Interfax-Russia.ru – Нижегородца, убившего мать, жену и шестерых маленьких детей, приговорили к пожизненному заключению в колонии особого режима.
Расследование уголовного дела в отношении Олега Белова, обвиняемого в убийстве своей матери, жены и шестерых малолетних детей, было направлено в суд в конце ноября 2015 года.
"Следствием собраны достаточные доказательства, в связи с чем уголовное дело с утвержденным обвинительным заключением направлено в Нижегородский областной суд для рассмотрения по существу", - сообщил "Интерфаксу" официальный представитель СКР Владимир Маркин.
По версии следствия, с 2010 по 2015 годы в ходе ссор с супругой Белов систематически угрожал ей применением насилия и применял насилие к ней, а также к их малолетним детям, в связи с чем супруга неоднократно обращалась в полицию с заявлениями о привлечении мужа к уголовной ответственности. Кроме того, об этих фактах она сообщила в исковом заявлении о расторжении брака и лишении его родительских прав, поданном в суд 15 июня 2015 года.
"Как полагает следствие, осознавая свою безнаказанность и бессилие супруги, Белов продолжал учинять скандалы и ссоры, угрожая применением насилия, а 26 июля 2015 года в 7:13 с помощью ножа, ранее подаренного ему самой же супругой, совершил ее убийство, а затем убийство своих шестерых малолетних детей. Затем Белов принял меры к сокрытию следов преступления, расчленив тела на множество фрагментов, и сложив их в полимерные пакеты для дальнейшего захоронения в земле", - рассказал официальный представитель СКР.
По его словам, после этого 3 августа Белов поехал на электричке в город Гороховец Владимирской области и убил собственную мать, полагая, что она может помочь его разоблачению.
На следующий день сотрудники полиции обнаружили Белова на принадлежавшем его супруге садовом участке в городе Коврове Владимирской области. На требование сдаться Белов взял в руки нож и стал угрожать убийством. "Пресекая его противоправные действия, сотрудник полиции применил табельное оружие, после чего Белов был госпитализирован", - отметил официальный представитель СКР.
Согласно выводам судебно-психиатрической экспертизы Белов страдает психическим расстройством, не исключающим вменяемости, в связи с этим он подлежит уголовной ответственности.
К рассмотрению уголовного дела Нижегородский областной суд приступил 16 декабря 2015 года. Дело рассматривалось судьей единолично.
На первом судебном заседании Белов заявил, что признает свою вину. "С мотивами (преступления, изложенными в обвинительном заключении - ИФ) не согласен, а так со всем согласен", - сказал подсудимый, расплакавшись во время оглашения обвинительного заключения.
Белов попросил вызвать в суд девять свидетелей защиты, которые смогли бы охарактеризовать его с положительной стороны. Также подсудимый ходатайствовал о проведении закрытого судебного разбирательства, обосновав это тем, что "слишком много сообщений в СМИ, распространения клеветы, не имеющей отношения к реальности", однако суд определил, что заседания будут открытыми.
На допросе Белов заявил, что убил супругу в ходе ссоры, которая возникла на почве того, что женщина, по его мнению, неправильно постригла сына. "В ходе ссоры я два раза легко ударил ее по лицу, она побежала к соседям, но я взял ее за руку и вернул в квартиру. Она намеревалась позвонить в полицию, и тогда я понял, что если она это сделает, то полицейские заберут детей. Тогда мною овладел гнев, и я решил убить ее и детей", - сказал мужчина.
Подсудимый признался, что и раньше задумывался об убийстве членов семьи, так как не мог допустить развода с супругой. Также он боялся, что детей могут забрать государственные органы.
По словам Белова, его жена писала в полицию фиктивные заявления об угрозах со стороны супруга, чтобы появилось как можно больше оснований для развода, поскольку его жена считала, что в случае развода экс-супруги получили бы большую жилплощадь, которую могли дать только двум отдельным семьям.
Отвечая на вопрос судьи о мотивах убийства собственной матери, Белов ответил, что "убил ее из сострадания", потому что она бы не пережила случившегося.
Между тем, спустя несколько месяцев Белов стал отрицать свою вину в совершенном преступлении. "Физической угрозой смерти меня принудили дать показания. Я не убивал свою жену, мать и детей", - заявил он в мае в ходе судебных прений, отметив, что в ходе следствия говорил то, что ему велели сказать.
За время процесса Белов также заявлял ходатайство об отводе своего защитника: "Она (адвокат по назначению - ИФ) отстаивает не мои интересы, а интересы обвинения. Таким образом, она оказывала на меня давление". Он также ходатайствовал о том, чтобы его перевели из одиночной камеры в СИЗО в двухместную и о назначении ему повторной психолого-психиатрической экспертизы в институте им. академика В.М.Бехтерева в Казани.
Впрочем, судья отказал как в отводе адвоката, так и в переводе в другую камеру и в повторной экспертизе. "Гособвинение считает, что подсудимый просто пытается затянуть процесс, чтобы избежать наказания", - предположил судья.
Что касается убийства семьи, то, по словам подсудимого, у его жены могли быть недоброжелатели, так как ранее она обращалась в прокуратуру с жалобами на местных чиновников.
В числе подозреваемых Белов также называл соседей и родственников. "Мог сосед со своими друзьями. Он завидовал нам, у нас много детишек, а у него один. К тому же, они хотели дружить, а мы им отказали", - предположил подсудимый. Кроме того, по словам Белова, у него был конфликт с еще одними соседями.
Представитель гособвинения в ходе прений просил назначить Белову, обвиняемому в убийстве восьми человек, наказание в виде пожизненного лишения свободы в колонии особого режима.
В свою очередь представители защиты просили оправдать Белова. "Исходя из заявленной позиции Белова, что его признательные показания получены с помощью насилия, прошу признать показания недопустимым доказательством и оправдать Белова за отсутствием состава преступления", - заявляла адвокат Марианна Волкова.
Со своей стороны адвокат Михаил Козлов отмечал, что мотивов для убийства жены, матери и детей у подсудимого не было. Защитник также указывал, что в ходе расследования дела не были отработаны все возможные версии. "По словам Белова, у его жены было много недоброжелателей, но эта версия даже не проверялась", - напомнил Козлов и добавил, что также просит оправдать подсудимого по обеим статьям.
В частности, Козлов сослался на итоги ситуационной экспертизы на месте задержания Белова в городе Ковров, целью которой было установление обстоятельств получения обвиняемым огнестрельного ранения. "Заключение ситуационной экспертизы не может служить доказательством для вынесения приговора. Наличие оружия не подразумевает применение человеком насилия. По статье "угроза применения насилия в отношении представителя власти" прошу моего подзащитного также оправдать", - сказал адвокат.
29 июня Нижегородский областной суд вынес Белову обвинительный приговор. "Суд назначает ему наказание в виде пожизненного лишения свободы в колонии особого режима", - сказал судья Дмитрий Ходак.
Суд также постановил назначить Белову принудительное амбулаторное лечение, лечение по месту отбывания наказания и взыскать с него 5 млн рублей в счет уплаты компенсации морального вреда матери жены и бабушки детей, признанной потерпевшей.
Обозреватель Анастасия Николаева
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook