Новые автомобильные надежды

Interfax-Russia.ru – Часть германского автогиганта Opel перешла под контроль России, однако эксперты не видят в этой сделке плюсов для российского автопрома.

О том, что Германия выбрала в качестве покупателя европейского подразделения General Motors канадскую Magna International Inc, выступавшую в альянсе с российскими Сбербанком и ОАО "ГАЗ", стало известно в минувшие выходные.

В борьбе за GM Europe канадско-российский альянс обошел итальянский Fiat, который разработал план создания второго крупнейшего в мире производителя автомашин. Поскольку в качестве жесткого условия сделки GM обозначил денежные инвестиции, Fiat, предложивший только свои акции, вынужден был выйти из переговоров. Сюрпризом для итальянцев стала и информация о возможном убытке Opel в этом году - до 2-3 млрд евро, что почти в два раза больше, чем прогнозировали сторонние аналитики.

Добиваясь победы, Magna воспользовалась своим опытом работы в России. До конца прошлого года в число владельцев Magna входили "Русские машины" Олега Дерипаски - в 2007 году примерно 25% пакет Magna был куплен россиянами за $1,5 млрд. Однако после начала кризиса компания вынуждена были отдать бумаги банкам-кредиторам.

Тем не менее, итоги прервавшегося партнерства с "Русскими машинами" Magna оценила позитивно. "Наш стратегический альянс помог нам ускорить рост на российском рынке", - говорил исполнительный директор компании Magna International Inc Зигфрид Вольф.

Кстати, на "ГАЗе" Magna по-прежнему ведет ряд совместных проектов, в числе которых - новая "ГАЗель-3" и GAZ Siber. Теперь консорциум получит германское подразделение Opel, британское Vauxhall, а также бизнес по выпуску автомашин Chevrolet в России. Окончательное соглашение между сторонами будет подписано в ближайшее время.

В Opel Magna и Сбербанк готовы вложить 700 млн евро и рассчитывают получить 55% акций немецкого автогиганта - 20% и 35% соответственно. Еще 35% сохраняет за собой General Motors, остальные 10% будут принадлежать работникам Opel.

При этом участие в консорциуме группы "ГАЗ" не предполагает финансовых вложений - "ГАЗ" готов предоставить свои производственные площади для выпуска новых моделей, а также сбытовую сеть в России и странах СНГ.

Группа "ГАЗ", входящая в "Русские машины", давно ведет поиск западного партнера, имеющего современные технологии, и уже пыталась реализовать планы по производству массового автомобиля. Не так давно "ГАЗ" приобрел у Chrysler линию для выпуска машин и в прошлом году наладил на ней производство автомобилей Volga Siber. Однако из-за снижения спроса в марте текущего года их производство было приостановлено. А в материалах для держателей облигаций сообщалось, что с 2010 года компания намерена совсем закрыть производство GAZ Siber. Однако, как сообщили агентству "Интерфакс-Поволжье" в пресс-службе группы, в июне выпуск Volga Siber будет возобновлен.

Участие в сделке с Opel может открыть для "ГАЗа" новые перспективы. По оценкам группы "ГАЗ", на организацию серийного производства автомобилей Оpel потребуется около 9 месяцев. Новые автомобили могут выпускаться на сборочном конвейере Chrysler, который рассчитан на производство 180 тыс. машин в год. Причем, по словам собеседника агентства, сборочные мощности автозавода потребуют существенной модернизации с учетом выпуска новых моделей лишь в случае значительного увеличения объемов производства.

Представитель "ГАЗа" также отметил, что на этом конвейере возможен параллельный выпуск разных автомобилей. "Мощности гибкие. Это позволяет производить автомобили разного класса и разного формата", - подчеркнул представитель компании, отметив, что окончательное решение о новой автомобильной линейке будет принимать консорциум, возглавляемый Magna, после завершения сделки о покупке европейского подразделения General Motors.

Глава Сбербанка Герман Греф видит в этой сделке новые возможности для российского автопрома. "Мы заинтересованы в том, чтобы с помощью приобретения такого рода актива могла быть реструктурирована автомобильная отрасль Российской Федерации, - отметил он в интервью телеканалу "Вести". - Это очень хороший шанс для России - получить по беспрецедентно низкой цене одного из наиболее продвинутых на сегодня с точки зрения технологий европейского производителя".

О том, что сделка по покупке Opel совершается в интересах российской автопромышленности, заявил и вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин. В частности, по словам главы Минфина, Opel - одна из компаний, которые продвинулись в части создания двигателей стандарта "Евро-6" и других передовых технологий. "Данное решение принимается исключительно из коммерческих оценок", - подчеркнул Кудрин.

По мнению главы Минпромторга РФ Виктора Христенко, сделка по покупке Opel может послужить наиболее рациональной и эффективной реструктуризации отдельных активов российской автопромышленности в это непростое время. По его словам, после выхода из кризиса в мире останется не больше десяти глобальных автомобильных компаний. При этом критерий попадания в их число - производство не меньше 5 млн автомобилей в год.

Строительство глобального автоконцерна возможно только в случае слияний и поглощений, считает Христенко, поэтому отечественным автопроизводителям придется встраиваться в ведущие мировые концерны. "Важно, чтобы, встраиваясь туда, мы не оказались миноритариями, которые будут выглядеть как некий странный финансовый инвестор, который предоставил свой рынок", - добавил министр.

В свою очередь премьер-министр РФ Владимир Путин высказал пожелания, чтобы покупка акций Opel вписалась и в стратегию развития российского автопрома. При этом он подчеркнул важность того, "как эта сделка, если она состоится до конца", отразится на российских потребителях и отечественных производителях, в том числе на компаниях с долей иностранного участия.

"Самое главное заключается в том, чтобы предложенный столь авторитетной компанией как Magna план выхода из кризисной ситуации был признан оптимальным и для инвесторов, и, в первую очередь, для людей, которые работают на заводах "Опеля" в Германии и в других странах", - считает Путин.

Что касается "ГАЗа", то, по мнению депутата Законодательного собрания Нижегородской области, президента Горьковского автозавода Николая Пугина, производство автомобилей Opel откроет новые перспективы для завода. "Сборка автомобилей Opel на нижегородской площадке - это уникальная возможность для завода по освоению нового продукта", - цитирует Пугина пресс-служба областного парламента. Не менее важно данное решение, считает президент Горьковского автозавода, и с социальной точки зрения: "Загрузка новых мощностей потребует привлечения специалистов рабочих и инженерных профессий, а это сейчас один из самых главных вопросов, решением которого обеспокоены органы государственной власти всех уровней".

Кроме того, по его словам, сборка автомобилей Opel на мощностях комплекса по производству Volga Siber также будет способствовать увеличению налогооблагаемой базы, росту бюджета за счет дополнительных поступлений, а значит, повышению уровня жизни нижегородцев.

Между тем оценки экспертами эффективности сделки не столь однозначны. "Политика экспансии российского капитала за рубеж уместна во времена "тучных коров", - высказал Interfax-Russia.ru свою точку зрения научный руководитель Высшей школы экономики, член Общественной палаты РФ Евгений Ясин. – Сейчас вкладывать деньги в зарубежные активы неуместно".

По его мнению, с российской стороны сделка недостаточно хорошо проработана - для того, чтобы осваивать эти активы, требуются большие вложения. "С трудом представляю, где их можно найти в данный момент", - сказал собеседник Interfax-Russia.ru.

Пока, считает Ясин, покупка Opel выглядит скорее, как политический проект, а не экономическая акция.

Такой точки зрения придерживается и консультант компании "Неокон" Игорь Савельев. "Для правительства – это шаг сближения с немецкими партнерами, шанс управлять бизнесом", - сказал Interfax-Russia.ru эксперт.

С экономической точки зрения, считает собеседник Interfax-Russia.ru, сделка не представляет для России интереса. Основная идея модернизации автопрома – локализация технологии в России, для чего необходимо строительство новых заводов, что в современных условиях делать никто не будет. "Конечно, Opel может передать новые технологии, но сборка – это не полная технологическая цепочка", - пояснил Савельев. При этом, убежден эксперт, даже если на "ГАЗе" будет осуществляться сборка автомобилей Opel, полностью загрузить мощности автопредприятия все равно не удастся.

О том, что организация нового производства в нынешних условиях – достаточно рискованный шаг, заявил Interfax-Russia.ru и лидер Движения автомобилистов России, депутат Госдумы Виктор Похмелкин.

Между тем, он уверен, что большого вреда отечественному автопрому от сделки не будет. В целом, по словам собеседника Interfax-Russia.ru, российская сборка иностранных автомобилей зарекомендовала себя достаточно хорошо. "Если все технологии в ходе сборки будут соблюдены, то потребитель может получить качественный автомобиль", - отметил Похмелкин. Российский потребитель только выиграет, если Opel нижегородской сборки сможет занять достойную нишу среди автомобилей эконом-класса, считает лидер Движения автомобилистов России.

Впрочем, пока эксперты не решаются строить прогнозы относительно того, как поведет себя рынок продаж в ближайшее время. В случае его дальнейшего падения дополнительные иномарки российской сборки реализовать будет весьма проблематично. Тогда как в долгосрочной перспективе сделка по покупке Opel может оказаться очень полезной для отечественного автопрома. Например, по оценкам Центра исследований автомобильной промышленности университета Дуйсбург-Эссен, объем продаж на российском рынке к 2015 году вполне может достичь 5 млн машин в год, и Magna вместе с ее российскими партнерами могли бы продавать здесь до 500 тыс. автомобилей.

Обозреватель Анастасия Николаева

Фото ИТАР-ТАСС