Поволжье / Точка зрения 17 сентября 2012 г. 14:40

Прощание с "классикой"

Interfax-Russia.ru – Ижевский автозавод прекратил производство "классики", перейдя на выпуск Lada Granta.

17 сентября с конвейера Ижевского автозавода ("Объединенная автомобильная группа") сошел последний автомобиль Lada-2104.

Серийный выпуск автомобиля ВАЗ-2104 или "четверки" начали на Волжском автомобильном заводе во второй половине 1984 года. При разработке этой модели за основу взяли модель ВАЗ-2102. При этом конструкторы руководствовались важной особенностью того времени: создание новой модели с минимальными затратами на производство и максимальным потребительским эффектом.

Крышу базовой модели удлинили, на ней появились выштамповки для усиления жесткости - такая конструкция кузова позволила разместить на крыше длинный багажник. Полная нагрузка автомобиля увеличилась до 455 кг. Кроме того, на новой модели появилась задняя дверь, открывающаяся вверх.

За 28 лет выпуска "четверка" почти не изменилась - разве что появилась пятиступенчатая коробка передач, а в середине 90-х дверь багажника с обогревом стекла и стеклоочистителем перестала быть особенностью только экспортных моделей и вошла в стандартную комплектацию. Интересно, что на экспорт ВАЗ-2104 шел под названиями Lada Estate, Lada Riva Break и Lada Nova Combi.

До 2002 года ВАЗ-2104 выпускали на "АвтоВАЗе", затем производство перенесли на конвейер "ИжАвто". В Ижевске "четверку" в разных комплектациях выпускали с 2002 по 2009 год (в 2005 году модельный ряд пополнился фургоном на базе "четверки" Иж-27175, так называемым "каблучком"), затем из-за финансовых трудностей производство остановили. Однако с сентября 2010 года завод возобновил выпуск Lada-2104. Причем именно "классика" стала символом возрождения Ижевского автозавода.

"Классика" и госпрограмма утилизации, способствовавшая росту продаж, позволили нашему заводу достичь в 2011 году рекордных объемов производства – 10 тысяч автомобилей в месяц и создать более 2 тысяч новых рабочих мест. Наш коллектив вырос вдвое – до 4,7 тысяч человек. И сегодня, благодаря поддержке "АвтоВАЗа", руководства Удмуртии и правительства России, мы с оптимизмом смотрим в будущее", - отмечал генеральный директор "ИжАвто" Алексей Алексеев.

Кстати, первым "классическим" ижевским автомобилем ВАЗ стала модель 2106, выпускать которую начали в 2001 году. До 2005 года было выпущено 133 тыс. "шестерок". За 10 лет выпуска "ИжАвто" выпустил около 168 тыс. автомобилей Lada-2104 и 37,5 тыс. автомобилей Иж-27175.

В 2011 году "АвтоВАЗ" передал Ижевскому автозаводу производство Lada-2107. С августа 2011 года, после окончания производства Lada-2107 на "АвтоВАЗе" в Тольятти, Ижевский автозавод стал единственным производителем "семерок". Выпуск "семерок" завершили в апреле 2012 года. Всего было собрано 42,5 тыс. автомобилей этой марки, а общий объем выпуска ижевской "классики" превысил 380 тыс. автомобилей и 40 тыс. разобранных серий для экспорта в страны СНГ.

О том, что "АвтоВАЗ" решил окончательно отказаться от выпуска "классики", стало известно еще в начале апреля. "Все идет по плану. Спрос на "классику" сильно упал. Пора прощаться", - прокомментировал "Интерфаксу" эту информацию сотрудник пресс-центра тольяттинского автозавода со ссылкой на слова директора по внешним связям компании Игоря Буренкова.

17 апреля "ИжАвто" выпустил последние "семерки", а окончательно история "классики" завершилась 17 сентября, когда с конвейера ижевского предприятия сошли последние три модели - две "четверки" и один фургон на базе Lada-2104.

Первоначально все автомобили планировали выставить на продажу, однако как сообщили Interfax-Russia.ru в пресс-службе Ижевского автозавода, на торжественном митинге по случаю выпуска последнего "классического" автомобиля генеральный директор Ижевского автозавода, посоветовавшись с коллективом, решил, что последнюю "четверку" продавать не будут, поскольку "неправильно продавать историю". И последнюю "классику" – автомобиль Lada-2104 белого цвета передут в музей предприятия. Возможно, отметил собеседник Interfax-Russia.ru, в музей передадут и последний "каблучок" - фургон на базе "четверки".

Прощаясь с "классикой", Алексеев сказал: "Сегодня завершается эпоха классических заднеприводных автомобилей, производство которых началось с легендарной "копейки".

Вместе с тем, после завершения производства Lada-2104 и Иж-27175 Ижевский автозавод берет на себя обязательства по гарантийному обслуживанию данных автомобилей и бесплатному для потребителей устранению выявленных дефектов в течение 36 месяцев. Также предприятие продолжит выпуск запасных частей для обеспечения ими дилерской сети и выполнения гарантийных обязательств.

Однако, несмотря на снятие "классики" с производства, предприятие не только не будет сокращать штат, а наоборот, наберет еще около 200 сотрудников, которых не хватает для полноценного запуска Lada Granta.

Производство автомобилей Lada Granta Ижевский автозавод официально начал 25 июля с комплектации "стандарт". С сентября предприятие начнет сборку автомобилей Granta в комплектации "норма" (1,6-литровый 8-клапанный двигатель с облегченной шатунно-поршневой группой, бамперы, окрашенные в цвет кузова, штампованные 14-дюймовые диски, регулируемая рулевая колонка, воздушный фильтр салона, электропривод замка крышки багажника).

А с 2014 года, после освоения изготовления оригинальных штампованных и литьевых пластмассовых деталей, только на Ижевском автозаводе будут производить Lada Granta в кузове хэтчбек.

Lada Granta производится в Ижевске по полному циклу: сварка, окраска и сборка. Общий объем инвестиций на освоение производства этого автомобиля составили 1 млрд 359 млн рублей. Основной инвестор проекта – "АвтоВАЗ", при этом часть работ финансируется из собственных средств Ижевского автозавода.

"Для нас это еще один шаг в будущее: мы начинаем производство "новой классики" - Lada Granta в две смены, с каждым днем растут объемы выпуска, появилось более 200 новых вакансий", - отмечает гендиректор ижевского предприятия.

Вместе с тем проект развития "ИжАвто" также предусматривает поэтапное освоение моделей Renault и Nissan – потенциальный совокупный объем производства на ижевской площадке превышает 300 тыс. автомобилей в год.

Обозреватель Анастасия Николаева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook".