Точка зрения 4 августа 2023 г. 12:07

Сменить автопарк

Сменить автопарк
© РИА Новости. Константин Михальчевский

Interfax-Russia.ru – Президент РФ Владимир Путин рекомендовал исключить госзакупки автомобилей иностранного производства и пересесть чиновникам на отечественные машины.

Свою позицию по вопросу госзакупок автомобилей президент РФ Владимир Путин изложил накануне в ходе встречи с руководителями промышленных предприятий. По его мнению, госзакупки автомобилей иностранного производства для чиновников продолжаться не должны.

"Министерства, ведомства, управление делами обратились с просьбой закупки продолжить, сделать упор на, по сути, автомобили иностранного производства, продолжить такую практику. Я сказал, что это должно быть абсолютно исключено, и все чиновники страны должны ездить на отечественных автомобилях", - сказал Путин.

По его словам, пусть машины "где-то будут поскромнее, чем раньше - ничего страшного".

"Наоборот, даже хорошо - все это чиновничество наше замечательное должно понимать, что нужно стремиться к развитию отечественных брендов, отечественных автомобилей и другой отечественной продукции", - добавил глава государства.

Такую позицию Путин изложил в диалоге с президентом "АвтоВАЗа" Максимом Соколовым, который принимал участие в совещании наряду с вице-премьером - главой Минпромторга Денисом Мантуровым, возглавляющим совет директоров автопроизводителя. Соколов традиционно отметил необходимость корректировки регулирования в сфере закупок в пользу производителей высоколокализованных автомобилей.

"Сегодня у нас есть норма в законодательстве, которая запрещает прямую покупку зарубежных или низколокализованных автомобилей. Но мы же как всегда творчески живем и давно не покупаем такие автомобили. Но что касается лизинга, аренды автомобилей, заказа транспортных услуг - это никак, к сожалению, не регламентировано. И было бы определенной защитой рынка, если бы законодательство охватывало и эти сферы, чтобы использовать исключительно высоколокализованные отечественные автомобили", - сказал глава "АвтоВАЗа".

Корректировка подхода к регулированию, по его мнению, целесообразна применительно к работе таксопарков.

"Государство выдает лицензии на уровне субъектов Федерации, но при этом никак не ориентирует таксопарки покупать отечественную технику. При выдаче этой лицензии такая норма могла бы содержаться. Такой законопроект подготовлен Советом Федерации, внесен сегодня на рассмотрение. И мы просили бы, конечно, его поддержать, чтобы эта политика носила общефедеральный характер", - добавил Соколов.

Он напомнил, что "АвтоВАЗ" в следующем году хочет вывести на российский рынок модель Lada Vesta Aura - удлиненную версию Vesta, которую компания показывала на ПМЭФ-2023.

"Это не Aurus (российский люкс-автомобиль, используемый чиновниками - ИФ), конечно, но его такая младшая, симпатичная, достойная сестра. Конечно же, основными покупателями этой модели мы видим крупные корпорации, государственные и муниципальные структуры, таксопарки", - заявил глава "АвтоВАЗа".

Новую модель - Lada Vesta Aura, которая является удлиненной версией Lada Vesta, - "АвтоВАЗ" представил в начале июня на выставке "Евразия - наш дом". Как пояснял автопроизводитель, автомобиль оснащен двигателем 1,8 л мощностью 122 л.с. и автоматической коробкой передач. Салон Lada Vesta Aura удлинен на 25 см.

Тогда же Соколов предположил, что новый автомобиль "вполне может использоваться для нашего госзаказа, для чиновников". По его словам, "АвтоВАЗ" рассчитывает на спрос на новую модель со стороны госорганов.

"Если, конечно, будет гарантированный спрос и корректировка нашего законодательства: чтобы не только прямая закупка была возможна необходимой высоколокализованной техники, но и в том числе лизинг, аренда, оказание транспортных услуг, когда идет за счет бюджета использование российских автомобилей", - отмечал Соколов.

Предложение ориентироваться в госзакупках на отечественный автопром в июле на пленарном заседании с участием министра финансов Антона Силуанова озвучивал и председатель Госдумы Вячеслав Володин. Он обращал внимание на то, что "сегодняшняя ситуация лучше предыдущей тем, что пришедшие на наш рынок другие компании разрешают локализацию, в итоге автомобиль будет отечественный".

"Они стали другие, качественные. Та критика, которая раньше была, несостоятельна, потому что они из того же ряда автомобилей, которые, собственно, на рынке присутствуют. Но вместо того, чтобы выбирать наше отечественное, рука у многих тянется к машине другой марки. А это, наверное, в нынешнее время непозволительно", - заявил спикер Госдумы.

Обращаясь к парламентариям, он предложил принять соответствующее решение в отношении автомобилей, которыми пользуются депутаты Государственной Думы, напомнив, про производство "Москвича", "Лады" и "Ауруса".

"В нашей власти, чтобы как можно быстрее парк автомобилей Государственной Думы пополнили "Лады" и "Москвичи", поэтому давайте из этого сходить", - сказал председатель Думы.

Володин также поинтересовался у Силуанова, почему до сих пор не приняты нормативные акты, обязывающие чиновников всех уровней пользоваться отечественными машинами.

Со своей стороны Силуанов высказался в поддержку этой позиции.

"Нам нужно действительно для государственных нужд закупать автомобили, которые произведены в нашей стране и состоят из большого количества отечественных комплектующих. Это 100% верно", - сказал глава Минфина.

Он напомнил, что в настоящее время для госзакупок автомобилей и другой техники существуют ценовые ограничения, но нет ограничений по уровню локализации.

"Мне кажется, здесь нужно будет в требованиях госзакупок автомобилей, нужно с этого начать, вводить соответствующее условие. Мы как Минфин готовы первые поучаствовать в закупке отечественных автомобилей", - отметил Силуанов.

Кстати, обязательство формировать автопарки ведомств и госкомпаний из машин местной сборки вскоре начнет действовать в Белоруссии. Соответствующий указ президента Белоруссии Александра Лукашенко вступит в силу в сентябре.

Документ, опубликованный в конце июня, в частности, устанавливает, что "государственными юридическими лицами, хозяйственными обществами, банками, сельскохозяйственными организациями, а также унитарными предприятиями, учредителями которых выступают организации с долей государства более 50%, для использования в качестве служебных и специальных легковых автомобилей, не требующих дооснащения путем монтажа специальным технологическим оборудованием, осуществляется закупка легковых автомобилей отечественного производителя у совместного закрытого акционерного общества "БелДжи" или сбытовых организаций (официальных торговых представителей)".

Основными акционерами СП (по состоянию на 1 июня 2023 года) являются Белоруссия в лице Госкомитета по имуществу - доля 60,346% и Zhejiang Jirun Automobile Co. Ltd. (входит в Zhejiang Geely Holding Group) - 36,732%.

При этом для ряда организаций сделано исключение, "с учетом специфики деятельности и особенностей выполняемых задач". Так, "допускается приобретение легковых автомобилей иностранного производства Службой безопасности президента Республики Беларусь, государственными органами системы обеспечения национальной безопасности, органами финансовых расследований Комитета государственного контроля, Государственной фельдъегерской службой при министерстве связи и информатизации, автотранспортным государственным учреждением "Белтрансспецавто" Управления делами президента Республики Беларусь, сельскохозяйственными организациями, государственными производственными лесохозяйственными объединениями, государственными лесохозяйственными учреждениями, а также по решению президента Республики Беларусь - иными государственными органами и организациями".

Указ также устанавливает максимальный размер стоимости закупаемых служебных автомобилей в зависимости от должностей лиц, для использования которыми они предназначены - от 1 тыс. 465 базовых величин (1,5 млн российских рублей в эквиваленте) для руководителей поселковых и сельских исполнительных комитетов, структурных подразделений районных исполнительных комитетов, заместителей руководителей коммунальных унитарных предприятий до 3 тыс. 430 базовых величин (3,58 млн российских рублей в эквиваленте).

Со своей стороны Лукашенко поставил задачу перед белорусско-китайским СП "БелДжи", которое работает в республике с 2011 года, выйти в текущем году на производство до 60 тыс. автомобилей марки Geely.

Обозреватель Анастасия Николаева

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще