развитие легкового сегмента в ключе партнерства с иностранцами – "наименьшее из двух зол".

Обозреватель Анастасия Николаева

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще