Interfax-Russia.ru – Пермскому музею современного искусства, который ранее возглавлял Марат Гельман, нашли нового директора. Но прежний глава Permm продолжит участвовать в судьбе музея.
Информация о том, что администрация Перми расторгает договор с руководителем музея современного искусства PERMM Маратом Гельманом, появилась на минувшей неделе. Об этом сам галерист сообщил в своем микроблоге в Twitter.
"Видимо, да" - написал Гельман, отвечая на вопрос другого пользователя о расторжении трудового договора с музеем.
Позднее Гельман написал, что исполняющий обязанности министра Пермского края Игорь Гладнев уже подтвердил информацию об увольнении.
"Только что позвонил Гладнев и подтвердил факт увольнения. Министр культуры, закрывающий выставки, видимо перепутал свою должность с ФСБ", - отметил галерист.
Источник в министерстве культуры Пермского края также подтвердил агентству "Интерфакс-Поволжье", что Гельман больше не возглавляет музей современного искусства в Перми.
"Он уволен. Кандидатура на пост директора музея пока не известна. В ближайшее время на ее замещение будет объявлен конкурс", - сообщил собеседник агентства.
Как выяснил (http://www.kommersant.ru/doc/2215024) "Коммерсант", трудовой договор с директором музея был расторгнут по п.2 ст.278 ТК РФ, где сказано, что "работодатель не обязан мотивировать такое решение".
Сам Гельман связывает это решение с тем, что ранее он открыл в Перми несколько выставок, запрещенных к показу местным министерством культуры. В частности, пермское Минкультуры закрыло выставку красноярского художника Василия Слонова "Welcome! Sochi 2014", содержащую сатиру на символику предстоящих зимних Олимпийских игр. Также были закрыты выставка художника Сергея Каменного "Российское барокко" с фотографиями с московских митингов. И выставка израильской художественной группы "Новый Барбизон", неосторожно высказавшейся о наличии цензуры на фестивале "Белые ночи в Перми". Несмотря на запрет, Марат Гельман открыл все запрещенные выставки на площадке музея современного искусства PERMM.
Этот музей Гельман возглавил в конце 2008 года. Тогда при поддержке представителя администрации Пермского края Сергея Гордеева в Совете Федерации галерист провел в здании пермского Речного вокзала (на тот момент не эксплуатируемом и минимально отреставрированном для экспозиции на средства Гордеева) выставку "Русское бедное". В экспозицию вошли работы российских современных художников, как хорошо известных, так и молодых. За месяц работы выставку посетили 45 тыс.человек, после чего по просьбам горожан она была продлена еще на месяц.
Успех выставкы "Русское бедное" положили начало масштабному проекту "Пермь - культурная столица", в рамках которого в том же здании Речного вокзала, уже полностью отреставрированном и оборудованном, открылся музей современного искусства PERMM.
Гельман не только возглавил музей, но и принял непосредственное участие в формировании музейной коллекции, в которую он передал десятки произведений современного искусства из личного собрания. Кроме того, он выступил куратором большинства выставочных проектов музея. А 23 марта 2009 года Пермский музей современного искусства получил статус государственного краевого учреждения.
Гельман также участвовал в разработке концепции и реализации фестиваля "Живая Пермь", который впервые был организован при поддержке бывшего губернатора Пермского края Олега Чиркунова в 2009 году и стал прототипом для более масштабного фестиваля "Белые ночи в Перми".
Сейчас прокуратура региона начала проверку бюджета фестиваля "Белые ночи-2013", организатором которого является Гельман и Владимир Гурфинкель. Также надзорное ведомство намерено проверить выплаты галеристу как руководителю музея современного искусства.
Со своей стороны губернатор Пермского края Виктор Басаргин объяснил расторжение трудового договора с галеристом тем, что Гельман и местные власти разошлись в целях. По мнению главы региона, в последнее время Гельман пытался "капитализировать" свое имя.
"И тот факт, что в этих личных интересах используется площадка и мероприятия, которые в основном организованы и работают на бюджетные деньги, дает краевым и городским властям право не просто высказывать свое "фи" к происходящему, но и прибегнуть к более решительным шагам", - написал Басаргин в своем блоге.
Он также подчеркнул, что власть должна контролировать, как и на что расходуются бюджетные деньги.
"Органы власти по определению несут ответственность за то, как они расходуют народные деньги, а как раз в случае с пермским культурным проектом управляемость эффективностью расходования средств была очень сложной, поскольку входила в противоречие с понятиями "свободы искусства". При этом на диалог с краевым Минкультом по спорным вопросам Марат Александрович шел крайне неохотно", - отметил Басаргин.
Он сравнил ситуацию с отставкой тренера в крупном спортивном клубе.
"Регион и спонсоры вкладываются в команду, а результат "не очень". Тогда дают шанс поработать на том же материале другому специалисту, и зачастую это дает эффект", – отметил чиновник.
Губернатор также поставил задачу правительству края и администрации губернатора совместно со Счетной палатой провести ряд проверок.
"Это процесс обстоятельный и долгий, уже первые результаты показали, что возможности для злоупотреблений были. Реакция на предпринятые шаги показала, что откладывать кадровые изменения не стоит, иначе любые действия властей по упорядочиванию организации работ в рамках культурного проекта будут и дальше преподноситься как удушение свобод", - считает глава региона.
В свою очередь Марат Гельман сообщил "Интерфаксу", что в рамках проверки финансовой деятельности фестиваля "Белые ночи в Перми-2013", одним из организаторов которого он являлся, в его кабинете в музее современного искусства в Перми прошли.
"Приехали, расположились у меня в кабинете, затребовали документацию за 2012-2013 год деятельности музея. У нас это седьмая проверка в музее, сотрудники достаточно уверенно себя чувствовали", - рассказал Гельман.
По его словам, обыск проводили сотрудники контрольно-счетной палаты и отдела по борьбе с экономическими преступлениями МВД.
"Насколько я понимаю, было совместное поручение (о проведении проверки - ИФ) для КСП (контрольно-счетной палаты – ИФ) и ОБЭП. Подозрений нет, есть желание найти что-то", - отметил галерист.
Он также сообщил, что из пермского музея современного искусства изъяли картины Слонова и отдали их на экспертизу для проверки на экстремизм. По его словам, оригиналы работ были выставлены на территории фестивального городка в Перми в рамках фестиваля "Белые ночи-2013", а копии находились в экспозиции музея Permm.
"Пространство фестивального городка управляется городом, то есть, они просто повесили замки, поставили охрану и никого не пускали. Картины закрыты", - рассказал Гельман, добавив, что "экспертов ждет разочарование - даже самые предвзятые эксперты экстремизма не найдут", – пояснил он.
Вместе с тем, в пресс-службе ГУ МВД по Пермскому краю утверждают, что полиция не проводила обыски в кабинете Гельмана.
"Проверку проводим, обыски - нет", - сообщил агентству "Интерфакс-Поволжье" представитель пресс-службы, добавив, что пока не идет речи ни о каком уголовном деле в отношении руководства музея современного искусства Permm.
Кроме того, полиция опровергла заявление бывшего директора пермского музея об изъятии картин художника Василия Слонова с целью проверки на экстремизм.
"В настоящее время сотрудниками полиции возбуждено административное производство, в рамках которого проводятся проверочные мероприятия, направленные на установление законности использования товарного знака c олимпийской символикой. Указанные картины органами внутренних дел не изымались, работа проводится по их распечаткам из сети интернет", - уточнили в ГУ МВД по региону.
Тем временем в Перми нашли нового руководителя для музея, который ранее возглавлял Гельман.
"Я сам рекомендовал Елену Олейникову на эту должность. Можно сказать, что без нее я не делал последнее время никаких проектов в Перми и она была вторым человеком в культурном альянсе", - сообщил агентству "Интерфакс-Поволжье" экс-руководитель музея. Кстати, некоторое время назад именно Гельман пригласил Олейникову на должность руководителя выставочного отдела Пермского музея современного искусства PERMM.
По информации "Коммерсанта", приказ о назначении Олейниковой на должность и.о. руководителя музея был подписан 21 июня. В интервью "Ъ" Олейникова рассказала, что речь о закрытии музея пока не идет.
"Да и как его закрыть? В коллекции музея около 200 единиц хранения, поступивших в государственную собственность", - отметила она.
В настоящий момент PERMM экспонирует выставку "Искусство против географии". В ближайших планах - персональная экспозиция петербургского художника Юрия Никифорова. Кроме того, музей планирует участвовать в параллельной программе 5-й Московской биеннале современного искусства - по предварительной договоренности с "Винзаводом" PERMM представит в столице скульптуры краснодарского художника Валерия Казаса.
В качестве главной проблемы, с которой столкнется музей без Гельмана, Олейникова называет публичность.
"Марат привлекал внимание к музею со стороны общественности во всей стране. Не знаю, насколько это получится у меня", - поясняет новый руководитель Permm. По ее словам, прямого участия в дальнейшей судьбе своего детища Гельман принимать не будет, но помочь советом не отказывается.
Обозреватель Анастасия Николаева