Interfax-Russia.ru – На спасение российского автопрома может потребоваться 1,2 трлн рублей, а сам процесс займет не менее 10 лет.
4 марта в правительстве РФ обсуждали проект стратегии развития автопрома до 2020 года. Согласно материалам, подготовленным к заседанию кабинета министров, основными задачами стратегии являются, в частности, обеспечение потребностей транспортного комплекса страны за счет внутреннего производства автомобилей, отвечающих международным требованиям; повышение конкурентоспособности, экспортного потенциала и качества продукции автопрома.
Программа рассчитана на реализацию в три этапа: в планах на 2010 год - преодоление последствий экономического кризиса; к концу 2014 года планируется завершить формирование базы инновационного развития (этап обозначен как посткризисное восстановление отрасли), а последние пять лет - 2015-2020 годы - отведены на развитие конкурентоспособной автомобильной промышленности в условиях стабилизации рынка.
По подсчетам Минпромторга, в ближайшие 10 лет поддержка российского автопрома должна была обойтись федеральному бюджету и инвесторам в 1,3 - 1,8 трлн рублей. При этом российское участие в программе оценивалось в 627,3 млрд рублей. Кстати, потребность в инвестициях не распределялась равномерно по годам. Так, в текущем году инвестиции в автопром, по подсчетам Минпромторга, должны были составить 55 млрд рублей, из которых на бюджет приходилось 20-24 млрд рублей; в 2011 году - 135 млрд рублей (39 млрд рублей из бюджета), в 2012 году - 90 млрд рублей (44 бюджетных миллиарда).
"Далее все затраты будут снижаться, так как проекты будут приносить деньги", - еще накануне обсуждения проекта рассказал журналистам источник в правительстве. Тогда, по его словам, уже к 2014-2015 году автопром может вернуться на докризисный уровень спроса.
Однако в ходе обсуждения 4 марта инвестиционная программа была сокращена до 584 млрд рублей. Как сообщил журналистам министр промышленности и торговли Виктор Христенко, эта цифра сократилась по инвестициям основных, базовых, компаний. Сократился до 1-1,2 трлн рублей и общий объем затрат на реализацию стратегии развития автопрома до 2020 года. При этом министр отметил, что доля господдержки в этом объеме не изменилась.
Стратегия, подготовленная Минпромторгом, предполагает, что к 2020 году в России будет производиться 3,5 - 3,6 млн легковых автомобилей, а доля автопрома в ВВП вырастет с нынешних 0,98% до 2,4%. При этом на собственно отечественные автомобили будет приходиться около четверти рынка, 20% рынка займет прямой импорт, а 52% - совместные проекты отечественных и зарубежных автопроизводителей.
Напомним, что в первом варианте стратегии, которую Минпромторг РФ по поручению правительства подготовил в 2009 году, предполагалось, что стратегия будет опираться на два базовых альянса - "АвтоВАЗа" с Renault-Nissan и группы "ГАЗ" с Opel. Однако после того, как американская General Motors отказалась продавать 55% Opel консорциуму австро-канадской Magna и "Сбербанка", техническим партнером которого выступала группа "ГАЗ", практически готовую стратегию отправили на доработку.
Теперь в положения рассмотренной правительством стратегии укладываются корпоративные программы "АвтоВАЗа" и Renault-Nissan, а также планы Sollers и Fiat. И для создания в РФ третьего альянса отечественных и зарубежных производителей Минпромторг пока предпосылок не видит. Хотя, как сообщил журналистам накануне рассмотрения источник в правительстве, "ГАЗ" в перспективе может запустить совместные проекты на территории РФ с крупнейшими мировыми производителями. Какими - чиновник прогнозировать не стал. Зарубежные концерны могут претендовать на паритетные доли в российских автопроизводителях и совместных проектах, или же доли ниже контрольной.
На то, что планы покупки российской стороной крупнейшего иностранного автопроизводителя исключены из стратегии развития отечественного автопрома до 2020 года, обратил внимание журналистов и глава Минпромторга Виктор Христенко. Хотя, по его словам, в ходе обсуждения программы предлагалось направить 150 млрд рублей на приобретение активов за рубежом. "Такая цифра фигурировала в обсуждениях, но в силу того, что эта тема штучная и на сегодняшний день не "отехниченная", мы эту цифру вместе с этой темой сдвинули пока за пределы стратегии", - заявил министр.
Не вписывается в концепцию стратегии развития российского автопрома и проект по строительству завода по производству малобюджетного городского автомобиля с гибридным двигателем главы группы "Онэксим" Михаила Прохорова, который накануне одобрила правительственная комиссия по высоким технологиям и инновациям под председательством премьер-министра России Владимира Путина.
Компания намерена приступить к строительству завода в Тольятти в начале 2011 года. Как сообщил Прохоров, серийное производство гибридных автомобилей планируется начать уже в середине 2012 года. До конца нынешнего года будет представлена платформа, на которой будут выпускаться три модели автомобилей: грузовой, легковой и молодежно-спортивный. Мощность автозавода на первом этапе составит 10 тыс. автомобилей в год, около двух третей комплектующих будет российского производства.
"Это реальный бизнес-проект в стадии продвинутого венчура", - сказал Прохоров, который рассчитывает, что завод выйдет на прибыльный уровень через 4-5 лет. Стоимость машины составит $10 тыс. при выпуске 10 тыс. машин в год. При увеличении производства до 100 тыс. автомобилей в год цена снизится до $7-8 тыс., считает бизнесмен. Партнером по проекту стоимостью около 150 млн евро выступает петербургская компания "Яровит Моторс", которая принимает участие в разработке будущего малобюджетного гибрида.
Программа, которую 4 марта рассматривал кабинет министров, также подразумевает принятие тарифных и нетарифных мер по ограничению импорта автомобилей. В частности, для реализации программы придется сохранить заградительные пошлины еще на 5 лет - до 2015-2016 года. Это одно из условий реализации стратегии. Как ожидается, к этому времени будут реализованы все основные инвестпроекты, и необходимость в специальных мерах таможенно-тарифной защиты отпадет. Россия же, при условии присоединения к ВТО, сможет выполнить все возможные обязательства в этой сфере. Напомним, что повышенные пошлины на ввоз иномарок в Россию были введены в январе 2009 года сроком на 9 месяцев, после чего срок их действия был продлен на аналогичный период, то есть до лета текущего года.
Для решения поставленных стратегией развития автопрома задач предлагается также стимулировать спрос и разрабатывать системные мероприятия по поддержке экспорта. Поддержку и экспорт автомобилей Минпромторг предлагает проводить, в том числе, за счет планируемого Агентства по страхованию. Что касается стимулирования спроса, то в Минпромторге полагают, что до 2013 года сохранит свою эффективность программа льготного кредитования. Однако уровень ее финансирования из бюджета будет "затухать" - до 12 млрд рублей к 2013 году.
До 2013 года было запланировано и действие стартующей 8 марта программы утилизации автомобилей. В рамках этой программы собирались реализовать около 400 тыс. автомобилей. Общие затраты на нее оценивались в 20 млрд рублей. Однако пока планируется, что эксперимент по выдаче ваучера в размере 50 тыс. рублей на покупку нового автомобиля отечественной сборки взамен сданного в утиль б/у автомобиля будет проводиться с 8 марта по 1 ноября 2010 года. На реализацию программы утилизации в бюджете РФ заложено 11 млрд рублей. Их них 1 млрд рублей - средства на компенсацию потерь дилеров по доставке подержанных авто до пункта утилизации.
При этом, как заявил Христенко, в России на данный момент 14 млн автомобилей старше 10 лет. И ваучеры в размере 50 тыс. рублей на покупку автомобилей отечественного производства могут получить лишь около 1,5% владельцев машин. По пессимистичным прогнозам программой воспользуются около 17% автовладельцев, по оптимистичным - болeе 33%. "В любом варианте это в 10-20 раз больше, чем есть тот ресурс, которым мы располагаем", - сообщил глава Минпомторга.
Вместе с тем Христенко признает, что в ходе реализации программы будут нестыковки, трудности и вопросы, связанные с нормативным сопровождением, но министерство будет чутко относиться ко всем нъюансам. "Это светлая цель, сделать это белое пятно в нормативном сопровождении утилизации автомобиля заполненным и расцвеченным", - подвел итог министр.
Возвращаясь к программе развития отечественного автопрома, стоит отметить, что большое внимание в ней уделяется развитию национальной базы проведения разработки новых и модификации существующих образовательных программ и программ повышения квалификации. "В рамках стратегии развития автопрома значительное место необходимо уделить вопросам подготовки инженерных кадров, проведению собственных научно-исследовательских и конструкторских разработок", - заявил на заседании правительства и премьер-министр РФ Владимир Путин.
Премьер подчеркнул, что здесь нельзя рассчитывать на быстрый результат. "Но если будут созданы перспективные заделы, то в будущем можно будет говорить и о формировании авторитетных российских центров по разработке новой автомобильной техники, новых центров компетенции", - сказал Путин.
"Наша конечная цель, - отметил премьер, - сформировать в стране современную автомобильную промышленность, включающую всю технологическую цепочку: от стального листа до конечного продукта ".
Сдвинет ли новая стратегия дело с мертвой точки и в очередной раз она будет "мертвому припарка", сказать сейчас сложно. Эксперты неоднозначно относятся к амбициозным планам российского правительства. Так, исполнительный директор агентства "Автостат" Сергей Удалов считает очень правильным сам факт того, что правительство занялось стратегией отечественного автопрома. "В течение 40 лет в стране ничего не делали для развития автопрома. После строительства "АвтоВАЗа" впервые на уровне правительства обсуждаются столь масштабные проекты, которые действительно помогут создать современный автопром", - пояснил Interfax-Russia.ru свою точку зрения Удалов.
"В принципе, - считает эксперт, - поставленные благие задачи вполне реальны". Вместе с тем, отмечает собеседник Interfax-Russia.ru, производство без продаж смысла не имеет, поэтому будут востребованы только по-настоящему конкурентоспособные автомобили. А то, что в решении поставленных задач заинтересовано и достаточно много иностранных компаний, может сыграть лишь на руку правительственным планам.
Между тем, по мнению вице-президента компании "Неокон" Игоря Савельева, проблема многих правительственных стратегий заключается в механизмах реализации заложенных в них целей. "Сами по себе цели ставятся хорошие и правильные - "развивать направление…", "ликвидировать отставание…" и т.д., но создается ощущение, что их достижение планируется за счет простого выделения государственных средств", - заявил Interfax-Russia.ru Савельев.
"Реакцией на любую проблему является планирование увеличение госрасходов на отраженное в стратегии направление. И чем больше проблема, тем больше средств на нее планируют выделить - этим и объясняется астрономическая цифра инвестиций в российский автопром", - добавил собеседник Interfax-Russia.ru. При этом, по его словам, механизмы достижения поставленных целей подробно не описываются - дается лишь общее представление о них. "Вот только конкретных задач с помощью только финансовых рычагов и общих пожеланий не решишь и, пока подход государства к собственным стратегическим программам не станет более детализированным и продуманным, благие намерения останутся просто намерениями", - считает Савельев.
По его мнению, в контрактах с иностранными партнерами должны быть отражены не общие благие пожелания по локализации производства и передаче технологий, а четко закрепленные обязанности сторон со сроками и условиями передачи не просто сборочных технологий, а производственных технологий и санкции за невыполнение взятых на себя обязательств. "Пока этого не будет, все разговоры о развитии и модернизации автопрома останутся просто разговорами", - убежден вице-президент компании "Неокон".
Руководствовался ли одним из подобных соображений и кабинет министров, который в целом одобрил проект стратегии развития автопрома до 2020 года, однако отправил его на доработку в Минпромторг, пока не ясно. В тоже время правительство дало поручение уточнить ряд моментов в реализации стратегии, в том числе насчет источников ее финансирования и размера господдержки.
Обозреватель Анастасия Николаева