Поволжье / Точка зрения 29 октября 2014 г. 17:45

С подозрением на Эболу

Interfax-Russia.ru – Африканского студента госпитализировали в Пензе с подозрением на лихорадку Эбола. Впрочем, окончательный диагноз поставят через несколько дней.

27 октября в пензенский областной клинический центр специализированных видов медицинской помощи был госпитализирован пациент, прибывший в регион из Нигерии – до недавнего времени одного из эндемичных районов по лихорадке Эбола.

В соответствии с нормативными документами медперсонал центра провел все необходимые профилактические мероприятия по возможному заносу и распространению на территории Пензенской области лихорадки Эбола. В медучреждении развернули госпиталь для особо опасных инфекций, где пациент будет находиться до уточнения диагноза.

У пациента взяли образцы крови и отправили на исследование в Центр специализированной диагностики министерства обороны РФ в подмосковный Сергиев Посад. Результаты лабораторного исследования ожидают к концу недели.

За лицами, имевшими контакт с пациентом, ведется медицинское наблюдение. В частности, как рассказала агентству "Интерфакс-Поволжье" пресс-секретарь пензенского облминздрава Татьяна Манухина, госпитализированы и находятся под наблюдением сотрудники бригады "скорой помощи", доставшие пациента в больницу. "Температуры у них нет. Студенты, с которым общался африканец, локализованы в отдельном помещении, они находятся под наблюдением", - уточнила собеседница агентства.

Вместе с тем, по ее словам, специалисты областного министерства здравоохранения не наблюдают у госпитализированного студента из Африки клинических признаков лихорадки Эбола. "У госпитализированного вся клиника ОРВИ, его лечат именно от ОРВИ", - подчеркнула она.

Манухина уточнила, что анализы на Эболу отправлены, "потому что так положено в отношении африканцев, состояние здоровья которых вызывает подозрение".

По мнению заместителя главного врача по эпидемиологической работе областного центра специализированных видов медицинской помощи Сергея Олейника, при появлении подозрений на лихорадку Эбола у студента из Нигерии пензенские специалисты сработали на твердое "хорошо".

Впрочем, отмечает он, действия врачей стали результатом комплекса противоэпидемических мероприятий в больнице. А на 29 октября даже были запланированы соответствующие учения для руководителей лечебных учреждений. Причем, "вводная" для сценария учений разрабатывалась совместно с региональным Минздравом.

"В понедельник начался (как в театре) последний "прогон". С главным эпидемиологом все обсудили - и отправились по маршруту, каким должен был поступать наш учебный "больной". И уже под занавес "прогона" получаем информацию, что в приемное отделение поступил студент из Нигерии. Аккурат по тому, первому, наиболее тяжелому для реализации сценарию. Бывает! Практически мгновенно переориентировались, главным врачом был создан оперативный штаб, и началась работа по разработанному алгоритму", - рассказал Олейник в своем блоге.

По его словам, основная работа началась в приемном отделении, и многие специалисты восприняли происходящее как начавшееся учение. "Нештатная ситуация легла на подготовленную нами почву. Отлично сработала бригада дезинфектологов: грамотно, своевременно, по-деловому. О героизме врачей и сестер и слов нет", - пишет замглавврача.

Олейник подчеркивает, что независимо от диагноза, который будет выставлен студенту-нигерийцу, он попал в Россию в течение срока инкубационного периода: "И будь у него малярия, гепатит или сильное ОРВИ – на месте любого из этих диагнозов могла оказаться лихорадка Эбола". Тем ценнее, по его словам, то, что специалисты медицинского учреждения оказались во всеоружии.

По информации "Российской газеты", в список лиц, контактировавших с заболевшим студентом, вошли 24 человека. Все они - иностранные студенты, прибывшие в Пензенский государственный университет для обучения.

Они будут находиться в обсервации по месту жительства - в общежитии за ними закреплено отдельное помещение. Студентам будут несколько раз в день ставить градусники, при малейших подозрениях, они будут госпитализированы.

В самом университете паники не наблюдается. Здесь, как обычно, идут занятия. Как пояснили в администрации учебного заведения, поводов для беспокойства нет. Заболевший студент приехал в Пензу 17 октября. В течение 21 дня он должен был находиться на карантине, поэтому не посещал занятий. Во время планового обследования у него выявили повышенную температуру и приняли решение о госпитализации.

На данный момент ни один случай подозрения на Эболу в РФ не подтвердился. Как рассказали "Интерфаксу" в пресс-службе Роспотребнадзора, медики в российских аэропортах осмотрели за последние месяцы свыше 3 млн пассажиров в рамках мер по недопущению завоза вируса.

В ведомстве напомнили, что на территории РФ в целях недопущения завоза и распространения лихорадки Эбола приняты все меры по усилению санитарно-карантинного надзора.

"Роспотребнадзором введен учет лиц, прибывающих из эпидемически неблагополучных стран Африки по месту работы или учебы. Приняты меры по организации за такими лицами обязательного медицинского наблюдения сроком на 21 день. За период наблюдения с признаками инфекционных болезней было госпитализировано и обследовано лабораторно на лихорадку Эбола 22 человека, результаты отрицательные", - добавили в Роспотребнадзоре.

По последним данным ВОЗ, на которые ссылаются в санитарном ведомстве, общее число лиц пострадавших от вспышки лихорадки Эбола в Западной Африке составляет 10 тыс.141 человек, в том числе зафиксировано 4 тыс. 922 летальных случаев. Из них в Нигерии зафиксировано 20 случаев заболевания (8 летальных). При этом, по информации ВОЗ, с 20 октября в Нигерии объявлено о прекращении вспышек заболевания.

Вместе с тем, в последнее время отмечены случаи заболевания в Испании и США. В обе страны вирус "завезли" из Западной Африки.

По мнению проректора Новосибирского госуниверситета (НГУ) Сергея Нетесова, одним из ключевых факторов, который привел к масштабной вспышке лихорадки Эбола, стала задержка с установлением диагноза в течение нескольких месяцев.

Сам Нетесов до НГУ 30 лет проработал в государственном научном центре вирусологии и биотехнологии "Вектор" - единственном российском гражданском научном учреждении, в котором имеются условия для работы с опасными вирусами, в том числе лихорадкой Эбола. В 1990-2007 годах он занимал должности замдиректора ГНЦ по научной работе и директора НИИ молекулярной биологии в составе центра.

"На самом деле она (вспышка заболевания - ИФ) началась в декабре 2013 года. Фатальная последовательность ошибок в диагностике - диагностику ставили буквально несколько месяцев", - рассказал Нетесов в ходе Международной экологической студенческой конференции.

По его словам, это произошло из-за того, что вспышка произошла в той стране, где никогда не было никаких геморрагических лихорадок, никто не знал симптоматику, поэтому никаких противоэпидемических мер принято не было. Предыдущие случаи заболевания лихорадкой Эбола фиксировались в центральноафриканских государствах, а не в Западной Африке, где климат значительно более сухой.

Нетесов сообщил, что цепочку, которая вывела на первого заболевшего, удалось расследовать с большим трудом, поскольку большинство людей, входивших в нее, умерло. В итоге, отметил проректор НГУ, диагноз "лихорадка Эбола" был поставлен только во второй половине марта текущего года, при этом власти Гвинеи объявили о наличии заболевания только 25 марта, а на следующий день официально запретили употребление в пищу мяса летучих мышей.

"Реальное диагностирование пошло только в последние месяцы, когда туда были завезены десятки тысяч диагностикумов, и начали выявлять новых больных. Значительная часть этого подъема (заболеваемости - ИФ) - это из-за того, что выявляемость повысилась", - считает ученый.

По мнению Нетесова, если бы не длительная задержка с диагностикой, столь массовой вспышки можно было бы избежать. "Сразу бы началось участие международных организаций, а они начинают с массового просвещения среди врачей и так далее - какие меры принимать, какую спецодежду надевать и так далее", - сказал он.

Проректор НГУ также напомнил, что вспышка произошла на фоне резкого снижения финансирования ВОЗ в 2014 году, а осенью 2013 года были уволены практически все эксперты, занимающиеся этим заболеванием, кроме двух.

Обозреватель Анастасия Николаева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"