Interfax-Russia.ru - Новая стратегия "КАМАЗа" предполагает развитие транспортного бизнеса, разработку и выпуск новых моделей, замещение недостающего персонала роботами.
Новая стратегия "КАМАЗа" до 2030 года предполагает инвестиции в объеме более 380 млрд рублей
ПАО "КАМАЗ" опубликовало стратегию, утвержденную советом директоров компании в декабре 2023 года. В конце 2023 года компания уже сообщала о том, что к 2030 году ставит целью достигнуть совокупного оборота 806 млрд рублей в год (рост в 2,7 раза к 2022 году), выйдя на продажи 60 тыс. грузовиков в год (+17% к 2022 году) и немного нарастив экспорт. Те же цифры называются в стратегии, но с уточнением.
Так, согласно документу, к 2030 году "КАМАЗ" хочет увеличить выручку:
- в своем основном сегменте тяжелых грузовиков - до 511 млрд рублей (в 2,6 раза к 2022 году);
- в пассажирском транспорте - до 65 млрд рублей (в 3,8 раза) за счет господдержки продаж электробусов;
- от продажи запчастей - в 1,8 раза, до 49 млрд рублей;
- в сегменте прицепной техники - в 9,6 раза, до 48 млрд рублей;
- в транспортном бизнесе – до 86 млрд рублей в год.
Читайте также:
Новые электробусы "КАМАЗа" в цехе Сокольнического вагоноремонтно-строительного завода в Москве
В пресс-службе автопроизводителя "Интерфаксу" уточнили, что прогноз по транспортному бизнесу "КАМАЗа" связан в основном с планами нового дочернего FTL- грузоперевозчика - компании NatCar (АО "Национальный перевозчик").
Прочая выручка группы, не связанная с названными выше сегментами, предполагается в объеме 46 млрд рублей в год против 49 млрд рублей в 2022 году.
Гендиректор ПАО "КАМАЗ" Сергей Когогин со своей стороны отметил, что "в кардинально изменившихся геополитических и макроэкономических условиях группа успешно адаптировалась к новой реальности и новым вызовам".
"Выпуск техники "КАМАЗ" ведется в безостановочном режиме одновременно с перепроектированием модельного ряда на другую компонентную базу, обновлением состава бизнес-партнеров, переориентацией логистических маршрутов. Выполнена главная задача: рестарт производства грузовиков поколения К5 с улучшенными техническими характеристиками и потребительскими свойствами. В условиях высокой волатильности рынка, устойчивость и эффективность бизнеса будет повышена за счет трансформации бизнес-модели компании с предоставлением клиентам комплексных транспортных решений и сервисов, включая широкий спектр инструментов цифровизации", - заявил глава компании.
Гендиректор ПАО "КАМАЗ" Сергей Когогин отмечает успешную адаптацию компании "к новой реальности и новым вызовам"
Инвестпрограмма "КАМАЗа" до 2030 года сформирована в объеме более 380 млрд рублей. Ее приоритетами являются:
- НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы);
- реинжиниринг производства;
- развитие новых бизнесов и продаж.
Динамика инвестиций планируется на уровне 6-9% годовой выручки компании.
Стратегия "КАМАЗа" разработана с учетом действующих макрофакторов и долгосрочных трендов мирового автопрома и рассматривает несколько прогнозных сценариев развития российского рынка грузовых автомобилей. Базовый прогноз предполагает, что рынок грузовиков после 2024 года опустится ниже 100 тыс. штук в год и будет балансировать вокруг отметки в 90 тыс. машин. При этом в 2023 году он был рекордно высок, превысив 140 тыс. шт.
Какие новинки "КАМАЗа" ждут потребителей?
"КАМАЗ" в рамках итоговой коллегии Минпромторга Татарстана представил образцы техники, которые выпускаются уже на новой санкционно устойчивой компонентной базе.
Магистральный тягач КАМАЗ-54901 выпускается с февраля 2023 года
Один из таких экспонатов - магистральный тягач КАМАЗ-54901, выпускаемый с февраля 2023 года. При создании этой "антисанкционной версии" флагмана автомобилей поколения К5 была цель превзойти прежний уровень потребительских свойств машины.
У новой версии автомобиля каркас кабины из локализованной стали, 13-литровый двигатель, модернизированная приборная панель, экран увеличенного размером с функцией управления автомобилем через экранные символы.
Еще одна новая модель линейки К5 – самосвал КАМАЗ-6595 с колесной формулой 6х4. Первый такой самосвал выпустили в ноябре 2023 года. Применение усиленной рамы и 16-тонных мостов позволило увеличить грузоподъемность самосвала до 25 тонн. Трехсекционный металлический передний бампер обеспечивает автомобилю повышенную геометрическую проходимость. Автомобиль оборудован самосвальной платформой объемом 20 куб. м с системой обогрева выхлопными газами.
На "КАМАЗе" собрали первый антисанкционный самосвал поколения К5 - КАМАЗ-6595
"КАМАЗ" в феврале планирует приступить к созданию беспилотного карьерного самосвала грузоподъемностью 220 тонн. Инновационная конструкция машины позволит ей двигаться по заданному маршруту в роботизированном режиме. Это исключит маневры под погрузкой и на отвале, что уменьшит эксплуатационные расходы на перевозку горной массы за счет увеличения производительности. Также снизятся расходы на топливо и затраты на крупногабаритные шины. Испытания и производство карьерной техники "КАМАЗ" организуют в Кузбассе.
В планах "КАМАЗа" также - создание серийных изделий, использующих водород. Среди них:
- грузовой автомобиль;
- складская техника;
- водный автобус-электроход;
- мобильные водородные заправочные станции;
- электролизеры и др.
"Мы уже имеем опыт разработок и внедрения перспективных водородных технологий в коммерческом транспорте. Но эта тематика требует интеграции усилий не только производителей автотехники, но передовых технологических компаний", - заявил генеральный директор "КАМАЗа" на подписании соглашения о сотрудничестве в области развития водородных технологий с АФК "Система".
"КАМАЗ" рассчитывает заместить современными роботами недостающий персонал
На "КАМАЗе" утверждена программа роботизации до 2030 года. Как пояснил на итоговой коллегии Минпромторга Татарстана Когогин, работа в этом направлении идет по тем видам производств и технологическим процессам, где целесообразно и выгодно применение роботов. Так, в первую очередь, планируется внедрение роботов на производствах с вредными, тяжелыми и монотонными условиями труда. Потом там, где необходимо обеспечить кратный рост производительности и постоянное качество продукции.
Автоматизированная линия сборки грузового автомобиля на "КАМАЗе"
Основная задача таких проектов, по словам главы компании, высвобождение персонала с вредного производства. Он рассказал, что уровень роботизации производства на "КАМАЗе" составляет 60 роботов на 10 тыс. работающих, по сравнению с 7 роботами по стране в среднем. Самым показательным примером высокого уровня роботизации в компании он назвал новый завод по производству унифицированных каркасов кабин с уровнем автоматизации 80%.
"В проекте задействованы самые современные и зарекомендовавшие себя мировые технологии, установлено 117 промышленных роботов", - уточнил Когогин.
В общей сложности сейчас в производстве автомобильной техники "КАМАЗа" задействован 231 робот, к 2026 году планируется увеличить количество установленных роботов до 615 единиц, к 2030 году – внедрить в производство 923 робота. Таким образом, подсчитал глава компании, "плотность" роботизации к 2030 году достигнет 280 роботов на 10 тыс. работающих.
Он обратил внимание на важность роботизации производства и с позиции решения вопроса кадрового дефицита.
"Ни для кого не секрет, что в стране не хватает рабочих рук, на 2023 год в России наблюдается дефицит примерно 4,8 млн работников. "КАМАЗ" не является исключением. С помощью роботизации планируется заместить недостающий персонал современными роботизированными ячейками. Так, одна роботизированная ячейка может заменить 2-3 человека, что позволит получить конкурентное преимущество по сравнению с ручным трудом в плане производительности", - отметил Когогин.
Запуск роботизированной линии по производству корпусных автокомплектующих
Практически все имеющиеся робототехнические решения, по его словам, построены на базе зарубежных промышленных роботов, а сложные и крупные проекты по роботизации выполнены целиком иностранными компаниями. В связи с этим гендиректор "КАМАЗа" указал на необходимость "укрепления технологического суверенитета" в современных реалиях и в качестве примера успешного сотрудничества с отечественным производителем роботов и системным интегратором робототехнических решений упомянул совместную работу компании с "Эйдос Робототехника".
"Создание собственного производства роботов и их компонентной базы можно считать одним из важных факторов стабильности и успешности предприятия, также как внедрение роботов в производство собственными специалистами", - подчеркнул глава компании.
Каким для "КАМАЗа" стал 2023 год?
Выручка ПАО "КАМАЗ" по итогам 2023 года составила 354 млрд 713 млн рублей, превысив аналогичный показатель предыдущего года на 33,2% (в 2022 году выручка компании составила 266 млрд 318 млн рублей).
Читайте также:
Как сообщает "КАМАЗ", рост выручки был обусловлен:
- динамикой продаж грузовых автомобилей на внутреннем рынке;
- ростом спроса на флагман нового поколения автомобилей К5 - КАМАЗ-54901;
- увеличением объемов продаж пассажирского транспорта (автобусы, электробусы) в рамках реализации дорожного нацпроекта и других федеральных проектов.
"В 2023 году "КАМАЗ" решал две сложные задачи. С одной стороны, необходимо было максимально четко отладить возросшее производство полноприводных грузовиков, с другой - решать вопросы по наращиванию выпуска грузовиков поколения К5 на новой санкционноустойчивой компонентной базе. В 2024 году мы намерены и дальше идти вперед, реализуя стратегию развития, утвержденную советом директоров и основными акционерами в декабре 2023 года. "КАМАЗ" и дальше будет обеспечивать потребителей качественной продукцией широкого модельного ряда", - заявил гендиректор группы.
Новый грузовой автомобиль KAMAZ
Автопроизводитель также отразил в годовой отчетности рост коммерческих и управленческих расходов:
- коммерческих - с 6,2 млрд рублей до 9,2 млрд рублей;
- управленческих - с 8,7 млрд рублей до 11,5 млрд рублей.
Показатель прочих доходов группы за 2023 год сократился с 20,9 млрд рублей до 13,7 млрд рублей. Снизились и прочие расходы - с 36,6 млрд рублей до 15,3 млрд рублей.
За прошлый год "КАМАЗ" выпустил около 53 тыс. единиц коммерческой автотехники. В том числе:
- почти 2 тыс. автобусов и электробусов;
- более 4 тыс. прицепов и полуприцепов;
- более 41,7 тыс. единиц тяжелой автотехники, в том числе 5 тыс. грузовиков КАМАЗ-54901;
- 4 тыс. 850 единиц средне- и малотоннажных автомобилей Компас (Компас 5, 6, 9, 12).
ПАО "КАМАЗ" в своей годовой отчетности не раскрывает полный список акционеров, однако сообщает, в частности, что основным из них (47,1%) остался "Ростех", а германская Daimler на конец 2023 года сохраняла свои 15% в российской группе.
Один из цехов завода каркасов кабин для модельного ряда грузовиков "КАМАЗ", построенный совместно с германским автоконцерном Daimler
Вместе с тем, как сообщил Когогин в интервью "Ведомостям", немецкий концерн Daimler Truck (входит в Mercedes-Benz Group, бывшая Daimler AG), приостановивший операции в России с 2022 года и числившийся в составе совладельцев "КАМАЗа" на правах "спящего акционера", в 2024 году продал свою 15% долю.
"Формально процесс прекращения участия в капитале "КАМАЗа" они завершили, насколько нам известно, в текущем году. Их дальнейшие планы в отношении нашей компании не известны. Для нас гораздо важнее то, что прекращение взаимоотношений с европейскими партнерами, изменившее, безусловно, наш продукт, не повлияло на нашу возможность производить коммерческую технику и развивать наш модельный ряд", - сказал гендиректор "КАМАЗа".
Кто стал покупателем и какова была сумма сделки, он не сообщил. Близкий к компании источник издания отмечает, что сделка прошла, все одобрения получены.
Башкирия получит дополнительные средства на кадровые медицинские программы
Первый заммэра Нижнего Новгорода отправлен под домашний арест до февраля
Правительство Самарской области уйдет в отставку 15 декабря - губернатор