Точка зрения 21 октября 2010 г. 17:40

Подножка для "ИжАвто"

Interfax-Russia.ru – Корейская Kia на Ижевский автозавод, возможно, не вернется. Минпромторг раскритиковал бизнес-план "ИжАвто", и вставил "палки в колеса" южнокорейским партнерам завода.

Все идет не по плану

Возобновление промышленной сборки автомобилей Kia на ОАО "ИжАвто", полтора месяца назад вновь запустившего производственные мощности, под большим вопросом. Ижевский автозавод, как известно, уже имел опыт работы с южнокорейским автопроизводителем. Так в 2005 году "ИжАвто" - одно из крупнейших предприятий Ижевска с проектной мощностью 220 тыс. автомобилей в год - приступило к лицензионной сборке автомобиля Kia Spectra. Однако в период кризиса из-за роста стоимости машинокомплектов, закупаемых для производства моделей Kia, и общего падения спроса на автомобили, автозавод был вынужден остановить производство. Произошло это в мае прошлого года.

Позднее в целях оздоровления предприятия приняли решение начать процедуру банкротства.

В начале марта 2010 года по решению арбитражного суда Удмуртии на "ИжАвто" ввели внешнее управление сроком на 18 месяцев, а в мае утвердили план этого управления. Он, среди прочего, предусматривал возобновление деятельности завода.

Спасать "ИжАвто" решили с помощью АвтоВАЗа и Hyundai-Kia. Так, в соответствии с бизнес-планом на Ижевском автозаводе до 2014 года предполагался запуск производства по всем наименованиям "вазовской классики", а также возобновление промышленной сборки автомобилей Hyundai и Kia.

Для этого еще в апреле правительство Удмуртии и компания Hyundai Motors Company подписали меморандум "о взаимопонимании". Южнокорейский производитель заявил о своих планах выпускать в России 500 тыс. автомобилей в год. Выпуск ряда моделей легковых машин и легких коммерческих автомобилей (LCV) он рассчитывал наладить на площадке "ИжАвто".

Переговоры с потенциальными инвесторами находящегося в состоянии банкротства завода о запуске производства автомобилей вел крупнейший кредитор ОАО "ИжАвто" - "Сбербанк РФ" (долг автопроизводителя кредитной организации превышает 8 млрд рублей). Вместе с тем принципиальная позиция Сбербанка не предполагала управления "ИжАвто". Сбербанк лишь запускал завод и планировал поэтапно выйти из капитала, продав долю стратегическому инвестору. Инвестиции в развитие промсборки на "ИжАвто" Сбербанк оценивал в 7,5 млрд рублей.

Чтобы организовать работы по производству автомобилей на мощностях "ИжАвто" было создано ООО "Объединенная автомобильная группа" (ОАГ), зарегистрированное в Удмуртии 13 мая 2010 года. Уставный капитал ОАГ составляет 5 млн рублей, 99,99% долей принадлежит ООО "Сбербанк Капитал".

Начав с 10 тыс. автомобилей в 2010 году, ОАГ планировала увеличить в 2012 году производство автомобилей на "ИжАвто" до 250 тыс. с последующим ростом производства до 300 тыс. в 2014 году и до 350 тыс. в 2018 году. Однако эти планы Ижевского автозавода, возможно, не сбудутся.

С "вазовской классикой" проблем не возникло: в конце августа после полутора лет остановки автозавод вновь стал выпускать автомобили ВАЗ-2104 и легкие коммерческие автомобили "Иж" на его базе. В планах с 2011 года полностью перенести производство модели ВАЗ-2107 в Ижевск. А вот возобновление производства южнокорейских автомобилей пока остается под вопросом.

Компания Hyundai-Kia планировала начать на "ИжАвто" выпуск автомобилей Kia Sorento, Sorento New, Cerato и Spectra, а также легких коммерческих грузовиков. Согласно достигнутой с Ижевским автозаводом договоренности начало сборки автомобилей Kia Spectra и Cerato было запланировано на 2011 год, а Sorento и Sorento New и грузовых Hyundai HD 65, 78 и 120 – на декабрь 2010 года.

В сентябре на запуске производства в Ижевске представитель Hyundai Им Такук даже показал премьер-министру РФ Владимиру Путину новый вариант Cerato. Кроме того, премьеру продемонстрировали образцы легких грузовиков марки Hyundai. По заявлению южнокорейской стороны, эти модели грузовиков пока выпускаются только в самой Южной Корее. Тогда же представитель Hyundai обратился к главе правительства с просьбой ускорить принятие документов на уровне кабинета министров, которые бы позволили быстрее наладить выпуск новых моделей.

Со своей стороны Путин отметил, что целью его визита на "ИжАвто" как раз является изучение ситуации и выработка решений, необходимых для скорейшего возобновления полномасштабного производства.

"Мина" от Минпромторга

Однако решение о возвращении Kia в Ижевск до сих пор не принято - договориться Hyundai-Kia с "ИжАвто" могут помешать новые правила промсборки автомобилей. К тому же первоначальные совместные планы российского автопроизводителя и южнокорейского концерна критикует Минпромторг.

В министерстве считают, что, "согласно представленному бизнес-плану проект является убыточным и основным мотивом его реализации является производство в режиме DKD (крупноузловой – ИФ) сборки". "По мнению Минпромторга России, концерн Hyundai-Kia нацелен на получение краткосрочной выгоды, связанной с уходом от уплаты пошлин", - говорится в письме замминистра промышленности РФ Андрея Дементьева в адрес президента Удмуртии, копия которого есть в распоряжении Interfax-Russia.ru.

Дементьев, ссылаясь на нормативные документы, обращает внимание на то, что максимально возможный срок производства методом "крупноузловой сборки" для действующих предприятий составляет 18 месяцев. "В этой связи 30-месячный срок производства методом "крупноузловой сборки", обозначенный в проекте соглашения ООО "Объединенная автомобильная группа" с Минэкономразвития России, не может быть поддержан Минпромторгом России", - говорится в письме.

Концепция позиционирования южнокорейского концерна на российском рынке вызывает "особую озабоченность" ведомства с точки зрения "Стратегии развития автомобильной промышленности РФ до 2020 года". Министерство обращает внимание на то, что согласно стратегии, сегменты легковых автомобилей и легких коммерческих грузовиков будут развиваться на основе партнерства с иностранными концернами. Для достижения взаимовыгодного сотрудничества ОАГ и Hyundai, по мнению Минпромторга, "вполне возможно создание консорциума в составе Hyundai – "Объединенная автомобильная группа", при котором будут реализованы как задачи модернизации бывшего к тому момента "ИжАвто", так и выход под единым началом на ожидаемые параметры локализации".

О том, что Минпромторг готов обсуждать с "ИжАвто" новый режим промышленной сборки автомобилей в случае создания альянса и предоставления уточненного бизнес-плана, 20 октября подтвердил и глава ведомства Виктор Христенко. "ИжАвто" (…) относится к той категории активов, которые не имеют своего продукта. И такого типа активы обречены на то, чтобы выжить только в альянсе", - сказал он, отметив, что у компании нет другого варианта.

По мнению Минпромторга, партнером Ижевского автозавода должен выступить концерн, имеющий долгосрочную промышленную стратегию в России. "Пока уточненного бизнес-плана по "ИжАвто" мы не видели", - добавил Христенко.

Обязательства ведут к отказу

Вместе с тем и планы южнокорейского концерна в отношении Ижевского автозавода могут поменяться из-за планируемого ужесточения требований по объему выпуска автомобилей. Новые требования по мощностям, согласно планам Минпромторга, должны составлять от 300 тыс. автомобилей в год вместо 25 тыс. в настоящее время, инвестиции в новые заводы - от $750 млн, а в модернизацию - от $500 млн. По новому режиму промсборки, предлагаемому министерством, также планируется, что 60% от добавленной стоимости автомобиля будет производиться в России, тогда как ранее по режиму промсборки компании обязаны были довести локализацию производства до 30%.

Рост производства министерство предлагает осуществлять в обмен на беспошлинный ввоз компонентов в течение 8 лет. По мнению глава Минпромторга Виктора Христенко, это позволит автопроизводителям, желающим развивать производство в РФ в рамках второго этапа промсборки, сконцентрироваться на массовом производстве автомобилей на общих платформах и, в то же время, выпускать широкий модельный ряд.

При этом Минпромторг готов оставить технологические решения по производству за автопроизводителями, если они достигнут определенной степени локализации (адаптации к местным условиям - ИФ). "Мы считаем возможным поддержать тех игроков, которые готовы рассматривать Россию как интегральную часть мирового автомобильного рынка", - заявил Христенко 21 сентября на совещании в Санкт-Петербурге.

О том, что зарубежные автопроизводители должны предметно подумать над наращиванием объемов выпуска автомобилей в РФ, на том же совещании заявил и премьер-министр Владимир Путин. "Считаю, что режим промсборки мог бы активнее применяться для организации производства так называемого "второго уровня" - двигателей, коробок передач, других компонентов автомобиля", - сказал премьер.

В качестве примера подобных крупных производств в РФ Путин привел "АвтоВАЗ", который может выпускать до 700 тыс. автомобилей в год и планирует сформировать альянс с Renault-Nissan, а также партнерство Sollers c Fiat, объем производства которого - до 500 тыс. автомобилей в год, и в котором могут быть использованы преимущества режима промсборки.

Между тем ужесточение требований по объему выпуска не устраивает партнерство Hyundai-Kia, несмотря на то, что концерн планировал собирать на "ИжАвто" именно тот объем автомобилей, которые Минпромторг считает порогом для второго этапа промсборки. "Намерения - это хорошая вещь, но когда намерения превращаются в обязательства, это порождает риски, и в этом плане Hyundai-Kia говорят, что скорей откажутся от производства, чем пойдут на эти риски", - заявил генеральный директор "Объединенной автомобильной группы" Игорь Кульган.

О том, что "основные трудности в переговорах со стратегическими партнерами заключаются в новых условиях промышленной сборки, которые скоро могут вступить в силу и которые министерство промышленности РФ практически навязывает Ижевскому автозаводу", говорили и участники прошедшего 27 сентября на "ИжАто" расширенного совещания, посвященного перспективам развития предприятия в 2010-2011 годах. "Предлагаемые изменения не позволяют "ИжАвто" работать на автомобильном рынке на равных конкурентных условиях с другими автопроизводителями", - говорится в сообщении на официальном сайте предприятия.

Найти "золотую середину"

Эксперты соглашаются, что предложения Минпромторга могут серьезно повлиять на планы автозавода. "ИжАвто" только-только восстановил работу после банкротства. Партнерство с Hyundai-Kia безусловно является положительным фактором. Но так уж неудачно совпало по времени, что правительство решило очень сильно ужесточить правила промсборки", - говорит аналитик "Инвесткафе" Максим Лобада.

По его мнению, если предыдущий регламент давал возможность автокомпаниям улучшить свое положение, то новый вариант от Минпромторга может сделать невыгодным дальнейшее продолжение сотрудничества некоторых компаний и иностранных автоконцернов. "К сожалению, "ИжАвто" не успел в полной мере воспользоваться льготами. Если в Hyundai-KIA примут решение не продолжать сотрудничество с ИжАвто и уйдут с рынка, то найти нового партнера в текущей ситуации будет очень трудно", - считает собеседник Interfax-Russia.ru.

В свою очередь директор аналитического агентства "Автостат" Сергей Целиков считает, что сейчас главное для возобновления деятельности "ИжАвто" - грамотно построить работу с "АвтоВАЗом". "В долгосрочном плане для Ижевского автозавода нет смысла концентрироваться только на Hyundai-Kia. Сборочную линию можно переналадить на выпуск других марок, затратив средства лишь на небольшую модернизацию. Конечно, было бы логично продолжать сотрудничество с корейским производителем, но если возникнут препятствия, но надо искать новых партнеров", - пояснил Interfax-Russia.ru свою точку зрения эксперт.

О том, что современный сборочный конвейер в Ижевске привлекателен для многих иностранных производителей, говорит и начальник отдела аналитики агентства "Автостат" Андрей Топтун. По его словам, проектная мощность Ижевского автозавода в 150 тыс. машин обеспечивается при работе в 3 смены. При этом, обращает внимание эксперт, у "ИжАвто" есть еще одна сборочная нитка, оставшаяся с прежних времен, мощностью 220 тыс. штук.

Таким образом, резюмирует Топтун, совокупная мощность может отвечать новым требованиям о промсборке в 300 тыс. штук. Однако, по его словам, эта нитка уже задействуется "АвтоВАЗом" под сборку "классики". "В этой ситуации может помочь только вариант, когда требование о 300 тыс. штук будет относиться к автомобилям концерна, выпускаемым на территории России, а не к конкретному предприятию. Тогда мощности по выпуску автомобилей Hyundai-Kia можно было бы суммировать: "ИжАвто", "Автотор", завод Hyundai в Санкт-Петербурге и ТагАЗ", - считает собеседник Interfax-Russia.ru.

Вместе с тем эксперты сходятся во мнении, что более предметно говорить о судьбе "ИжАвто" можно будет лишь после определения основных положений в новом соглашении по промсборке. А в том, что новые условия будут обязательно, они не сомневаются.

Согласно прогнозам, автомобилестроение в России будет расти опережающими темпами, начиная со следующего года. По мнению аналитика "Инвесткафе" Максима Лобады, в правительстве хотят максимально эффективно использовать сложившуюся ситуацию и привлечь рекордные инвестиции. "К сожалению, избранный для этого метод в большей степени является директивным, нежели рыночным. Учитывая перспективы вступления России в ВТО и эффекты от такого изменения во внешней торговле, государство выступает в роли защитника, стимулируя иностранных производителей в короткие сроки резко расширить производство", - говорит эксперт.

Иными словами, поясняет собеседник Interfax-Russia.ru, новые правила обоснованы, но Минпромторгу следует быть более гибким в вопросе количественных параметров новых правил. По его мнению, если министерство будет настаивать на столь жестких изменениях, то некоторые иностранные партнеры могут отвернуться от российского рынка. А это даст эффект, диаметрально противоположный ожидаемому.

Обозреватель Анастасия Николаева

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще