Interfax-Russia.ru – Пожарные "байкеры" пополнили казанский гарнизон МЧС. Мотоциклисты будут патрулировать районы столицы Татарстана.
Казанский гарнизон пожарной охраны освоил специализированную технику экстренного реагирования. Теперь определенные маршруты Казани в круглосуточном режиме города патрулируют сотрудники МЧС на пожарно-спасательных мотоциклах Honda VFR1200X.
На маршрутах экипажи пожарно-спасательных мотоциклов будут контролировать оперативную обстановку и при наличии соответствующей необходимости оказывать пострадавшим помощь. Общая протяженность маршрутов, которые разработаны специально для пожарных, составляет примерно 55 км.
Основная цель создания мотопатруля - сокращение время прибытия первых подразделений МЧС на место происшествия. В среднем оно в условиях мегаполиса сокращается на 2-2,5 минуты, а для пожара, где счет идет на доли секунд, это очень большое преимущество.
Мотоциклисты приезжают первыми и сразу дают оценку обстановки – если требуются дополнительные силы, то они их запрашивают, если нет – справляются сами. Мобильность мотоциклов также спасает в условиях пробок при вызовах на ДТП. Причем, в свободное от вызовов время мотогруппы не стоят в гараже, как прочие пожарные машины, а продолжают работать.
Расчет пожарно-спасательной мотогруппы состоит из двух специалистов высокого класса, которые могут выполнять функции пожарного, спасателя и медика. Поскольку спецоборудование на мотоциклах немного отличается, мотоспасатели должны дополнять друг друга, что позволит существенно повысить эффективность выполнения спасательных и аварийных работ.
Новая двухколесная пожарно-спасательная техника комплектуется набором специальных инструментов и оборудованием: гидравлическим аварийно-спасательным инструментом для разжима и разрезания металлических конструкций, что важно при деблокировании зажатых пострадавших людей из транспортных средств, поврежденных в дорожных авариях; ранцевой установкой пожаротушения ГИРС-400, способной устранить возгорание на площади до 30 кв. метров; медицинским комплектом для оказания первой доврачебной помощи; двумя огнетушителями ОП-4; диэлектрическими ножницами; а также шанцевыми инструментами - топором, ломом, молотком.
Вес каждого мотоцикла в полной экипировке составляет 370 кг, при этом вес таких мотоциклов без дополнительного спасательного снаряжения - от 200 до 230 кг. Несмотря на то, что эти мотоциклы способны развивать скорость до 220 км/ч, их рабочая скорость - 90 км/ч. Из-за того, что спасательные машины возят с собой дополнительное оборудование большого веса управлять таким мотоциклом гораздо сложнее, чем другим байком аналогичного литража.
Кроме того, пожарно-спасательные мотоциклы укомплектованы комплектом оборудования, в состав которого вошли навигационные системы ГЛОНАСС, специальная переговорная система, встроенная непосредственно в шлемы водителей.
Для самих сотрудников мотопатруля предусмотрена специальная экипировка, которая представляет собой комбинацию байкерской и пожарной защиты. На костюмы пожарной формы одеваются защитные элементы для спины, ног и рук. Также форма включает специализированный шлем мотоциклиста, в котором стоит громкая связь. Отличить мотоспасателей от обычных мотоциклистов на дорогах города Казани поможет не только специальная окраска, но и наличие проблесковых маячков.
Благодаря скоростным и маневренным характеристикам мотоциклов время прибытия к месту ДТП и чрезвычайных ситуаций должно сократиться в три раза по сравнению со стандартным аварийно-спасательным автомобилем. Учитывая плотность транспортных потоков в Казани, время является одним из главных факторов при оказании помощи пострадавшим в аварии.
Поскольку байки – транспорт сезонный, то зимой пожарные-байкеры будут пересаживаться на другую специализированную пожарную технику.
О необходимости внедрения малых мобильных отрядов МЧС, оснащенных мотоциклами, заговорили еще в 2010 году.
"Эти отряды способны моментально прибыть на место возгорания и погасить огонь на начальной стадии. Кроме того, мотоциклисты могут гораздо быстрее прибыть на место ДТП и оказать первую помощь пострадавшим. По статистике, силы МЧС реагируют на каждое второе ДТП в России", - пояснял тогда принцип действия мобильных отрядов начальник научно-технического управления МЧС России Виктор Молчанов.
Первой экспериментальной площадкой стал Краснодарский край. Тогда пожарно-спасательные мотоциклы были разработаны на базе мотоцикла BMW, обладающего высокими динамическими качествами и элементами, обеспечивающими безопасность движения.
Реализация инновационного проекта позволила сократить количество выездов пожарных подразделений, улучшить показатели оперативного реагирования, более эффективно и с меньшим ущербом тушить пожары и проводить первоочередные аварийно-спасательные работы.
В 2014 году группу экстренного реагирования на пожарно-спасательных мотоциклах создали в ГУ МЧС России по Воронежской области.
В прошлом году мотоциклы поступили в пожарно-спасательные подразделения Севастополя. Уже в апреле группа экстренного реагирования на мотоциклах впервые выехала на патрулирование улиц города, а в августе пожарные мотоциклы МЧС работали на байк-шоу.
Такая же техника использовалась спасателями при обеспечении безопасности во время проведения XXII зимних Олимпийских игр в Сочи и гран-при России "Формула-1".
Обозреватель Анастасия Николаева
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook