Interfax-Russia.ru – Росавиация подтвердила факт пролета над пригородом Ульяновска неопознанного беспилотника. Установлением его владельца занимается транспортная прокуратура.
Инцидент с пролетом над территорией Ульяновской области неопознанного летающего объекта, внешне напоминающего беспилотный летательный аппарат (БПЛА), был зафиксирован диспетчерами организации воздушного движения аэропорта "Баратаевка" 17 февраля.
Как сообщил журналистам начальник ульяновского аэроклуба ДОСААФ Владимир Дворянинов, неизвестный летательный аппарат неожиданно появился в промежутке между 10:00 и 11:00 в небе над Ульяновском в районе поселка Архангельское в регулируемой зоне полетов воздушных судов (зона С) аэропорта.
"Диспетчеры обнаружили объект на локаторах, он двигался тем же курсом, что и самолеты ДОСААФ. По команде с земли летчики изменили высоту и ушли в вираж. По счастью, это были опытные пилоты, и столкновения удалось избежать", - рассказал Дворянинов.
Он отметил, что, согласно авиационным правилам, в зоне согласованных полетов БПЛА запрещены полеты каких-либо других самолетов. "Однако, этот полет (беспилотника - ИФ) не был согласован", - подчеркнул руководитель ульяновского аэроклуба.
По сведениям "Коммерсанта", объект двигался со скоростью около 500 км/ч на высоте 2,1 тыс. метров тем же курсом, что и двойка аэроклубовских реактивных тренировочных самолетов L-29, заходя в хвост самолетам. Как рассказал источник издания, близкий к авиационной сфере, габариты БПЛА были схожи с размерами L-29. После ухода спортивных самолетов в вираж беспилотник продолжил полет в направлении Пензы и через какое-то время исчез с экранов радаров.
По словам одного из пилотов, уходя в вираж, он увидел сигарообразный БПЛА, предположительно, военного назначения, чем-то напоминающий крылатую ракету – с удлиненным фюзеляжем, не имеющий кабины, с укороченными крыльями и красными законцовками.
Между тем, как утверждают в Минобороны РФ, радиотехнические средства ПВО российского военного ведомства не зафиксировали никаких беспилотных летательных аппаратов в небе над Ульяновском.
"По данным объективного контроля радиотехнических средств ПВО, 17 февраля нарушений правил полетов не только в данном районе, но и прилегающих, не зафиксировано", - говорилось в сообщении управления пресс-службы и информации Минобороны РФ, которое поступило в "Интерфакс-АВН".
Более того, в описываемый период в Ульяновской области полеты БПЛА не планировались и не производились, отметили в ведомстве.
В свою очередь замначальника Приволжского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации) Александр Нетреба сообщил "Интерфаксу", что ведомство "ведет расследование по факту поступившей в управление информации.
"Для этого создана комиссия, и до окончания ее работы никаких комментариев нет и не будет. Может быть, специалисты придут к выводу, что и самого инцидента никакого не было, и очевидцам показалось, откуда нам сейчас знать? Так что давайте не будем форсировать события", - сказал представитель Росавиации.
Он отметил, что на расследование, в соответствии с регламентом ведомства, дается 10 дней. "Впрочем, если комиссия не уложится в установленные сроки, ее работа может быть продлена при наличии положительных причин", - отметил собеседник агентства.
Впрочем, в марте заместитель руководителя ведомства сообщил "Интерфаксу", что факт пролета БПЛА подтвердился. "Да, это действительно беспилотник. Информацию о его появлении подтвердили очевидцы - пилоты двух самолетов местного аэроклуба, которые в этот момент находились в воздухе", - сказал Нетреба.
При этом он подчеркнул, что владелец БПЛА не установлен. "Это воздушное судно нигде не зарегистрировано, дело передано в Ульяновскую транспортную прокуратуру, которая займется установлением владельца БПЛА", - отметил представитель Росавиации.
Со своей стороны помощник ульяновского транспортного прокурора Евгений Мартынов подтвердил "Интерфаксу", что прокуратура проводит проверку по данному инциденту. "Запланирован ряд мероприятий, в том числе опрос свидетелей и очевидцев, изучение показаний систем наблюдения за воздушным движением. Первых результатов проверки, главная цель которой - установить собственника летательного аппарата, мы ожидаем ориентировочно к середине текущего месяца", - сказал Мартынов.
Анализ разрабатываемых и производимых в России БПЛА военного назначения (в том числе крылатых ракет), проведенный "Коммерсантом" на основании открытых источников, показывает, что больше всего описанию БПЛА, указанному комиссией Росавиации (скорость - около 500-600 км/час, общий размах крыльев – в пределах 4 м, длина фюзеляжа - около 6 м), соответствуют по своим габаритам и тактико-техническим характеристикам БПЛА Ту 143.
Ту-143 "Рейс" - советский разведывательный беспилотный летательный аппарат с турбореактивным двигателем может развивать скорость до 950 км/час. Его размах крыла составляет 2,24 м, а длина фюзеляжа – 8 м. Серийно производился в 1970-1980 годах, всего было выпущено 950 штук, находился на вооружении Советской армии, на сегодняшний день некоторое количество сохранилось в качестве беспилотных мишеней.
Кроме того, под описание ульяновского БПЛА подходит воздушная мишень "Дань". БПЛА "Дань", спроектированный в казанском опытно-конструкторском бюро "Сокол", предназначен для имитации средств воздушного нападения, крылатых ракет и дозвуковых самолетов тактической авиации при проведении боевой подготовки войск, испытаниях зенитных комплексов и бортовых систем вооружения самолетов-истребителей.
Производится на Оренбургском производственном объединении "Стрела" с 1993 года, имеет размах крыла 2,68 м, длину - 4,6 м, скорость полета - 300–710 км/час. Причем, по данным "Коммерсанта", пилот показал, что увиденный им объект больше всего походит именно на воздушную мишень "Дань".
Руководитель ульяновского аэроклуба ДОСААФ настаивает, что необходимо приложить все усилия, в том числе спецслужб, чтобы найти виновника.
"Меня возмущает излишняя секретность, развернутая вокруг этого авиационного инцидента, потому что у каждого нарушения есть конкретные фамилия, имя и отчество. И если сейчас все это засекретить, то это будет означать, что что-то подобное может повториться. Если 17 февраля катастрофы не случилось только благодаря мастерству пилотов аэроклуба и маневренности спортивных самолетов, то встреча БПЛА с пассажирским самолетом может привести к очень печальным последствиям", - считает Дворянинов.
Он напомнил, что в федеральных авиационных правилах прописано, что на время полетов БПЛА устанавливается специальный временный или местный режим, "и тогда все остальные сидят на земле и даже не спрашивают, кто там летает".
Поэтому, считает руководитель ульяновского аэроклуба ДОСААФ, каким бы секретным ни был сам объект, тот, кто давал разрешение или приказ на запуск БПЛА, должен быть найден.
"Как минимум его должны отстранить, пока не выучит Воздушный кодекс и ФАП, как максимум - он должен лишиться должности, и об этом должны узнать все", - уверен он.
Обозреватель Анастасия Николаева
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"