Поволжье / Точка зрения 21 марта 2011 г. 17:30

Пробка длиною в 300 км

Interfax-Russia.ru – Тысячи машин на двое суток застряли в гигантской пробке, растянувшейся на четыре поволжских региона - от Самарской области до Башкирии.

К гигантской пробке на федеральной трассе М5 "Урал" привело резкое ухудшение погоды в ряде регионов Поволжья.

Эпицентром образовавшегося автомобильного затора стала Оренбургская область. Здесь из-за гололеда, снегопадов, метели, а также особенностей рельефа – подъем в 30 градусов – на участке трассы, проходящем по Северному району области, возникли серьезные проблемы с движением грузовой техники.

По данным регионального МЧС, первое сообщение о затруднениях в движении транспорта в сторону Татарстана поступило в единую дежурно-диспетчерскую службу Северного района в 8 утра 18 марта.

На место автомобильной пробки направили тяжелую технику для расчистки трассы. Пока техника очищала трассу, и дорога была закрыта, грузовые автофургоны скопились в районе трех придорожных кафе и АЗС, расположенных около 1244 км трассы.

Продолжившийся снегопад ежечасно ухудшал ситуацию – к вечеру 18 марта Росавтодор сообщил о проблемах уже на четырех участках трассы М5 в Оренбургской области. А 19 марта движение транспорта по автомагистрали остановилось в Самарской области, Татарстане и Башкирии.

Так, по данным МЧС Самарской области, к трем часам дня 20 марта на выезде из региона и в местах отстоя в Камышлинском районе (1180-1190 км федеральной трассы) скопилось до 250 автомобилей. Между тем, правительство Самарской области оперировало совсем другими цифрами. По данным облправительства, к 11 утра 20 марта на территории Самарской области на трассе М5 и в местах отстоя скопилось более 1 тыс. большегрузных автомобилей.

Правительство региона создало специальный оперативный штаб. Руководителям районов, областных служб дали указание принять все меры для скорейшей нормализации дорожной ситуации, обеспечить всем необходимым водителей, оказавшихся в снежной ловушке. Уже вскоре в местах отстоя и вдоль трассы М5 был организован подвоз воды, питания для водителей, водителей также обеспечили необходим количеством топлива.

В свою очередь управление ГИБДД рекомендовало водителям временно воздержаться от поездок в Оренбургскую область и Татарстан.

Тем временем ГУ МЧС по Татарстану сообщило, что в республике в автомобильной пробке стоят более 300 машин, в основном дальнобойных большегрузных фур. Вместе с тем, легковому транспорту и автобусам удавалось проскочить проблемные участки.

Как рассказали агентству "Интерфакс-Поволжье" в пресс-службе регионального МЧС, к трем часам 20 марта непрерывная 10-километровая колонна машин растянулась уже по территории Башкирии и Оренбургской области. Центр управления в кризисных ситуациях ГУ МЧСМ РФ по Татарстану принял решение часть транспорта направить по объездной дороге через город Бавлы. "В настоящее время таким образом пропущено уже более 130 машин. При этом дорожное полотно трассы М5 в районе Татарстана и автодороге через Бавлы чистое, снежных заносов нет. Помех для движения легкового транспорта нет", - сказал представитель пресс-службы.

Для расчистки дороги от снега, оказания помощи застрявшим автомобилям, обеспечения водителей и пассажиров горячим питанием, питьевой водой и дозаправки автомобилей топливом были брошены все силы и средства Бугульминского и Бавлинского муниципальных звеньев территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В Росавтодоре 19 марта также появился оперативный штаб, который направил для расчистки М5 от снега дополнительные единицы техники.

Вместе с тем, по данным ведомства, работы очистке от снега федеральной трассы осложнялись тем, что многие большегрузные автомобили ехали на "лысой" или летней резине. Поэтому они были вынуждены пережидать стихию на обочине и частично на проезжей части, что сильно осложняло снегоуборочной техники.

На затяжных подъемах и спусках дорожники были вынуждены вытягивать большегрузные автомобили, не имеющие следов протекторов на автомобильных покрышках. Кроме того, отмечает ведомство, многие большегрузные автомобили производства США не выдерживали русской непогоды и ломались.

Всего, по данным Росавтодора, проблемы в движении автотранспорта были зафиксированы более чем на 300 км федеральной трассы – с 1194 по 1548 км. Для оказания помощи водителям, оказавшимся на этом участке трассы, управление автомобильной магистрали Самара – Уфа – Челябинск (автотрасса М5 "Урал") открыло "горячую" телефонную линию.

Вечером 20 марта оперативный штаб Росавтодора по ликвидации последствий снежных заносов сообщил о восстановлении движения по проблемному участку трассы М5. Всего для борьбы с последствиями снежной стихии привлекалось до 35 единиц техники и 120 человек ежесуточно, было израсходовано более 500 тонн песка и реагентов.

Вместе с тем, по данным ведомства, на отдельных участках, в связи с продолжением расчистки снежных завалов и очистке дороги от льда, потоки автотранспорта двигались в реверсивном режиме.

Как сообщили "Интерфаксу" в отделе информации ГУ МЧС по Самарской области, полностью движение автотранспорта на трассе М5 между Самарской и Оренбургской областями удалось восстановить 21 марта. "Движение в ограниченном режиме было возобновлено еще вчера вечером. Дорога в сторону поселка Северный была абсолютно свободная. Мы проехали вечером до самой границы областей и убедились, что возможность для движения есть. Сегодня можно говорить уже о том, что движение на данном участке дороги полностью восстановлено", - сказал представитель МЧС. По его данным, водители, которые решили остаться на стоянках до утра, сейчас постепенно разъезжаются.

ГУ МЧС РФ по Татарстану также сообщило о восстановлении движения в районе Бугульминского и Бавлинского районов. Информацию подтвердили и в региональном министерстве транспорта и дорожного хозяйства. "По данным на 9:00 мск пробка рассосалась, движение восстановлено", - рассказал агентству пресс-секретарь министерства Кирилл Шевчук, добавив, что М5 "полностью находится в уфимском (Башкирия) подчинении".

Со своей стороны Росавтодор поблагодарил водителей автотранспорта "за проявленные терпение и выдержку", но обратил внимание на то, что к поездкам в условиях снежной стихии и отсутствия видимости надо подходить очень взвешенно, и, возможно, вообще отказываться от них. "Непогоду следует пережидать в населенных пунктах, оборудованных стоянках, вблизи объектов придорожного сервиса", - напоминает ведомство.

Росавтодор также высказывается за введение обязательного использования зимней резины с ноября по март. Как показала ситуация, автомобили на летней резине способны стать серьезной угрозой безопасности дорожного движения.

Обозреватель Анастасия Николаева