Поволжье / Точка зрения 2 февраля 2009 г. 18:19

Тайна крушения Boeing-737

Interfax-Russia.ru - Эксперты Межгосударственного авиационного комитета (МАК) пришли к выводу, что причинами авиакатастрофы самолета Boeing-737 в Перми стали ошибка экипажа, неправильные действия диспетчера и неисправность машины. Между тем адвокат потерпевших не уверен, что заключение МАК совпадет с результатами расследования в рамках уголовного дела.

Напомним, Boeing-737 авиакомпании "Аэрофлот-Норд", выполнявший рейс Москва-Пермь, разбился 14 сентября 2008 года. В результате авиакатастрофы погибло 88 человек. Расследование причин падения самолета продолжалось больше четырех месяцев.

О том, что техническая комиссия Межгосударственного авиационного комитета завершила расследование авиакатастрофы, причем мнения членов комиссии совпадают, в конце января журналистам сообщила председатель МАК Татьяна Анодина: "Причина установлена однозначно. Никаких замечаний, особых мнений нет".

Несмотря на отсутствие официально опубликованной версии, газете "Коммерсант" удалось обобщить мнения экспертов, принимавших участие в расследовании. Основной вывод: крушение Boeing-737 стало следствием ошибки экипажа и болезненного состояния его командира Родиона Медведева. Не исключено, что на момент посадки командир корабля находился в состоянии алкогольного опьянения - в тканях погибшего был найден алкоголь.

Кроме того, по мнению членов комиссии, падению лайнера способствовали неправильные действия диспетчера, особенности конструкции и техническая неисправность машины. В частности, отмечают эксперты, в сложных метеоусловиях диспетчер аэропорта Большое Савино Эрик Бибиков отправил пилотов на повторный заход, поменяв экипажу посадочный курс, сломав, таким образом, уже заложенную в бортовой компьютер Boeing схему посадки в автоматическом режиме. Несмотря на то, что диспетчер имел право изменять условия посадки лишь в экстренной ситуации, Бибиков задержал садящийся лайнер, как считают эксперты, исключительно по международно-политическим соображениям - он предоставил полосу для взлета пассажирского аэробуса компании "Люфтганза" по просьбе его пилота.

После отключения автоматики пилотам Boeing-737 пришлось перейти на ручное управление. Из-за технического дефекта, обнаруженного в ходе расследования на разбившемся самолете, авиалайнер при снижении резко повело влево, и пилоты, пытаясь выправить самолет, приняли неправильное решение, в результате чего лайнер сорвался в штопор и упал. Источники газеты объясняют это тем, что на турбинах разбившегося самолета изначально присутствовал разнотяг - правый двигатель развивал большую мощность и толкал машину сильнее, чем левый. Стоит напомнить, что первоначально - после расшифровки черных ящиков - комиссия, расследующая причины катастрофы Boeing-737 в Перми, отказалась от версии о том, что самолет разбился из-за технической неисправности - эксперты были убеждены, что двигатели работали в нормальном режиме до столкновения самолета с землей.

По версии источников, пилоты не поняли, в какой именно крен они попали: один из них, как следует из распечатки переговоров, утверждал, что лайнер уходит вправо, в то время как другой доказывал обратное. Причем, по мнению экспертов, дезориентации пилотов способствовала и нетипичная индикация авиагоризонта - прибора, определяющего положение самолета в воздухе. На российских приборах используется индикатор самолета, который двигается в той или иной плоскости. На упавшем лайнере положение на экране менял не самолет, а горизонт.

Ошибочные действия пилотов при посадке участники расследования объясняют и наличием алкоголя в мышечных тканях погибшего командира экипажа. Однако сами эксперты отмечают, что этот факт не свидетельствует о том, что летчик был пьян - для оценки состояния человека важен не сам факт наличия алкоголя, а содержания этилового спирта на единицу массы тела. Тем не менее, большинство экспертов пришли к выводу, что свою последнюю посадку командир совершал, будучи в "некоем болезненном состоянии". Об этом свидетельствуют, в частности, его переговоры с диспетчером и вторым пилотом. Командир, например, замедленно реагировал на сообщения собеседников, растягивая слова, что, впрочем, можно было объяснить его природной особенностью - заиканием.

Между тем, адвокат потерпевших Игорь Трунов считает, что выводы МАК могут не совпасть с данными расследования авиакатастрофы Boeing-737, полученными СКП РФ в ходе расследования. Напомним, что Следственный комитет при прокуратуре РФ возбудил уголовное дело по ч.2 ст.263 УК РФ ("нарушение правил безопасности движения и эксплуатации на воздушном транспорте, повлекшее смерть двух и более лиц").

"Для следствия будут иметь значения лишь выводы, сделанные независимыми экспертами", - пояснил Interfax-Russia.ru Трунов. В качестве примера адвокат привел расходящиеся данные МАК и следствия по делу об иркутской авиакатастрофе. "Должна быть назначена другая экспертиза", - считает адвокат.

По его словам, несмотря на то, что "комиссию МАК представляли наиболее опытные профессионалы, для результатов расследования уголовного дела это не будет иметь никакого значения".

Выводы МАК, подчеркнул собеседник Interfax-Russia.ru, не имеют юридической силы, а имеют лишь рекомендательный статус: "Это не последняя "точка", не завершение расследования". На основе выводов МАК, пояснил адвокат, не может быть однозначно установлена виновность или невиновность экипажа или диспетчера.

Как отмечает собеседник Interfax-Russia.ru, официально опубликованные результаты расследования МАК проанализирует следствие и другие эксперты, и лишь по завершении официального расследования, проводимого СКП РФ, будут сделаны официальные и окончательные выводы по поводу виновных в пермской трагедии. По всей видимости, считает Трунов, следствие по делу продлится не один месяц.

Как ранее сообщал сайт Interfax-Russia.ru, коллегия адвокатов "Трунов, Айвар и партнеры" заявляла о намерении предъявить претензии по поводу гибели самолета к американским Flight Training International Inc. и федеральному авиаагентству США. Адвокаты в частности отмечали недостаточную подготовку пилотов. Кроме того, планировалось выделить в отдельное делопроизводство иск в отношении владельца самолета - американской компании, застраховавшей свою собственность в американской страховой компании. Все ответчики находятся под юрисдикцией суда США. Еще один пакет претензий адвокаты предъявляли к эксплуатации разбившегося самолета.

В настоящее время, рассказал собеседник Interfax-Russia.ru, адвокаты были вынуждены отказаться от иска в Чикаго - к производителям Boeing-737. При этом Трунов отметил, что он и ранее слабо верил в судебные перспективы по данному иску. "Косвенная вина производителя самолета могла бы быть доказана лишь с большой натяжкой", - считает адвокат. По его словам, основные претензии будут предъявлены в Нью-Йорке к владельцам самолета и к страховой компании. Но это также дело нескольких месяцев, а то и лет…

А пока МАК основную вину за крушение Boeing-737 возложил на погибших членов экипажа и диспетчера аэропорта. При этом в окончательных выводах комиссии, кстати до сих пор неопубликованных, много противоречий с промежуточными, озвученными в процессе расследования. Жизнеспособность выводов МАК можно будет доказать лишь по окончании расследования в рамках уголовного дела. А пока очевидно одно - окончательная точка в расследовании пермской авиакатастрофы еще не поставлена.

Обозреватель Анастасия Николаева