Поволжье / Точка зрения 19 декабря 2013 г. 17:49

В ожидании помощи

Interfax-Russia.ru – Чувашский моногород Канаш претендует на получение федеральной поддержки.

На федеральном уровне одобрен перечень моногородов с наиболее сложной социально-экономической ситуацией. В первую группу – кризисных моногородов, претендующих на оказание государственной поддержки - включен моногород Канаш (Чувашия).

По данным Минэкономразвития Чувашии, для сокращения монопрофильности производства в городе предусматривается создание индустриального парка. Он будет использоваться для реализации инвестиционных проектов по созданию новых производств и модернизации действующих предприятий с организацией дополнительной инженерной инфраструктуры.

В частности здесь начато строительство предприятия по производству неорганических химических соединений (минеральных солей), сметная стоимость проекта – 500 млн рублей. Кроме того, немецкая фирма Develey запустила технологические линии по производству баварской горчицы и розлива соусов завода по переработке овощей, сметная стоимость проекта – 600 млн рублей.

Также реализуются инвестиционные проекты по строительству литейного завода, организации производства и розлива газированных напитков, строительству цеха по производству водного раствора гидроксихлорида алюминия мощностью 20 тыс. тонн в год, организации цеха по изготовлению различных металлических изделий и конструкций из металла, расширению производства дробильно-сортировочного оборудования, расширению производства сельхозтехники и др.

Для развития имеющихся производств и реализации новых инвестиционных проектов будут создавать и модернизировать объекты инженерной инфраструктуры индустриального парка.

Пока, по данным администрации Канаша, сформированы земельные участки, а также подготовлена проектно-сметная документация по строительству инфраструктурных объектов.

Ожидается, что создание индустриального парка до 2020 года позволит получить значительные средства в городской бюджет и создать около 4,3 тыс. дополнительных рабочих мест. Вместе с тем, как уточнили агентству "Интерфакс-Поволжье" в пресс-службе Минстроя республики, на реализацию инвестплана до 2020 года требуется 13,2 млрд рублей.

Впрочем, Канаш – не единственный чувашский моногород со сложной социально-экономической ситуацией. Так, высокий износ систем и объектов инженерной инфраструктуры, а также высокая задолженность за теплоэнергоресурсы наблюдается еще в одном чувашском моногороде Шумерле.

В рамках комплексного инвестплана на территории индустриального парка Шумерли планируется реализовать стратегические инвестиционные проекты по строительству завода для производства пеностекла, реконструкции молочного завода, организации производства масляных и сухих (литых) распределительных трансформаторов. Кроме того, планируется модернизация уже имеющихся производств, таких как "Комбинат автомобильных фургонов" и другие.

По расчетам регионального Минэкономразвития, на создание объектов инженерной инфраструктуры этого индустриального парка необходимы бюджетные средства в размере 703,6 млн рублей, в том числе 528,4 млн рублей из средств федерального бюджета.

Непростая ситуация на градообразующих предприятиях также наблюдается в моногородах Мариинский Посад и Ядрин. Здесь с сентября 2010 года приостановлена деятельность двух ФГУП "Росспиртпрома" - "Спиртового завода Ядринский" и "Спиртового завода "Марпосадский".

На территории данных моногородов также планируется создание индустриальных парков и строительство объектов инженерной инфраструктуры с привлечением средств федерального бюджета.

Вместе с тем в двух моногородах Чувашии – Новочебоксарске и Алатыре - благодаря финансовой поддержке из федерального бюджета ситуация уже изменилась. Всего на реализацию комплексного инвестиционного плана Алатыря, начиная с 2011 года, было выделено свыше 900 млн рублей средств бюджетов всех уровней, а на поддержку Новочебоксарска с 2010 года - 2 млрд рублей.

Благодаря принятым мерам увеличилось число малых предприятий, были созданы дополнительные рабочие места, а уровень зарегистрированной безработицы снизился в 5 раз в Алатыре и в 7 раз в Новочебоксарске.

В частности, в Новочебоксарске в рамках территории опережающего развития "Солнечная долина" ведется строительство объектов инженерной и коммунальной инфраструктуры (общая стоимость проекта – 204,5 млн рублей, из них освоено 161,1 млн рублей), а также реализуется ключевой инвестиционный проект "Создание и развитие производства тонкопленочных солнечных модулей" (ООО "Хевел") общей стоимостью 20 млрд 100 млн рублей. Также с привлечением бюджетного кредита реализуется инфраструктурный проект "Реконструкция биологических очистных сооружений Новочебоксарска" (общая стоимость проекта – 3 млрд 355,4 млн рублей, освоено 1 млрд 997,4 млн рублей).

Продолжается реализация инвестиционных проектов начинающих субъектов малого инновационного предпринимательства (технопарк "Интеграл"), реконструкция завода по производству санитарно-технических изделий ООО "Керамика", организуется серийное производство кремнийорганических составов для защиты древесины на ООО "Элкон" и др.

Строительство объектов инженерной и коммунальной инфраструктуры ведется также в рамках индустриального парка Алатыря (общая стоимость проекта – 648,7 млн рублей, из них профинансировано 498,2 млн. рублей). Кроме того, ООО "Алатырский горно-обогатительный комбинат" начал реализацию стратегического инвестиционного проекта по обогащению кварцевого песка для стекловарения и производству сухих строительных смесей с дальнейшей организацией стекольного производства сметной стоимостью 2 млрд 400 млн рублей.

Сейчас, по данным Минрегионразвития РФ, на территории России находится 342 моногорода, в которых проживает более 15 млн человек. Все они разделены на три категории: примерно в 100 моногородах ситуация спокойная; еще в 150 - более-менее стабильная, но может ухудшиться в любой момент; в оставшихся ситуация либо плохая, либо можно ожидать ее ухудшения.

Всего в федеральном бюджете на 2014 год на помощь российским моногородам предусмотрено до 100 млрд рублей. В том числе, как рассказала "Российской газете" руководитель группы по модернизации моногородов при правительственной комиссии по экономразвитию и интеграции Ирина Макиева, только на развитие инженерной инфраструктуры моногородов - объектов тепло- и водоснабжения, канализации - планируется выделить около 30 млрд рублей.

Причем, по ее словам, поддержка будет оказываться тем, кто разработает необходимую проектно-сметную документацию, а чтобы деньги на ее разработку были потрачены не впустую, необходимо, чтобы планируемая к модернизации инфраструктура была связана с теми бизнес-проектами, которые будут реализовываться на данной территории.

О том, что в перспективе предпочтение будет отдаваться господдержке моногородов, которые подготовили тщательно проработанные программы развития заявлял и директор департамента особых экономических зон и проектов регионального развития Минэкономразвития РФ Андрей Соколов.

"Более правильно отдавать приоритет тем городам, где есть какие-то проектные решения, и власти - местные и региональные - а также граждане проявляют инициативу и хотят улучшить свою жизнь", - отмечал он в августе в ходе "круглого стола", на котором обсуждали развитие инфраструктуры регионов "как фактор роста и диверсификации экономики моногородов".

В свою очередь, по словам заместителя директора департамента развития, комплексной оценки деятельности субъектов РФ и органов местного самоуправления министерства регионального развития Дмитрия Голованова, в число критериев отбора моногородов, претендующих на государственную поддержку при создании инфраструктурных объектов, теперь закладывается наличие индустриального или промышленного парка с несколькими якорными инвестпроектами.

По его мнению, это снижает риск смещения сроков введения в эксплуатацию оборудованных для резидентов площадок и является своего рода гарантией оснащения их всей необходимой инфраструктурой.

Обозреватель Анастасия Николаева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"