Точка зрения 18 ноября 2013 г. 15:46

О ЧП расскажут самописцы

Interfax-Russia.ru – "Черные ящики" обнаружены на месте крушения пассажирского лайнера в Казани. Следствие рассматривает несколько версий причин авиакатастрофы.

На месте крушения пассажирского лайнера Boeing 737 авиакомпании "Татарстан", совершавшего рейс из Москвы, нашли два "черных ящика". "Обнаружены два бортовых самописца: параметрический и речевой. О состоянии говорить преждевременно", - заявила председатель Межгосударственного авиационного комитета (МАК) Татьяна Анодина на заседании правительственной комиссии в Казани.

По ее словам, в ближайшее время обнаруженные самописцы будут переданы на экспертизу, которая позволит установить причины катастрофы.

"Расшифровка самописцев будет проходить на базе нашего центра в Москве, в который в ближайшее время они будут доставлены", - добавила Анодина.

Вместе с тем, как сообщил "Интерфаксу" источник в оперативном штабе по ликвидации последствий ЧС, обнаруженные "черные ящики" самолета Boeing 737 сильно повреждены. "На обнаруженных бортовых самописцах серьезные повреждения корпуса, отмечаются заметные вмятины, состояние самописцев плохое", - отметил источник.

Он добавил, что, несмотря на повреждения, эксперты будут заниматься расшифровкой "черных ящиков". "Наверняка какую-то полезную информацию с них можно будет получить, даже несмотря на повреждения", - добавил собеседник агентства.

Напомним, что самолет разбился в аэропорту Казани вечером 17 ноября. В авиакатастрофе погибли шесть членов экипажа и 44 пассажира самолета, в том числе двое детей.

По уточненным данным и по первоначальным свидетельствам очевидцев, самолет заходил на посадку, но не смог сесть и пошел на второй круг. При развороте он задел крылом землю в 150-160 м от взлетной полоты, и взорвался. "Территория разлета обломков приличная: радиус составляет 500 на 500 метров", - заявлял журналистам первый заместитель руководителя СУ СКР по Татарстану Марат Зарипов.

По факту авиакатастрофы уже возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц). Действия следственной группы координирует лично председатель СКР Александр Бастрыкин, который находится на месте происшествия.

Как сообщил официальный представитель СК России Владимир Маркин, следователи по делу об авиакатастрофе в Казани уже изъяли образцы топлива, которым был заправлен разбившийся Boeing.

"В настоящее время следователями и криминалистами СКР продолжается осмотр места происшествия, территория которого весьма обширна и составляет 250 тыс. кв. м. С целью проверки качества топлива уже изъяты его образцы", - добавил Маркин.

Кроме того, по его словам, "изъято и детально изучается видео с камер слежения аэропорта, на котором зафиксирована траектория падения судна". Также, отметил представитель СКР, в авиакомпании "Татарстан" в аэропорту вылета ("Домодедово") уже изъята вся необходимая документация.

Также следователи изымают биологические образцы для назначения геномных экспертиз с целью установления личностей погибших. "Кроме того, предстоит провести ряд других сложных экспертиз, а также допросить свидетелей и должностных лиц различного уровня", - добавил представитель ведомства.

"Помимо этого следователи намерены оценить своевременность, достаточность и эффективность контроля за эксплуатантом воздушного судна, полноту мер по обеспечению безопасности полетов на нем. С этой целью в авиакомпании "Татарстан" и аэропорту вылета судна уже изъята вся необходимая документация", - сказал Маркин.

Параллельно с этим, по его словам, "следствие ожидает отчета технической комиссии МАК, который будет внимательно изучен, приобщен к материалам дела и будет учитываться наряду со всеми другими материалами и документами".

"После завершения работы комиссии МАК следственными органами СК России будет назначена и проведена комплексная экспертиза с привлечением специалистов, в том числе представителей компании Boeing. И только после этого можно будет сделать окончательные выводы о причинах авиакатастрофы самолета, а также виновности тех или иных лиц", - отметил представитель СКР.

Как подчеркнул Маркин, "следствием рассматриваются различные версии произошедшего, в том числе техническая неисправность, ошибка пилотирования и неблагоприятные погодные условия".

Между тем авиакомпания "Татарстан" уже заявила, что к техническому состоянию самолета Boeing 737, потерпевшему крушение, претензий не было. Как сообщила агентству "Интерфакс-Поволжье" руководитель пресс-службы ОАО "Авиакомпания "Татарстан" Гульназ Минниханова, самолет 17 ноября сделал несколько рейсов. Из Казани борт совершил полет по маршруту Казань-Ереван-Казань, после вылетел в Москву и должен был совершить посадку в Казани.

Минниханова отметила, что самолет между рейсами проходил оперативное техобслуживание и неполадок выявлено не было. Предыдущие рейсы были выполнены в штатном режиме. Она также сообщила, что разбившемуся Boeing СМИ ошибочно приписывают аварийную посадку в Казани в ноябре прошлого года из-за неисправной системы вентиляции. По ее словам, в том случае был другой самолет Boeing, который давно возвращен бывшему болгарскому партнеру авиакомпании - Bulgarian Aviation group.

Что касается пилотов, то, по словам представителя авиакомпании, они имели большой опыт работы.

"Командир воздушного судна Рустем Салихов начал выполнение полетов на этом самолете в 2012 году вторым пилотом, в марте того же года стал командиром. Его общий летный стаж - 21 год. Общий летный стаж второго пилота - Виктора Гуцула - 23 года", - отметила руководитель пресс-службы.

Как сообщил "Интерфаксу" источник в оперативном штабе по ликвидации последствий ЧС в Казани, экипаж разбившегося под Казанью авиалайнера заранее уведомил диспетчеров о невозможности совершить посадку в аэропорту, предположительно, из-за технических проблем.

"По предварительным данным, экипаж доложил диспетчерам, когда еще самолет находился за 500 метров до торца полосы, о непосадочном положении. Скорее всего, это может говорить о том, что была неисправна та или иная техника, какая именно, экипаж не уточнил", - заявил собеседник агентства.

Он добавил, что после сообщения о неготовности к посадке экипаж попытался зайти на второй круг, однако, уже находясь над взлетно-посадочной полосой и пролетев примерно километр, самолет рухнул, ударившись носом о землю.

По словам собеседника агентства, в связи с этим эксперты рассматривают различные варианты развития событий, в том числе не исключают проблем с механизацией крыла, а также двигателям могло не хватить тяги при попытке захода на второй круг.

Со своей стороны известный летчик-испытатель, Герой России Магомед Толбоев считает, что причину авиакатастрофы в Казани можно будет установить лишь после расшифровки "черных ящиков" и прослушивания переговоров летчиков. "Пока ждем. К катастрофе самолета могла привести сумма факторов", - сказал Толбоев "Интерфаксу".

При этом ранее он заявлял, что авиакатастрофы в России происходят из-за плачевного состояния отечественного авиационно-промышленного комплекса, нехватки опытных пилотов. "Самая главная проблема - мы не развиваем свой авиационный парк и свою авиационную промышленность. Мы не покупаем на Западе новые самолеты, берем по остаточной цене. Все, чему на Западе запрещено летать, идет на российский рынок", - сетовал летчик-испытатель.

Обозреватель Анастасия Николаева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще