Точка зрения 12 января 2015 г. 17:04

С небес на землю

Interfax-Russia.ru – Авиакомпания "Ак Барс аэро" на неопределенный срок приостановила выполнение регулярных рейсов.

В 2014 году ОАО "Авиакомпания "Ак Барс аэро" стала преемницей авиакомпании "Татарстан", а, следовательно, и генеральным перевозчиком в рамках программы субсидирования региональных пассажирских авиаперевозок, стартовавшей с 1 апреля в аэропортах Приволжского федерального округа.

В рамках программ авиакомпания в течение 2014 года выполняла рейсы по 20 маршрутам на ВС CRJ 200 и по 18 маршрутам – на ВС Сessna Grand Caravan. Жители Татарстана получили возможность летать из Казани в 26 городов, среди которых: Белгород, Калининград, Курск, Воронеж, Пермь, Нижневартовск, Астрахань, Волгоград, Минеральные Воды, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород и Челябинск.

В рамках летней программы "Ак Барс аэро" также выполняла рейсы в Крым из Казани, Нижнекамска, Бугульмы, Петрозаводска. Также авиакомпания обслуживала маршрут Анапа – Симферополь с частотой 7 рейсов в неделю, что позволяло пассажирам в течение 40 минут добираться до центра Крыма, избегая многочасовых очередей на паромной переправе. Только за 11 месяцев 2014 года по этим маршрутам "Ак Барс аэро" перевезла более 50 тыс. пассажиров.

На 2015 год было запланировано не только сохранить уже имеющиеся рейсы, но и значительно расширить маршрутную сеть авиакомпании. "Ак Барс аэро" приняла участие в конкурсе на выполнение субсидированных рейсов внутри страны. На 2015 год авиакомпания направила заявку на продление программы по 37 направлениям.

Рассмотрение заявок региональных авиакомпаний Росавиацией и Минтрансом было запланировано на середину декабря 2014 года. В связи с этим еще в середине декабря прошлого года с целью оптимизации расходов, "Ак Барс аэро" стала продавать билеты на рейсы, выполняемые самолетами авиакомпании, лишь до 12 января.

Однако компания не получила подтверждение своей заявки на участие в субсидируемых программах авиаперевозок, поэтому было принято решение прекратить с 1 января региональные перевозки. Из расписания были исключены рейсы, выполнявшиеся на девятиместных самолетах Cessna Grand Caravan. Днем ранее завершили свое действие ключевые договоры по обслуживанию и страхованию этих воздушных судов.

Кроме того, как сообщили "Интерфаксу" в компании, "Ак Барс аэро" приняла решение приостановить с 12 января выполнение регулярных рейсов. Клиенты, купившие билеты на даты позднее 11 января, были оповещены об отмене рейсов и получили назад деньги за неиспользованный перелет.

В "Ак Барс аэро" отметили, что выполнение рейсов в условиях повышения курса иностранной валюты стало нерентабельным, и это уже привело к серьезным осложнениям в обслуживании лизинговых платежей, удорожанию технического обслуживания воздушных судов, повышения стоимости обучения и переподготовки летного состава в зарубежных учебных центрах, а также резкого спада пассажиропотока. Таким образом, в авиакомпании посчитали, что целесообразнее прекратить полеты нежели генерировать убытки.

При этом в компании обращают внимание, что речь идет о приостановлении оперативной деятельности или техническом простое, но не банкротстве или ликвидации предприятия. Так, компания в полном объеме продолжит оказание услуг по техническому обслуживанию воздушных судов в аэропортах Казани, Бугульмы и "Бегишево" (расположен между промышленными городами Набережные Челны и Нижнекамск). Стоит отметить, что Бугульма - базовый аэропорт "Ак Барс аэро" - в 2014 году перешел в ведение ОАО "Татнефть".

Что касается парка самолетов, состоящего из 15 Cessna Grand Caravan и 15 Bombardier CRJ-200, то "Ак Барс аэро" планирует его оптимизацию. Воздушные суда будут переданы в аренду партнерам в других регионах или выведены из парка путем переоформления договоров на новых лизингополучателей.

В компании пояснили, что до настоящего времени парк был избыточен, и авиакомпания рассчитывает продать часть судов. Вместе с тем аренда предполагает возможность возврата судов по окончании оговоренного срока, при этом авиакомпания будет избавлена от расходов на техническое обслуживание.

Между тем, по мнению экспертов, авиакомпании не удастся полностью "избавиться" от своего авиапарка. В частности, как сообщил местный деловой портал "Бизнес Online" экс-директор Казанского аэропорта, председатель совета директоров группы компаний "Тулпар" Азат Хаким, спроса на CRJ-200 нет. По его словам, в России их брали на замену Як-40 и Ан-24 из-за их дешевизны и отсутствия других вариантов. "Большинство авиакомпаний, эксплуатировавших Ан-24 и Як-40, хотели они того или нет, были вынуждены перейти на них, другие варианты были очень затратными. Почему CRJ-200 стал дешевым? Он неэффективен в эксплуатации, и многие зарубежные компании от него отказались", - рассказал Азат Хаким.

"Строить коммерцию на подобного класса самолетах очень трудно - маловместительные, дорогие в обслуживании, с большими издержками на одного пассажира", - соглашается советник генерального директора ОАО "Казанское авиапредприятие" Магомед Закаржаев.

Впрочем, в пресс-службе "Ак Барс аэро" не исключили, что компания возобновит полеты при изменении условий в отрасли, а также получении поддержки на федеральном уровне. В частности, авиакомпания планирует вернуться к вопросу возобновления полетов до конца марта, когда обычно заканчивается формирование летней программы.

Вместе с тем, как считают эксперты, велика вероятность того, что авиакомпания может прекратить свое существование или "переформатироваться" в новую авиакомпанию с участием "Татнефти", тем более, что в середине 1990-х - начале 2000-х годов "Татнефть" уже предпринимала попытку создать нечто вроде своей авиакомпании – "Татнефть Аэро".

Кстати, вопрос о том, кто станет генеральным перевозчиком для осуществления региональных субсидируемых перевозок в ПФО, остается открытым. По мнению экспертов, часть маршрутов может взять на себя новый лоукостер "Аэрофлота", а часть – поволжские региональные авиакомпании.

Обозреватель Анастасия Николаева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще