Interfax-Russia.ru – Верховный суд России подтвердил неправомерность присяги президента Татарстана.
На несоответствие законодательству республиканского закона о вступлении в должность президента Татарстана и в том числе целого ряда положений присяги главы региона обратила внимание прокуратура республики.
Закон "О вступлении в должность президента Республики Татарстан" был принят 4 июля 1991 года. По этому закону давал клятву первый президент республики Минтимер Шаймиев. Правда, перед инаугурацией нового президента - Рустама Минниханова – текст присяги немного подкорректировали. Изменения в текст торжественной присяги президента, которая произносится на церемонии вступления в должность, Шаймиев утвердил буквально за неделю до сложения своих полномочий.
В частности, в старой присяге не упоминалась Российская Федерация. Этот пробел исправлен - текст увеличен на восемь слов, и в новой редакции звучал так: "Торжественно клянусь верно служить народу Республики Татарстан, обеспечивать права и свободы граждан, государственный суверенитет РТ, соблюдать Конституцию Российской Федерации, Конституцию Республики Татарстан и законы РТ, добросовестно выполнять возложенные на меня высокие обязанности президента Республики Татарстан".
Тем не менее, в прокуратуре посчитали, что новая редакция присяги, а вместе с ней и отдельные положения закона "О вступлении в должность президента Республики Татарстан" по-прежнему противоречат современному законодательству страны и оспорили их в суде.
В частности, прокурор республики обратил внимание на то, что в тексте клятвы, которую президент Татарстана приносит перед местным парламентом, вступая в должность, глава республики клянется "верно служить народу Татарстана", а совсем не народу Российской Федерации, обеспечивать "права и свободы граждан, государственный суверенитет республики Татарстан", а не права российских граждан и не суверенитет РФ. Кроме того, по мнению прокуратуры, в присяге идет речь лишь о соблюдении Конституции РФ, тогда как высшее должностное лицо субъекта РФ обязано соблюдать и федеральное законодательство, а также исполнять указы президента России и постановления правительства РФ.
Также, по мнению прокуратуры, из рассматриваемого закона следовало устранить и такие устаревшие требования, как снятие с себя новым президентом полномочий "народного депутата Республики Татарстан", поскольку сейчас такой должности не существует, и упоминание о "вновь избранном" президенте, и ряд других положений.
"Оспоренные прокуратурой республики положения закона "О вступлении в должность президента Республики Татарстан" юридически устарели и, справедливости ради надо отметить, в правоприменительной деятельности уже не применялись. Тем не менее, любой закон должен быть безупречен и отвечать реалиям жизни", - говорится в сообщении прокуратуры.
Верховный суд Татарстана, куда обратилась прокуратура республики, согласился с большинством представленных доводов и 3 марта частично удовлетворил иск надзорного органа. Однако с решением республиканского суда не согласились ни в прокуратуре, ни в парламенте Татарстана, оспорив его в Верховном суде России.
27 апреля судебная коллегия по административным делам суда высшей инстанции не нашла оснований к отмене решения республиканского суда, который признал недействующими ряд положений республиканского закона "О вступлении в должность президента Республики Татарстан". При этом кассационную жалобу Госсовета и представление прокуратуры Татарстана коллегия оставила без удовлетворения.
В том числе Верховный суд РФ согласился с тем, что положение о "суверенитете Татарстана" противоречит действующему федеральному законодательству, а также решениям Конституционного суда по аналогичным делам. "Суверенитет РФ, в силу Конституции РФ, исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственно власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, то есть не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов РФ", - говорится в решении ВС РФ.
Таким образом, подчеркивается в решении, "республики как субъекты РФ не имеют статуса суверенного государства и решить этот вопрос иначе в своих конституциях они не могут, а поэтому не вправе наделить себя свойствами суверенного государства, - даже при условии, что их суверенитет признавался бы ограниченным".
Верховный суд РФ также согласился с тем, что отсутствие в клятве президента Татарстана указания на соблюдение им в период полномочий высшего должностного лица республики федерального законодательства позволяет считать, что ничего кроме Конституции РФ и Татарстана, а также законов республики, президент Татарстана соблюдать не обязан.
Также суд признал обоснованными нарекания к таким формулировкам закона, как "народный депутат" и "избранный президент республики".
Как пояснил агентству "Интерфакс-Поволжье" заместитель начальника правового управления республиканского парламента Марат Сунгатуллин, в последнем случае имеется в виду, что ныне федеральное законодательство не предусматривает процедуру избрания главы региона, поскольку установлено наделение гражданина РФ полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ по представлению президента РФ парламентом региона.
По его словам, решение Верховного суда РФ вступит в силу после опубликования в соответствующих СМИ. "Это уже окончательное решение. Далее, по сути, в соответствии с решением ВС РФ, в закон "О вступлении в должность президента Республики Татарстан" нужно будет вносить изменения, но это уже вопрос к законодателям. В какие сроки это будет сделано, ответить затруднюсь", - сказал собеседник агентства.
При этом, добавил он, сложнее с понятием "суверенитет", который прописан в нескольких статьях Конституции Татарстана. "Если в ряде статей изменения может вносить законодатель, то в ст. 1 Основного закона республики - только путем референдума", - пояснил Сунгатуллин.
В ст. 1, в частности, говорится, что суверенитет Татарстана выражается в обладании всей полнотой государственной власти вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения России и Татарстана и является неотъемлемым качественным состоянием республики.
Вместе с тем эксперты считают, что решение Верховного суда России не будет иметь серьезных последствий для главы республики. Так, в частности, считает заведующий кафедрой социальной и политической конфликтологии Казанского государственного технологического университета, председатель совета директоров Центра аналитических исследований и разработок Александр Салагаев.
По его словам, закон обратную силу не имеет, но изменения в тексте присяги возможны: "Минниханов принял присягу и приступил к своим обязанностям. Закон обратную силу не имеет. Но, вполне возможно, что перед следующей присягой в ее текст внесут некоторые изменения. Конституцию ведь изменили, надо тоже сделать и с присягой".
При этом он обратил внимание на то, что "раньше никто не видел в тексте присяги Минниханова никаких противоречий, а тут ситуация получила развитие".
Вполне возможно, предполагает эксперт, у этого могут быть дальнейшие последствия: "Например, если иски в Верховный суд России будут поступать и дальше, то вполне вероятно, что все законы и распоряжения, подписанные Миннихановым после вступления в должность президента республики, будут аннулированы".
Обозреватель Анастасия Николаева