Поволжье / Точка зрения 4 апреля 2013 г. 17:15

Предел жестокости

Interfax-Russia.ru – Приемные дети из РФ, усыновленные супругами Декерт из США, рассказали о жестокости приемных родителей. Усыновители отрицают обвинения и считают себя пострадавшими.

Робкие попытки перезагрузить отношения РФ и США провалились после принятия американских "черных списков" и российского закона "Димы Яковлева" более известного как "антимагнитский" закон. Возобновление обоюдных нападок в итоге мало отразилось на политике, зато "ударило" по ювенальным отношениям двух стран, потому что российские политики запретили гражданам США усыновлять сирот из РФ. Тогда же появились попытки развенчать миф о том, что иностранцы вообще и американцы в частности усыновляют российских детей активнее, чем соотечественники. Например, выяснилось, что в 2011 году за рубеж уехали 3 тыс. 400 детей, а в российских семьях оказалось больше 7 тыс. 400 детдомовцев. К тому же, россияне чаще усыновляют взрослых детей и инвалидов, а иностранцы обычно останавливают свой выбор на детях не старше 7 лет.

На имидже приемных родителей из США также сказались многочисленные истории об "особенностях" заокеанской жизни и воспитания. Так, американка Джессика Бигли наказывала приемного сына Даниила Бухарова, обливая его холодной водой, и полоскала ему рот острым соусом. А приемные родители Александра Абносова заставили подростка устроиться на работу и забирали себе все заработанные деньги.

Известно также, что как минимум 20 усыновленных детей из России по тем или иным причинам погибли в американских семьях. Хотя, по мнению российских чиновников, этот список может быть неполным. В том числе, и поэтому за судьбой детей, усыновленных американскими парами в РФ, российские чиновники пытаются следить как можно тщательнее.

В апреле 2013 года стало известно, что с тремя детьми, усыновленными в 2003 году в детском доме Краснокамска (Пермский край), жестоко обращались в приемной семье. По данным уполномоченного по правам детей РФ Павла Астахова, речь идет о троих сиротах – Алексее (18 лет), Анастасии (17 лет) и Светлане (15 лет) Климовых, усыновленных супругами Пенни и Майклом Декерт. Семья живет в городе Силсби (Техас), и местная полиция наслышана о происходящем в ней.

Омбудсмен, ссылаясь на слова детского психотерапевта и соцработника из Силсби Дианы Блэк, рассказал, что приемные дети "подвергались систематическим издевательствам и побоям, особенно доставалось старшему - Алексею, который в Америке стал именоваться Закари".

"Он постоянно сбегал из дома приемных родителей, и, наконец, прошлым летом окончательно исчез и сейчас официально находится в розыске. Однако несколько месяцев назад он позвонил Диане Блэк, что свидетельствует о том, что он хотя бы жив", – отмечает пресс-служба уполномоченного.

Тем не менее, полиция так и не смогла доказать, что усыновители жестоко обращались с детьми, поэтому после завершения расследования детей из раза в раз возвращали к Декертам. Однако 8 марта средняя дочь Анастасия, получившая в США имя Келли, обратилась в посольство РФ за защитой. Она пожаловалась работникам диппредставительства на сексуальные домогательства одного из родителей, и в конце марта сестер передали под временную опеку служб соцзащиты соседнего округа.

Расследованием дела занялась местная полиция. Кроме того, свое расследование начал Следственный комитет РФ. А первое судебное слушанье в США назначено на 16 апреля.

"Как следует из имеющейся в распоряжении российских следователей информации, Алексей Климов (Заккари Декерт) подвергался неоднократным истязаниям и жестокому обращению со стороны приемной матери Пенни Декерт", – сообщил "Интерфаксу" официальный представитель СКР Владимир Маркин.

Делом заинтересовалась и прокуратура Пермского края, представители которой уже выяснили, что детей усыновили законно: их мать была лишена родительских прав, личность отца установить невозможно, а ближайшие родственники отказались от опекунства.

Как пояснил агентству "Интерфакс-Поволжье" уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае Павел Миков, первые три года (как того требует российское законодательство) американские власти присылали отчеты о жизни детей, и никаких нарушений выявлено не было. Кроме того, у супругов уже был опыт воспитания детей – Пени Декерт рассказала журналистам FoxNews, что они с мужем вырастили четверых родных детей и десятерых приемных девочек.

Увидев в детдоме Алексея, Анастасию и Светлану, супруги захотели "вызволить российских детей из грязного детского дома и дать им лучшую жизнь". Женщина также рассказала, что на протяжении 10 лет они несколько раз вывозили детей на каникулы, а недавно построили для них летний бассейн.

Несмотря на это, полиция следила за происходящим в семье. Приемная мать связывает это с поведением самих детей, которых она считает "очень мстительными".

"Они не любят школу, там все время были какие-то неприятности. И каждый раз, когда что-то происходило, они обвиняли нас в разных вещах, – рассказала женщина русской службе радиостанции "Голос Америки". – Никто никого не бьет. Все обвинения, которые нам предъявляли раньше, оказывались несостоятельными. Органы опеки у нас в доме уже 10 лет, и каждый раз все обвинения были несостоятельными".

Она также отметила, что на поведение детей жаловались и учителя – они звонили по "15-20 раз в год и говорили, что дети прогуливают и плохо себя ведут".

Кроме того, приемная мать заявила, что нечто подобное происходит на протяжении семи лет, и одними жалобами в полицию дети не ограничивались.

"Дети уже на протяжении семи лет устраивают нам сцены. Они делали кресты с нашими именами и поджигали их во дворе. Они угрожали нам: говорили, что убьют, мы запирались от страха в своей спальне", – рассказала приемная мать.

Кроме того, соцработник Диана Блэк, слова которой приведены в сообщении детского омбудсмена, знакома с детьми с 2008 года. Тогда она впервые заподозрила, что усыновители жестоко обращаются с детьми, и обратилась в полицию. Годом позже женщина без разрешения приемных родителей забрала старшего ребенка (Алексея) на встречу с социальными работниками (из-за этого провела некоторое время в тюрьме), но не смогла доказать факт жестокого обращения Декертов с детьми.

По словам Пенни Декерт, женщина хотела основать детский приют "Дом Рузвельта", и на одной из встреч "сказала детям, что они могут жить у нее в доме, что там нет взрослых и нет никаких правил".

"Дети не любили правила, даже в школе. Единственное, что мы сделали, это по совету органов опеки, лишили их всей электроники", – сообщила Пенни, подчеркнув, что на данный момент подозрения в сексуальном насилии с ее мужа уже сняты.

Для супругов Декерт произошедшее стало "последней каплей", и спустя 10 лет после усыновления они решили отказаться от приемных детей. Как пояснила журналистам приемная мать, им надоели ложные обвинения в жестокости и чрезмерное внимание прессы.

Учитывая серьезность обвинений, в России надеются вернуть сирот на родину. Тем не менее, детский омбудсмен Павел Астахов сомневается, что их "дадут увезти в Россию", потому что эта история выставляет США в невыгодном свете.

С другой стороны, по мнению уполномоченного по правам ребенка в Пермском крае Павла Микова, дети могут вернуться на родину, если Пермский краевой суд отменит решение об их усыновлении. Не ясно только, кто станет стороной обвинения в этом деле, и как долго продлится подобный процесс.

Обозреватель Татьяна Кочеткова