Поволжье / Точка зрения 21 декабря 2009 г. 19:26

Прокуратура VS пермских властей

Interfax-Russia.ru – Генпрокуратура считает, что власти Пермского края недооценили важность соблюдения правил пожарной безопасности. Региональные власти с выводами прокуратуры не согласны.

После пожара в клубе "Хромая лошадь" специальная комиссия из представителей Генпрокуратуры РФ, сотрудников МЧС и Роспотребнадзора проверила как предпринимателей, так контрольные и надзорные органы, органы госвласти и местного самоуправления Пермского края.

Итоги проверки весьма неутешительные - в крае выявлено 2 тыс. 302 нарушения федерального законодательства. Оказалось, что в регионе проблемы не только с пожарной безопасностью, но здесь также не соблюдаются многие требования федерального законодательства.

В частности, комиссия обратила внимание на недостаточное финансирование мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Так, согласно сообщению на сайте Генпрокуратуры, с 2004 года в Пермском крае произошло около 23 тыс. пожаров, в результате которых погибло свыше 2,2 тыс. человек. Огонь причинил ущерб более чем на 410 млн рублей.

Между тем, власти Пермского края, ссылаясь на дефицит бюджета, так и не приняли, а соответственно и не профинансировали региональную программу пожарной безопасности. Одновременно с этим в 2009 году финансирование пожарной безопасности из краевого бюджета края было уменьшено в три раза.

В свою очередь прокуратура Пермского края обращает внимание на то, что на 988 территориях края (более четверти от их общего числа), где проживает около 270 тыс. человек, расчетное время прибытия пожарных подразделений не соответствует нормативу. Точнее, эти самые пожарные подразделения должны прибывать к месту пожара через 10 минут после вызова, а прибывают значительно позже. При этом, по данным краевой прокуратуры, региональные власти не строят пожарные депо и не создают на их базе пожарные подразделения.

Кроме того, сообщает сайт прокуратуры Пермского края, региональные власти не выделяют всех необходимых средств на выполнение предписаний Госпожнадзора, требующего устранить нарушения правил пожарной безопасности в учреждениях здравоохранения, образования и социального обслуживания. Как уточняет прокуратура, в настоящее время предписания Госпожнадзора не исполнены в 22 учреждениях. Причем свое бездействие администрация края традиционно списывает на недостаток средств.

Вместе с тем, по данным Генпрокуратуры, в 2009 году краевые власти выплатили необоснованные премии высокопоставленным сотрудникам администрации губернатора, а также потратились на дорогостоящие ремонты и обеспечили первых лиц края дорогими служебными иномарками.

Так, в частности, по результатам работы за 2008 год заместитель руководителя администрации губернатора края Игорь Быков получил премию в размере около 200 тыс. рублей (1316% оклада), замглавы администрации Фердус Алиев - около 300 тыс. рублей (2621% оклада).

Есть претензии у Генпрокуратуры и к организации питания участников мероприятий, проводимых аппаратом правительства Пермского края - рестораны только уровня "люкс" и "высший", обслуживание на уровне "бизнес" или "премиум" класса, меню элитных напитков. "В феврале 2009 года было проведено семь открытых аукционов в электронной форме на предоставление таких услуг на общую сумму почти 3,5 млн рублей", - рассказала "Интерфаксу" официальный представитель Генпрокуратуры Марина Гриднева.

Кроме того, по ее словам, в Малом и Большом залах заседаний здания администрации Перми в 2008 году сделали дорогостоящие ремонты на общую сумму около 10 млн рублей. Также свыше 11 млн рублей в 2009 году власти края потратили на перевозку представителей городской администрации на иномарках представительского и бизнес-класса.

Более того, как сообщила "Интерфаксу" Гриднева, 12 января 2009 года краевое министерство финансов заключило два госконтракта на размещение "временно свободных средств бюджета Пермского края" на банковских депозитах - каждый на 1 млрд рублей на срок 31 день.

Таким образом, считают в Генпрокуратуре, Пермский край неэффективно расходовал бюджетные средства, а региональные органы власти систематически нарушали закон.

Между тем краевые власти не согласны с выводами прокуратуры. В частности, министерство финансов Пермского края подготовило и разместило на сайте губернатора региона предварительную справку о расходах бюджета, которые Генпрокуратура РФ сочла неэффективными.

"В соответствии с бюджетным законодательством размещение средств на депозите в банке не является расходом бюджета, поскольку средства возвращаются банком обратно в бюджет после истечения срока депозита или по требованию министерства финансов до истечения срока депозита", - говорится в материалах регионального Минфина. В ведомстве указывают на то, что на временно размещенные средства начисляются банковские проценты, которые впоследствии также поступают в бюджет как дополнительный доход. Так, за 2009 год банки перечислили в бюджет 1,6 млрд рублей процентов. "Все они поступили в бюджет как дополнительные доходы и были направлены на расходы, предусмотренные законом о бюджете", - уточняется в документе.

Что касается расходов на госуправление, которые Генпрокуратура также назвала неэффективными, то в опубликованных материалах краевого Минфина отмечается, что премирование госслужащих регламентировано федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации", краевым законом "О денежном содержании государственных гражданских служащих Пермского края", а также положением о премировании государственных служащих Пермского края.

"Объем расходов на содержание каждого органа власти утверждается законом о бюджете края на соответствующий год. При составлении бюджета на 2009 год должностные оклады госслужащих не индексировались. Также не предусмотрена индексация окладов госслужащих на 2010 год", - говорится в документе.

Минфин обращает внимание надзорных органов и на сокращение в 2009 году на 30% материальных расходов (транспорт, связь, канцтовары и прочее) на руководителей органов власти региона, на 10% - материальных расходов на госслужащих. В бюджете края на 2010 год индексация данных расходов не предусмотрена, отмечается в материалах.

В документе также подчеркивается, что Пермский край входит в число лучших субъектов РФ по уровню эффективности расходов в сфере государственного управления, то есть является регионом, где уровень неэффективных расходов составляет менее 3%.

Касаясь расходов на пожарную безопасность в регионе, Минфин поясняет, что концепцию и финансово-экономическое обоснование краевой целевой программы "Пожарная безопасность на территории Пермского края на 2008-2012 годы" подготовило ГУ МЧС России по Пермскому краю.

"Концепция предусматривала техническое оснащение подразделений федеральной противопожарной службы. Однако в ней не был учтен тот факт, что с 2008 года началась передача полномочий по содержанию федеральной государственной противопожарной службы с краевого на федеральный уровень. Поэтому концепция была отклонена", - говорится в материалах ведомства.

Вместе с тем, подчеркивает региональный Минфин, если по непринятой концепции программы предполагалось на пожарную безопасность в регионе выделить за пять лет 1 млрд 282 млн рублей, то фактически с 2007 по 2009 год на эти цели только из краевого бюджета было направлено 5 млрд 238 млн рублей.

Причем, как пояснили агентству "Интерфакс-Поволжье" в Минфине Пермского края, даже несмотря на то, что целевую программу не приняли, средства на обеспечение пожарной безопасности в регионе в бюджет Пермского края власти заложили. В справке указывается, что краевой бюджет на противопожарную безопасность в 2007 году направил 1 млрд 876 млн рублей, в 2008 году - 1 млрд 799 млн рублей, в 2009 году - 1 млрд 562 млн рублей.

Кроме того, уточняет региональный Минфин, в краевом бюджете на 2010 год заложены средства на приобретение пожарных автомобилей, газодымозащитного оборудования общей стоимостью 32,5 млн рублей.

Также в 2006-2007 годах из краевого бюджета на строительство и реконструкцию объектов пожарной безопасности было направлено 38,5 млн рублей. Расходы краевого бюджета на создание и содержание краевой противопожарной службы, число сотрудников которой в 2009 году выросло более чем на 300 человек, увеличились с 49,8 млн рублей в 2008 году до 247,7 млн рублей в 2009 году.

На следующий год, говорится в материалах регионального Минфина, расходы на противопожарную службу планируется увеличить еще на 30%, а численность сотрудников – на 100 человек.

Свой ответ на выводы прокуратуры краевой Минфин планирует подготовить в течение месяца, как это и предусмотрено по законодательству.

Между тем, в минувшие выходные число жертв пермской трагедии возросло до 150 человек. Еще 80 человек, пострадавших во время ставшего крупнейшим в современной российской истории пожара в пермском ночном клубе "Хромая лошадь" остается в больницах Москвы, Санкт-Петербурга, Челябинска и Перми.

Обозреватель Анастасия Николаева